Тенгиз, Карачаганак и Кашаган недоплачивают Казахстану 500 млн долларов ежемесячно. Что делать?

Вопрос пересмотра крупнейших нефтегазовых контрактов должен стать самым главным в общественной повестке Казахстана.

Тенгиз, Карачаганак и Кашаган недоплачивают Казахстану 500 млн долларов ежемесячно. Что делать?

В предыдущих публикациях, размещенных в телеграмм-канале "Байдильдинов. Нефть" и на портале inbusiness.kz: "Перевернуть игру": предложение нефтегазовому совету при президенте РК", "Пора задать вопросы к КМГ и ТШО: не афера ли ПБР?", я озвучил предложения, как и почему Казахстану нужно пересматривать условия разработки месторождений, нефть на которых добывают на принципах Соглашений о разделе продукции (СРП) и стабилизированного контракта. В условиях растущего дефицита бюджета и сужающегося окна возможностей увеличение поступлений от трех китов является одним из (если не единственным) реальных механизмов увеличения доходной части госбюджета.

У меня есть СРП, и я скажу тебе: "Нет"

Два главных минуса СРП (NCOC, KPO) и стабилизированного контракта (ТШО) в том, что (А) все величины налогов, платежей и штрафов зафиксированы на уровне начала 90-х годов, и (В) республика получает существенную выручку от продажи нефти только после того, как инвесторы отобьют свои 50-70% затрат/инвестиций.

В этой части я расскажу про первый пункт и объясню, почему мы недополучаем, а они, соответственно, зарабатывают сверхнормы примерно по 500 млн долларов каждый месяц

Я объясню это на простом примере аренды квартиры. Представим, что мы с Вами владеем квартирой (нефтегазовым месторождением) в черновой отделке. К нам пришли арендаторы (американские и европейские нефтяные компании) и сказали: мы сами сделаем тут ремонт, обставим, а Вы будете получать арендные платежи.

Мы согласились. Но они ведь умные ребята, и с 70-х годов много раз сталкивались с "выселением" из разных нефтегазодобывающих стран, поэтому и придумали очень детальные контракты на 40 лет – это примерный срок жизни нефтегазового месторождения.

Согласно этим 40-летним условиям, все арендные платежи, платежи за комуслуги и др. остаются на том уровне, когда был заключен контракт. В одностороннем порядке изменить условия нельзя – иначе моментально пойдут штрафы, международные суды, санкции и заморозка активов Национального Фонда, госкомпаний, золотовалютных резервов Национального банка.

К примеру, сейчас все "некитовые" нефтегазовые компании в РК поставляют от 40 до 70% добываемой нефти на внутренний рынок по цене около 25 долларов за баррель, благодаря чему у нас стабильно низкие цены на топливо и мы входим в десятку стран с самыми дешевыми ценами на ГСМ.

Но киты на внутренний рынок не поставляют. Почему? Потому что в 90-х такого пункта в соглашениях не было. То есть арендаторы не платят и не будут платить новый "целевой взнос" ОСИ.

По-хорошему, они должны были разделить эту социальную ношу вместе с остальными казахстанскими нефтяными компаниями, пропорционально поставляя нефть на внутренний рынок.

Как я публиковал ранее, по итогам 2023 года добыча нефти выросла на 7% до 89,9 млн тонн, но это "розовые нефтегазовые очки", так как добыча прочих компаний упала:

67% добычи нефти в РК принадлежит и контролируется консорциумами Тенгизшевройл, NCOC и KPO. Там есть небольшая доля КМГ, но наша нацкомпания там явно не влияет на процессы расходования средств. Их доходы и условия работы легко позволили бы поставлять ежегодно 12-13 млн тонн нефти на внутренний рынок, что снизило бы нагрузку на другие нефтяные компании и придало бы мощный импульс для разведки новых месторождений и увеличения добычи в РК.

На "нет" и ЭТП нет

Экспортная таможенная пошлина на экспорт нефти была введена в Казахстане в 2008 году. Первоначально она составляла почти 110 долларов за тонну (около 15 долларов за баррель), что в условиях цен на нефть свыше 100 долларов за баррель было вполне обоснованным.

После катастрофического падения цен на нефть до 33 долларов за баррель ЭТП была отменена, но вновь возобновлена летом 2010 года на уровне около 3-4 долларов за баррель.

Консорциумы поначалу отказывались платить ЭТП, затем некоторые из них платили, но с оговоркой, что эти платежи идут в зачет роялти, а затем, судя по всему, их аргументы подействовали на Казахстан и они перестали платить ЭТП.

Телеграмм-канал "Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии" со ссылкой на ценовое агентство Argus публиковал, что консорциумы ТШО, KPO и NCOC в январе 2024 года экспортировали нефть без уплаты ЭТП.

В январе 2024 года экспорт нефти из РК составил 6,4 млн тонн, из них 5,3 млн тонн было вывезено без уплаты ЭТП. То есть 83% добываемой нефти в Казахстане экспортируется без ЭТП (доля китов в экспорте нефти выше, чем в добыче, так как они не поставляют нефть на внутренний рынок).

С 1 марта ЭТП в РК составляет $83 за тонну (ставка зависит от мировых цен), нетрудно подсчитать, что в марте 2024 года консорциумы недоплатят $440 млн!

Казахстан не может в одностороннем порядке обложить китовую нефть ЭТП. Почему? Потому что на момент заключения СРП такого платежа вообще не существовало. А чего не существовало в момент заключения – того и быть в будущем не может. Какие же умные эти условия для иностранных консорциумов, да?

Да, я ведь говорю, это очень умные ребята. И вытаскивать сырьевые деньги с огромной маржой из развивающихся стран они умеют мастерски.

В прошлом году цены на нефть были выше примерно на 20%, соответственно, в прошлом году мы и наш госбюджет недополучали ежемесячно по полмиллиарда долларов!

То есть на примере квартиры: дом, построенный 30 лет назад, нуждается в текущем ремонте, нужно чинить лифты, но арендаторы не будут платить эти взносы, так как их не существовало на момент заключения договора аренды. Справедливо? Да как-то не очень.

Что делать?

Вы, наверное, знаете, что Байдильдинов не просто подсвечивает какие-то проблемные вопросы или представляет свои прогнозы, но и предлагает решения. Иногда нестандартные, которыми могут казаться сенсационными.

Решение по ЭТП я озвучивал примерно в 2014-2015 годах, повторю его вновь: помочь с взиманием ЭТП нам помогут ЕАЭС и Россия.

Итак, мы сдали квартиру в конкретном доме, по конкретному адресу, но теперь дом входит в какой-то большой ЖК, который недавно достроился, и в котором новые правила. Да, мы сдали им квартиру и не можем обложить экспорт нефти новым платежом, но тогда и арендаторы/нефть должны оставаться в этом районе, а если они выходят за пределы этого района, то должны быть новые правила.

Понимаете примерный смысл идеи? Вот есть Казахстан с одними условиями, а вот теперь есть ЕАЭС с другими. Внутри ЕАЭС – вы можете распоряжаться этой нефтью как захотите и ЭТП не будет, а вот уже за пределы ЕАЭС – будет общая таможенная пошлина.

Мы не можем пересмотреть в одностороннем порядке условия СРП и принудительно внедрить ЭТП, но это может сделать наднациональное объединение в лице ЕАЭС, ведь ЕАЭС не заключало контракты с китами.

Одной из главных основ Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) является "понимание того, что вместе пять стран смогут не только снизить негативные последствия глобальной нестабильности, но и активно позиционировать себя на внешних рынках". При этом одними из основных направлений ЕЭК являются:

  • Зачисление и распределение таможенных пошлин;
  • Установление торговых режимов в отношении третьих стран;
  • Энергетическая политика;
  • Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.

Как раз то, что и нужно в рамках внедрения ЭТП для иностранных консорциумов. На мой взгляд, необходимо применение нового принципа: "Нефть, которая вывозится за пределы ЕАЭС, должна облагаться ЭТП на общих условиях".

Конечно, для китов это будет поводом для обращения в международный арбитраж, так как будет легко доказать, что эти платежи идут в РК и ухудшают условия ранее заключенного контракта. В этом случае нужно придумать механизм, когда все платежи ЭТП будут поступать в "общий котел", а Казахстан взамен может получить неявные тарифные и другие послабления (транзит нефти и грузов, иные таможенные пошлины), то есть необходимо будет спрятать эту явную выгоду среди других "плюшек" ЕАЭС.

Знаете, на сегодняшний день мне неизвестны экономические проблемы Казахстана, которые не решили бы полмиллиарда долларов. Дороги плохие или плохо убирают снег – вот вам пол-ярда; энергетика нуждается во вложениях для преодоления осенне-зимнего периода – вот вам еще 500 млн долларов, не хватило этих 500 – вот, пожалуйста, еще 500; безработные требуют их трудоустроить – пусть строят дороги. В 2023 году среднемесячная зарплата казахстанцев составила 322,9 тыс тенге, или 710 долларов. На 500 млн долларов можно выплачивать среднюю зарплату почти 60 тысячам человек весь год!

НПЗ ломаются и нужны деньги на ремонт – вот, пожалуйста, вам еще пол-ярда, в дополнение к предыдущим 6,5 млрд долларов.

Вроде бы решили все проблемы, да? А ведь это поступления всего лишь за 5 месяцев. Еще в течение 7 месяцев будут поступления. И так примерно каждый год.

Киты должны платить ЭТП, и точка.

P.S. В эпоху мезозоя и континента Пангея существовал океан Тетис, который затем "распался" на Средиземное, Черное и Каспийское моря. По распространенной версии, наши углеводородные запасы – это примерно бассейн того самого древнего океана (когда казахи были голубоглазыми мореплавателями).

Каспийское море перестало быть морем. Сейчас, чтобы отстоять интересы в трех китах, которые остались плавать в Каспийском озере, нам нужна помощь российского "Озера".

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться