Исполнительное производство завершает процесс защиты и восстановления нарушенных прав и интересов: на этой стадии взыскиваются деньги, передается имущество, выселяются должники и т. д. Поэтому знание того, как исполняются судебные решения и иные исполнительные документы, необходимо участникам исполнительного производства: взыскателю, должнику, третьим лицам.
11 января 2022 года в силу вступил Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного управления, совершенствования залоговой политики банков второго уровня, регулирования оценочной деятельности и исполнительного производства", который внес ряд изменений в Закон Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" (далее – закон). Рассмотрим новеллы, которые существенно меняют "правила игры" в исполнительном производстве.
Процедура стала более понятной
Пунктом 2 статьи 74 закона было предусмотрено право должника реализовать арестованное имущество с письменного разрешения судебного исполнителя. Теперь это право регламентировано более подробно, чтобы исключить различное толкование нормы закона.
Так, теперь прямо указано, что за реализацией данного права должник должен письменно обратиться к судебному исполнителю. Установлен срок, в течение которого должник вправе сам реализовать арестованное имущество: не более одного месяца после того, как судебный исполнитель такую реализацию разрешит. Если должник реализует свое жилище – срок составляет три месяца. Все это время судебный исполнитель не может выставить имущество на торги – чтобы дать должнику возможность использовать право на самостоятельную реализацию имущества.
Время, в течение которого должник вправе самостоятельно реализовать арестованное имущество, не включается в установленный статьей 39 Закона срок исполнительного производства – два месяца, а по отдельным категориям исполнительных документов – 4 месяца.
Новеллы также закрепляют: должник может использовать указанное право самостоятельной реализации арестованного имущества только один раз по одному исполнительному производству. Данное правило направлено против злоупотребления должником своим правом и необоснованного затягивания исполнительного производства.
Важен и вопрос цены: если раньше должник был вправе реализовать арестованное имущество по стоимости не ниже оценочной, то теперь эта цена составляет не менее 75% оценочной стоимости имущества. При этом давность отчета об оценке не должна составлять более одного года.
Нарушение указанных процедурных моментов может стать основанием для судебного оспаривания действий должника в исполнительном производстве и в зависимости от существенности нарушения – стать основанием для признания того или иного действия недействительным.
Кто не может стать покупателем?
Новеллы закона существенно расширили перечень лиц, которые не могут принимать участие в электронном аукционе в качестве покупателей (пункт 2 статьи 80 Закона). Раньше этот запрет относился только к судебным исполнителям и судьям, вынесшим решение по данному исполнительному производству, оценщику, который оценил арестованное имущество, а также их близким родственникам, супругу (супруге) и должнику.
Теперь под этот запрет попали также:
- залогодержатель и его работник, дочерние организации, а также лица, связанные с ним договором, в соответствии с которым они вправе определять решения, принимаемые юридическим лицом;
- юридическое лицо, если вторым участником торгов является его работник или его учредитель, участник, а также лица, связанные с юридическим лицом договором, в соответствии с которым оно вправе определять принимаемые им решения;
- физическое лицо, если вторым участником торгов является его близкий родственник, супруг (супруга).
Что изменилось в проведении аукциона?
Порядок проведения электронного аукциона существенно изменился (пункты 1, 3 статьи 80 закона). Раньше электронный аукцион начинался на повышение стоимости и мог плавно перейти в аукцион на понижение стоимости, если никто из участников не поддержит повышение. То есть раньше за один аукцион арестованное имущество могло быть реализовано с понижением цены до 50% первоначальной оценки стоимости имущества.
Теперь процесс реализации арестованного имущества разбит на несколько последовательных этапов:
- Электронный аукцион начинается на повышение стоимости имущества.
- Если никто из участников не повысит стоимость имущества, то данный аукцион признается несостоявшимся.
- Взыскателю предлагается оставить за собой имущество. При согласии взыскателя имущество передается ему по цене, указанной в постановлении судебного исполнителя о передаче имущества должника на реализацию. В зависимости от того, достаточно или нет указанной цены для исполнения исполнительного документа (проще говоря, погашения долга), исполнительное производство будет прекращено или продолжено.
- Повторный аукцион на понижение стоимости имущества назначается судебным исполнителем по истечении десяти рабочих дней со дня проведения первого аукциона.
- Цена имущества может быть понижена до 50% от первоначальной, а в отношении недвижимого имущества – до 75%.
Как ни удивительно, но повышение нижнего порога продажи недвижимого имущества с 50% до 75% защищает интересы и взыскателя и должника: на 25% увеличена сумма, направляемая для исполнения в пользу взыскателя по итогам реализации арестованного имущества. Тем самым возрастают шансы должника поскорее рассчитаться с долгом.
Когда аукцион признается несостоявшимся
Дополнены также основания для признания электронного аукциона несостоявшимся (статья 84 Закона). Раньше судебный исполнитель объявлял электронный аукцион несостоявшимся в трех случаях, если:
- отсутствуют заявки или подана только одна заявка;
- никто из покупателей не поддержит установленный шаг изменения стоимости имущества;
- покупатель в установленный срок не внес полную покупную стоимость имущества.
Учитывая, что подать заявку могут двое и более участников, но реально участвовать в электронном аукционе могут только один участник либо никто, законодатель внес поправку: теперь электронный аукцион также признается несостоявшимся, если участие в онлайн-режиме приняли менее двух зарегистрированных участников.
Безопасность – прежде всего!
Судебному исполнителю иногда приходится заниматься принудительным выселением должника или сносом строения. Такая процедура бывает "болезненной" для должника, который в отчаянии может пойти на крайние меры. Для обеспечения безопасности участников исполнительного производства и предупреждения правонарушения судебный исполнитель обязан и вправе принять соответствующие меры.
Так, по исполнительному производству о принудительном выселении должника или сносе строения судебный исполнитель обязан запросить в органах внутренних дел информацию о том, имеется ли у должника разрешение на приобретение, хранение, хранение и ношение гражданского оружия и патронов к нему (подпункт 3-2) пункта 2 статьи 126 Закона).
Что дальше делать с этой информацией – решает судебный исполнитель сам. Но теперь у него появилось право вносить в органы внутренних дел представление о приостановлении указанного разрешения на приобретение, хранение, хранение и ношение гражданского оружия и патронов к нему (подпункт 16-1) пункта 1 статьи 126 закона).
После того как исполнительный документ будет исполнен – должник выселен или строение снесено, судебный исполнитель постановлением снимает данное ограничение и направляет копию постановления в органы внутренних дел для возобновления разрешения, а также должнику для сведения.
Какой нотариус выдаст исполнительную надпись?
В Закон Республики Казахстан "О нотариате" также внесены изменения, которые имеют отншение к исполнительному производству.
Одним из видов нотариальных действий является совершение исполнительной надписи для взыскания денег или истребования иного движимого имущества от должника по так называемым бесспорным требованиям (например, о взыскании задолженности с собственников квартир по обязательным расходам на содержание общего имущества объекта кондоминиума, о взыскании задолженности по коммунальным услугам и т.п.). Исполнительная надпись является одним из видов исполнительных документов.
Если ранее за совершением исполнительной надписи можно было обратиться к любому нотариусу в Республике Казахстан, то теперь следует обращаться к нотариусу по месту нахождения должника: для физических лиц – это место регистрации либо жительства, если иной адрес не указан в договоре, для юридических лиц – место его регистрации либо место нахождения его постоянно действующего органа.
Исключение из данного правила оставлено только в отношении двух требований:
- о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и иных платежей;
- об исполнении соглашений об урегулировании споров, заключенных в порядке партисипативной процедуры.
По двум указанным требованиям за исполнительной надписью можно обратиться к любому нотариусу.
Подведем итоги
В целом внесенные новеллы в закон следует оценить как положительные, так как он направлен на:
- более четкое регулирование порядка совершения исполнительных действий;
- защиту интересов должника и взыскателя;
- усиление безопасности судебного исполнителя и других участников исполнительного производства;
- уточнение отдельных процедурных моментов исполнительного производства.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора