Вас проверяет пожарник…

2239

Продолжаем тему о внеплановых проверках.

Вас проверяет пожарник…

Продолжаем тему о внеплановых проверках, начатую статьями "К вам пришла внеплановая проверка" и "Пожарник пришел с внеплановой проверкой". В этих публикациях на примере отдельного кейса и анализа действующего законодательства мы разбираем правовые основания для проведения сотрудниками органов МЧС внеплановой проверки в области пожарной безопасности. 

Почему внеплановые проверки популярны?

Вряд ли возможно даже на основании статистических и прочих данных анализировать, насколько часто органы МЧС и другие государственные органы проводят внеплановые проверки и почему "популярна" именно данная форм контроля за деятельностью  субъектов бизнеса.

Однако можно предположить, что на время действовавшего с 1 января 2020 г. до 1 января 2024  г. моратория на проверки в отношении субъектов малого предпринимательства именно внеплановые проверки, проводимые в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан (далее - ПК), остались для госорганов лазейкой, чтобы держать руку на пульсе бизнеса. Возможность проведения только внеплановой проверки  привела в некоторых случаях  к  перекосам в  практике, когда нормы законодательства о проверках и профилактическом контроле стали трактоваться несколько иначе, нежели это было заложено законодателем и ведомством, издавшим подзаконный акт.

В данной публикации мы продолжим анализ  совместного приказа министра внутренних дел Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 758 и министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 31 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов, применяемых для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в области пожарной безопасности и проверок на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям, профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в области гражданской обороны" (далее – Приказ).

Практический кейс

Напомним практический кейс, на основании которого проводится анализ. 

Житель дома пожаловался в управление по чрезвычайным ситуациям, что в медцентре, расположенном на первом этаже жилого многоквартирного дома, нарушаются правила противопожарной безопасности. Перечень претензий включал почти 30 пунктов. УЧС пришел на внеплановую проверку с актом о назначении проверки и проверочным листом. По результатам проверки выдали предписание об устранении нарушений законодательства.

Медцентр оспорил проверку в вышестоящий орган.

Департамент ЧС дал ответ, что проверка проведена в соответствии с требованиями законодательства, в том числе указанным Приказом.

Предварительные выводы

В прошлой публикации мы показали, что есть два вида внеплановых проверок.

К первому виду внеплановой проверки (регулируется подпунктами  1), 2) пункта  5 статьи  144 ПК), который проводится по итогам профилактического  контроля с  посещением субъекта контроля,  указанный Приказ применяется.

Ко второму виду внеплановых проверок (это остальные подпункты 3) - 8) пункт 5  статьи 144  ПК), которые проводятся по обращениям различных лиц, указанный Приказ не применяется и проверочный лист при проведении такой проверки использоваться не может.

О "рискованных" субъектах предпринимательства

К указанному Приказу утверждено более 30 приложений.

Интерес представляет Приложение 1, в котором утверждены "Критерии оценки степени риска, применяемые для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в области пожарной безопасности и проверок на соответствие разрешительным  требованиям по выданным разрешениям".

Такие критерии делятся на объективные и субъективные.

По объективным критериям субъекты бизнеса распределяются по степеням риска на высокую, среднюю и низкую степени.

В пункте 7 данного Приложения  перечислены 25 категорий субъектов предпринимательства, которые относятся к низкой степени риска.

Далее пунктом 9 этого же Приложения предусмотрено: для  сфер деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к низкой степени риска, проведение профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора на соответствие требованиям не осуществляется, за исключением внеплановых проверок в соответствии с ПК.

Не подлежат профконтролю

Таким образом, как субъекты с низкой  степенью риска, не подлежат контролю в виде профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора на соответствие требованиям, установленным  в  проверочных листах, следующие категории бизнеса:

  • медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь – общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
  • детские и подростковые клубы по месту жительства;
  • общежития и гостиницы, хостелы, кемпинги - с общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
  • аэропорты, железнодорожные и автомобильные вокзалы (станции), морские и речные порты, метрополитены – общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
  • объекты торговли и развлекательные центры (единое здание или комплекс зданий и сооружений единого объекта) – общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
  • встроенные, встроенно-пристроенные объекты торговли, расположенные в многоквартирных жилых домах (в том числе объединенные единой площадью) – общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
  • культурно-зрелищные, культовые религиозные объекты - с общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
  • спортивные и физкультурно-оздоровительные комплексы - с общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
  • архивы, библиотеки – общей площадью строений 499 и менее квадратных метров;
  • многоквартирные жилые дома высотой менее 28 метров, индивидуальные жилые дома;
  • объекты сельскохозяйственного назначения, животноводства, птицефабрики – с общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
  • объекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий – общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
  • организации общественного питания – общей площадью строений 999 и менее квадратных метров (без учета площади временных летних площадок);
  • организации бытового обслуживания - общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
  • автопредприятия, автостоянки (паркинги) – с общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
  • объекты обслуживания транспорта (станции и посты технического обслуживания автомобилей) – общей площадью строений 999 и менее квадратных метров и др.

Субъективные критерии оценки степени риска

Глава 3 Приложения 1 указанного Приказа в зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений определяет субъективные критерии, которые соответствуют степени нарушения:

  • грубое,
  • значительное и
  • незначительное.

Эти степени нарушения в соответствии с проверочными листами указываются при проведении профилактического контроля с посещением субъекта бизнеса и используются при проведении внеплановой проверки по его результатам:

  • по подпункту 1) пункта 5  статьи 144 ПК -  когда речь идет об исполнении предписания об устранении выявленных грубых нарушений  и
  • по подпункту 2) пункта 5 статьи 144 ПК – когда контролируется исполнение предписаний об устранении выявленных значительных и незначительных нарушений.

Здесь важно не запутаться и обратить внимание: согласно пункту 10 Приложения 1 субъективные критерии установлены не для всех категорий предпринимателей, а только в отношении тех, кто относится к высокой и средней степени риска. А значит предприниматели, отнесенные к низкой степени риска, не подлежат внеплановой проверке по подпунктам 1), 2) пункта 5статьи144 ПК.

Очередные выводы

Таким образом, анализ Приложения 1 к Приказу показывает, что:

  • есть 25 категорий субъектов бизнеса, которые относятся к низкой степени риска – у них не проводится профилактический контроль с посещением субъекта предпринимательства на соответствие требованиям, установленным в проверочных листах;
  • соответственно,  в  отношении данных категорий субъектов предпринимательства не могут проводиться внеплановые проверки, установленные подпунктами 1) и 2) пункта 5  статьи  144 ПК.

Вывод по кейсу

Медцентр из приведенного кейса оказывает амбулаторно-поликлиническую помощь и имеет общую площадь менее 999 квадратных метров. Следовательно, относится к субъектам с низкой степенью риска: в отношении него нельзя провести профилактический контроль с посещением субъекта и внеплановые проверки по подпунктам 1), 2) пункта 5 статьи 144 ПК.

Осталось теперь проверить – есть ли основания проводить внеплановую проверку по остальным подпунктам 3) – 8) пункта 5 статьи 144 ПК, и кейс будет решен – об этом в следующей публикации.

Изображение jacqueline macou с сайта Pixabay

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться