В этой связи для бизнесменов и менеджеров важно понимать, как в целом будет развиваться экономика страны в следующем году. Согласно озвученным планам правительства, в 2019 г. ожидается повышение темпов роста реального ВВП страны. Однако, исходя из динамики цен на нефть, антироссийских санкций и вопросов по транзиту власти в стране, данные планы представляются слишком оптимистичными.
Рассматривая прогнозы госорганов по развитию экономики, заложенных в госбюджете страны, можно отметить ожидания чиновников по повышению темпов роста. Так, на 2019 г. ожидается рост реального ВВП на 3,9% против 3,8% в 2018 г.
Вместе с тем данные оценки можно считать весьма оптимистическими ввиду сокращения совокупного спроса. Например, мировые цены на нефть в 2018 г. выросли по сравнению с 2017 г. на 32% – с $54 за баррель марки Brent до $72. Но темпы роста ВВП, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, замеряемые через краткосрочный экономический индикатор (КЭИ), по итогам 11 месяцев снизился с 5,1% до 4,8%. Надо полагать, что уровень накопленных дисбалансов в нашей экономике столь велик, что даже столь значительный рост мировых цен на нефть не выступает достаточным фактором для повышения темпов роста ВВП.
В 2019 г. нас ожидает существенное снижение мировых цен на нефть. Как отметил министр национальной экономики Тимур Сулейменов, консенсус-прогноз по ценам на нефть мировых финансовых организаций в 2019 г. составляет $66,7 за баррель, то есть на 7% ниже текущего уровня. С учётом текущего уровня цен, порядка $50 за баррель, то ситуация может быть еще драматичнее.
Как следствие, можно ожидать сокращение темпов роста инвестиций в основной капитал. Ведь при текущем росте в 18% инвестиции крупных, преимущественно сырьевых компаний росли почти в два раза быстрее – 35%, то есть коррелируя с ростом цен на нефть (32%). Отсюда можно ожидать снижение темпов роста инвестиций в основной капитал крупного бизнеса, к примеру, до 1%, как в 2017 г.
Несырьевой негосударственный сектор (ННС) также будет находиться под давлением в 2019 г. ввиду роста конкуренции со стороны российского бизнеса. Ведь, с одной стороны, в 2019 г. ожидается введение всё более жёстких западных санкций. С другой, в нашей стране, надо полагать, пройдут внеочередные выборы президента. Как следствие, можно ожидать укрепление тенге относительно российского рубля, что даст преимущество российскому бизнесу. С учётом текущей денежно-кредитной политики НБ РК финансовый сектор не сможет стать серьёзным источником заёмных ресурсов для инвестиций. Как следствие, совокупный спрос со стороны ННС вряд ли будет демонстрировать серьёзный рост.
Расходы госбюджета планируется увеличить в целом на 11% (или на 1 трлн тенге – 1,6% прогнозного ВВП за 2019 г.), что с учётом ожидаемого уровня инфляции, реальные темпы роста будут на уровне 5-6%. С учётом их размера (доля госбюджета в инвестициях – 7%) и низкой эффективности госсектора мультипликативный эффект для экономики будет минимальным.
Ситуацию могут исправить лишь внешние инвестиции, надо полагать, китайские. Однако в условиях вероятной президентской кампании и очень неоднозначной позиции граждан страны к китайским инвестициям реализовать данный потенциал в полной мере в 2019 г., надо полагать, не удастся.
Как следствие, темпы роста реального ВВП в следующем году будут ниже показателей текущего года. Надо полагать, в полтора-два раза, а в случае закрепления цен на нефть на уровне порядка 50 долларов за баррель – и того ниже.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора