banner

Для кого город?

6915

Недавно в алматинском акимате состоялись сразу два брифинга. Один – по конкурсу заявок пилотного проекта "Бюджет участия", а другой – на тему увеличения скорости движения автотранспорта. Казалось бы, темы разные, но связь между ними определенно прослеживалась: кому жить и быть в нашем городе – людям или машинам?

Для кого город?

Сначала о проекте "Бюджет участия". Это дебют для Алматы. Местный бюджет, разработанный с участием граждан на всех этапах принятия решений: планирование, обсуждение, мониторинг. В качестве образцов эффективной работы проекта были названы Нур-Султан, Париж, Лондон Сеул, Москва и киргизский Ош. Впервые парсипативный бюджет был внедрен в Бразилии, в Порту-Алегри, граждане которого участвовали в распределении городского бюджета. Такая форма принятия решений помогла улучшить городскую инфраструктуру, жилищные условия, транспорт, здравоохранение и образование. ООН признала ее примером положительной практики, а Всемирный банк включил партисипативный бюджет в набор инструментов по улучшению жизни горожан.

Как заявляют чиновники, цель "Бюджета участия" в Алматы – это развитие и благоустройство территорий районов мегаполиса на основании инициатив и предложений горожан. Это проекты по благоустройству внутрирайонной безопасности, дворового освещения, установки светофоров, остановочных комплексов, ремонту и созданию общественных пространств, подсветки зданий и т. д. По словам чиновников, охвачены все районы города. На каждый район выделяется 500 млн тенге. Максимальная стоимость одного проекта от одного заявителя не должна превышать 100 млн тенге. Проголосовать можно максимум за три проекта. Проекты, набравшие наибольшее количество голосов, пройдут по конкурсу и на них будет составлена бюджетная заявка. Вроде все звучит красиво и убедительно.

Перейдем к условиям подачи заявок по благоустройству района. Тут правила гласят, что автором проектного предложения может быть гражданин Республики Казахстан, оралман, иностранец и даже лицо без гражданства, постоянно проживающий на территории города. Вроде бы звучит неплохо и демократично. Проектные предложения подаются через портал budget.open-almaty.kz. Для этого необходимо заполнить заявку (указать наименование проектного предложения, его описание, адрес объекта), обязательно прикрепить эскиз и смету проектного предложения (может быть ориентировочной). Также по желанию можно прикрепить фотографии текущего состояния и презентации. Вот с этого места по оформлению проектов у рядовых граждан могут возникнуть трудности. Тем более что сроки подачи заявок, с 19 августа по 1 сентября, явно поджимают. За десять дней горожанин должен успеть выполнить все перечисленные процедуры.

Под силу ли разработать такой проект рядовому обывателю? Мы обратились за разъяснениями к презентовавшим проект чиновникам

По мнению заместителя председателя правления АО "Центр развития города Алматы" Олега Сека, на подачу заявки потребуется 10 минут. Сами пробовали, утверждает он.

"Надо дать название и описание проекта. Приложить краткую смету. Либо выбрать типовую. Если вы хотите дворовую площадку – вы выбираете категорию "Дворовое обустройство". Можете скачать типовую смету и типовой эскиз дворовой площадки из нашего приложения и прикрепить. Если вы хотите какую-то особенную площадку – можете рассчитать ее самостоятельно. Вы можете скачать типовую смету из Интернета или привлечь каких-то специалистов. В состав экспертной комиссии входит специалист-сметчик. И потом (если проект будет допущен к реализации) вам будет оказано содействие в доработке документации, которую вы приложили" – разъяснил г-н Сек.

"Жители часто просят установить игровую площадку, или мусорный контейнер, или освещение двора, или светофоры. Проект предполагает вовлечение большего количества граждан, а не группы лиц, то есть каждого отдельного жителя. Мы ориентируемся на комфорт каждого горожанина", – пояснила вторая участница брифинга, руководитель Управления стратегии и бюджета Алматы Жанар Жазылтаева.

Будут ли представлены на сайте все заявки, поданные в реальном времени? Или они будут проходить какой-то отбор?

"Как только вы подаете заявку в портал, срабатывает счетчик, и вы ее можете увидеть. Никакой премодерации. Потом будет производиться доработка каждого проекта в соответствии с порядком" – пояснил Олег Сек.

Успеют ли горожане разработать проекты и подать заявки до 1 сентября?

"Существует бюджетный городской процесс, формирование бюджета на 2020 год. Мы исходили из того, что к ноябрю должны быть сформированы все бюджетные заявки и готов проект бюджета. Что касается предварительного оповещения, мы об этом проекте заявляли давно. О реализации проекта было известно еще в мае" – утверждает зампредседателя.

Мы, журналисты нескольких изданий, впервые услышали об этом проекте на брифинге. Уверена, то же самое можно сказать об остальных алматинцах. Кроме этого, вопросы у коллег вызвал пункт о "более десяти голосах", которые должен набрать проект для допуска к реализации. Десять голосов – не слишком ли мало? А также тот момент, что аким района утверждает состав экспертной комиссии, отбирающей проекты, что может привести к конфликту интересов. Кстати, еще один усложняющий дело пункт – голосовать за проекты могут только имеющие личную ЭЦП (электронную цифровую подпись). У всех ли она есть? Теперь, чтобы проголосовать на сайте, придется ее завести.

В целом становится понятным, что благоустройство района вряд ли может выйти за границы указанных категорий, типовых смет и эскизов. А рядовому горожанину остается выбирать из предложенного. Самовольничать никто не даст. Преимущественно все вращается вокруг уже перечисленных ранее игровых площадок, переходов, остановочных комплексов, светофоров и освещения. В отдельную категорию на сайте выделен ремонт бордюров, брусчатки и подпорных стен, а также асфальтирование дворов.

Кстати, я заходила на сайт проекта. 22 августа счетчик показывал всего 11 заявок. И это просто цифра. Посмотреть сами заявки нельзя. Как, впрочем, нет возможности отыскать и изучить упомянутые Олегом Секом образцы смет и эскизов.

В категории "Благоустройство общественных пространств" в общей череде с велодорожками и пешеходными зонами встречаются скверы и парки. Но, как уже говорилось, по данной опции нет гиперссылки и посмотреть какие-то примеры смет или эскизов парков и скверов, как, впрочем, и проектов по другим категориям, не получается. Следовало бы выложить имеющиеся образцы документации (сметы, эскизы и т. д.) в гиперссылках по категориям, чтобы пользователь смог ознакомиться с ними еще до заполнения заявки и понять, могут ли они помочь ему в решении зафиксированной им в его районе проблемы.

Между тем состояние зеленых насаждений – одна из важнейших системных городских проблем. Ее надо решать прежде всего. И не просто на районном, а на городском и областном уровнях. Экология отражается на здоровье и жизни горожан. Печально, но чиновники, презентовавшие проект на брифинге, не привели ни одного примера по улучшению экологии города. Видимо, озеленение, ирригация и уход за городской растительностью не входят в приоритеты акимата. 

Друг против друга и против себя

Символично, что темой следующего брифинга стало увеличение скорости движения на ВОАД и Аль-Фараби. И опять все уперлось в набившую оскомину дилемму: для кого город – для автомобилистов или для пешеходов? В прошлом году дополнительно в категорию отщепенцев угодили велосипедисты. А в этом совсем недавно – самокатчики. Умеют у нас власти столкнуть лбами граждан. Приглашенный акиматом председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков отстаивал целесообразность административного решения по введению скоростного режима в 80 км/час. Со своей стороны журналисты задавали неудобные вопросы – о ценности человеческой жизни и противопоставленной ей экономической выгоде, правах пешеходов и т. д. Сложно соблюсти баланс, когда решения принимаются с учетом интересов только одной стороны и на глазок, основываясь на субъективном мнении.

Примером могут служить недавно установленные вдоль улицы Айтеке би, в центре города, в районе пешеходной зоны, светофоры, не реагирующие на контактное нажатие и создающие проблемы передвижения пешеходам. Это с учетом того, что в ста метров ниже и выше, на Гоголя и Казыбек би, они уже есть. По словам Эдуарда Эдокова, зебры со светофорами безопаснее, чем без них. Но вряд ли водители захотят останавливаться более чем на минуту каждые сто метров. Поэтому это приходится делать пешеходам, которые теперь должны ждать по пять минут, когда сработают выставленные автоматически на светофорах таймеры и для них, наконец, загорится зеленый свет. Вопрос в том, стоит ли вводить такие совсем не пешеходные режимы в центре города, вблизи пешеходных зон?

Другая напасть – автолюбители на спортивных машинах, носящиеся с бешеной скоростью по ночам с гулом двигателей, превышающих все допустимые децибелы. Не более ли это насущная проблема, требующая срочного решения – создание благоприятной для отдыха и здоровья горожан городской среды?

Почему все вопросы улучшения инфраструктуры в представлении наших властей всегда сводятся к автомобилям, светофорам, переходам, площадкам и дорогам? Может быть, потому, что они более затратны и трудоемки, требуют асфальтирования, бетонирования, укладки плитки и других дорогостоящих способов освоения городского пространства и превращения его в каменный мешок?

Перед брифингами я прошлась в парке рядом с акиматом. Его, в отличие от других городских зеленых зон, обильно поливают и, можно сказать, уже залили водой. Но это не помогло произрастающим там деревьям спастись от распространяющейся этим летом заразы. Их листья тронула та же ржа, что и растительность по всему городу. Экологи говорят, что это краевой некроз листьев и жук-пилильщик, завезенные вместе с дорогостоящими импортными саженцами, не прошедшими карантин. Инфекция усугубила и без того тяжелое состояние деревьев, ослабленных варварской обрезкой. Кстати, сделанной, по одной из версий, в угоду автомобилистам, подавшим в суд на акимат несколько лет назад, когда после обильного снегопада ветви карагачей рухнули и повредили несколько машин. Теперь деревьям отомстили за порчу имущества с лихвой. Их нещадно топпингуют уже не первый год. Говорят, еще дело и в так называемой экономической выгоде – ветки идут на растопку, а стволы загубленных здоровых деревьев – на другие приносящие прибыль формы предпринимательской деятельности.

Нашим гражданам, от которых зависит принятие решений, уже давно пора выйти из своих автомобилей и оглянуться вокруг. Назрело время, и надо ставить вопрос по-другому, честно и ребром: наш город для машин или для людей? 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться