Due diligence, или должная осмотрительность, – комплекс мер, направленный на поиск и устранение потенциальных финансовых угроз для компании. Читайте в новом материале от сервиса Kompra о главных кейсах должной осмотрительности и их применении в Казахстане.
На слуху все чаще появляется термин Due diligence, используемый иностранными предпринимателями и специалистами финансовой сферы. В переводе "должная осмотрительность" – это меры, предпринимаемые компанией, чтобы избегать финансовых угроз и заранее просчитывать преимущества и риски каждой сделки. На практике это означает, что контрагенты компании – поставщики, соискатели, деловые партнеры, клиенты – должны проверяться на предмет потенциальной опасности для экономической и корпоративной безопасности компании.
Во многих странах должная осмотрительность является обязательным пунктом в налоговом законодательстве. К примеру, в России перед подписанием договора о закупке, партнерстве, оказании услуг и т. д. руководство компании должно иметь доказательство, что контрагент благонадежен. В Канаде, США и Евросоюзе также предприниматели обязаны "предпринимать обдуманные действия" на основе данных о поставщиках или партнерах. Анализируя информацию из открытых источников, чаще всего государственных баз данных, специалисты по экономической безопасности определяют, не заключается ли сделка с фирмой-однодневкой или будущим банкротом, не является ли соискатель или клиент мошенником. Это не только помогает предотвращать угрозы финансовых и репутационных потерь, но и доказывает непричастность компании, в случае когда контрагент действительно оказывается неблагонадежным. Существует много иностранных сервисов, автоматизировавших сбор информации о контрагентах по всему миру – LexisNexis, Refinitiv.
В Казахстане еще нет норм для предотвращения рисков, закрепленных на законодательном уровне, но многие компании уже активно внедряют должную осмотрительность в работу. Сотрудники служб безопасности (СБ), юристы, комплаенс-офицеры, риск-менеджеры, банковские аналитики, бухгалтера и другие специалисты в области финансов и экономической безопасности уделяют большое внимание проверке на благонадежность. Для этого в Казахстане открыты базы данных о налоговых отчислениях, банкротстве, судебных разбирательствах и других важных для бизнеса показателях. Проверить благонадежность казахстанской компании можно вручную, собирая информацию с двух десятков сайтов государственных органов, или с помощью специальных сервисов проверки контрагентов, одним из которых является Kompra. Далее мы разберем самые важные аспекты должной осмотрительности для компании.
Проверка сотрудников. В основе корпоративной безопасности лежит благонадежность сотрудников компании. Специалисты СБ казахстанских предприятий регулярно проверяют не только работников, но и приходящих соискателей, чтобы не допустить появления мошенников в штате. Особое внимание уделяется наличию долгов, судебных разбирательств с прошлыми работодателями, исполнительных производств и т.д. у кандидатов, метящих на финансов ответственные позиции. Такие сотрудники в будущем могут потенциально поставить под угрозу благосостояние фирмы. Так как многие данные о персонах нельзя получить без их разрешения, при собеседовании запрашивается письменное согласие на проверку информации о человеке. К некоторым документам – адресная справка, подтверждение несудимости – соискатели обычно открывают доступ сами.
В вопросах проверки физических лиц важно действовать только в соответствие с законодательством РК, которое не допускает дискриминации ни по какому признаку. Поэтому не стоит отбрасывать кандидатуру только из-за старого судебного разбирательства – опытные специалисты СБ рекомендуют обсуждать подозрительные детали с самим соискателем или сотрудником, чтобы узнать логичное объяснение признака неблагонадежности. Однако наличие крупных задолженностей или других факторов риска всегда следует брать во внимание.
Проверка поставщиков. Изначально действия согласно "должной осмотрительности" по большей части требовались от компаний-клиентов, проверявших поставщиков перед оплатой товаров и услуг. По налоговым отчислениям, аффилированным лицам и учредителям можно понять, не заключается ли сделка с фирмой-однодневкой, мошеннической контрой или участником тендерного сговора. Неосторожность в этом вопросе может повлечь большие потери и судебные тяжбы.
В одной из статей мы уже сделали детальный разбор, на что стоит смотреть при проверке поставщика. Не верьте на слово рекламным объявлениям или громким словам о "многолетнем опыте работы". Главное – отсутствие исполнительных производств, прозрачное участие в государственных закупках, своевременная выплата налогов и отсутствие задолженностей.
Поверка клиентов. Поставщикам тоже важно обезопасить себя от невыполнения договорных обязательств со стороны заказчиков. Известны случаи, когда непроверенные клиенты не оплачивали компаниям заказы или вовсе пропадали, а договора были недействительны или заключались с подставными конторами. Поэтому оценивайте на стабильность налоговых отчислений и долги, чтобы не стать заложником дебиторской задолженности или не ждать реабилитации компании-банкрота.
В проверке клиентов заинтересованы банки перед выдачей кредитов физическим и юридическим лицам. Стабильные налоговые отчисления и отсутствие задолженности – обязательное условие для получения займов. Это гарантирует банкам платежеспособность клиентов. Похожие условия интересуют представителей крупных торговых сетей, например, продающих товар с оплатой в рассрочку.
Развитие прозрачной и устойчивой бизнес-среды предполагает постоянную борьбу с рисками и мошенниками. По принципу должной осмотрительности заранее определяется, готовы ли вы работать с компанией или персоной, не станет ли это потенциальной опасностью для ваших финансов. Поэтому проверка контрагентов и постоянный контроль информации позволит обнаруживать факторы риска до заключения сделки и выбирать выгодный и безопасный вариант.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора