Продолжаем тему о внеплановых проверках, начатую статьями "К вам пришла внеплановая проверка" и "Пожарник пришел с внеплановой проверкой". В этих публикациях на примере отдельного кейса и анализа действующего законодательства мы разбираем правовые основания для проведения сотрудниками органов МЧС внеплановой проверки в области пожарной безопасности.
Почему внеплановые проверки популярны?
Вряд ли возможно даже на основании статистических и прочих данных анализировать, насколько часто органы МЧС и другие государственные органы проводят внеплановые проверки и почему "популярна" именно данная форм контроля за деятельностью субъектов бизнеса.
Однако можно предположить, что на время действовавшего с 1 января 2020 г. до 1 января 2024 г. моратория на проверки в отношении субъектов малого предпринимательства именно внеплановые проверки, проводимые в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан (далее - ПК), остались для госорганов лазейкой, чтобы держать руку на пульсе бизнеса. Возможность проведения только внеплановой проверки привела в некоторых случаях к перекосам в практике, когда нормы законодательства о проверках и профилактическом контроле стали трактоваться несколько иначе, нежели это было заложено законодателем и ведомством, издавшим подзаконный акт.
В данной публикации мы продолжим анализ совместного приказа министра внутренних дел Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 758 и министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 31 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов, применяемых для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в области пожарной безопасности и проверок на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям, профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в области гражданской обороны" (далее – Приказ).
Практический кейс
Напомним практический кейс, на основании которого проводится анализ.
Житель дома пожаловался в управление по чрезвычайным ситуациям, что в медцентре, расположенном на первом этаже жилого многоквартирного дома, нарушаются правила противопожарной безопасности. Перечень претензий включал почти 30 пунктов. УЧС пришел на внеплановую проверку с актом о назначении проверки и проверочным листом. По результатам проверки выдали предписание об устранении нарушений законодательства.
Медцентр оспорил проверку в вышестоящий орган.
Департамент ЧС дал ответ, что проверка проведена в соответствии с требованиями законодательства, в том числе указанным Приказом.
Предварительные выводы
В прошлой публикации мы показали, что есть два вида внеплановых проверок.
К первому виду внеплановой проверки (регулируется подпунктами 1), 2) пункта 5 статьи 144 ПК), который проводится по итогам профилактического контроля с посещением субъекта контроля, указанный Приказ применяется.
Ко второму виду внеплановых проверок (это остальные подпункты 3) - 8) пункт 5 статьи 144 ПК), которые проводятся по обращениям различных лиц, указанный Приказ не применяется и проверочный лист при проведении такой проверки использоваться не может.
О "рискованных" субъектах предпринимательства
К указанному Приказу утверждено более 30 приложений.
Интерес представляет Приложение 1, в котором утверждены "Критерии оценки степени риска, применяемые для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в области пожарной безопасности и проверок на соответствие разрешительным требованиям по выданным разрешениям".
Такие критерии делятся на объективные и субъективные.
По объективным критериям субъекты бизнеса распределяются по степеням риска на высокую, среднюю и низкую степени.
В пункте 7 данного Приложения перечислены 25 категорий субъектов предпринимательства, которые относятся к низкой степени риска.
Далее пунктом 9 этого же Приложения предусмотрено: для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к низкой степени риска, проведение профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора на соответствие требованиям не осуществляется, за исключением внеплановых проверок в соответствии с ПК.
Не подлежат профконтролю
Таким образом, как субъекты с низкой степенью риска, не подлежат контролю в виде профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора на соответствие требованиям, установленным в проверочных листах, следующие категории бизнеса:
- медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь – общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
- детские и подростковые клубы по месту жительства;
- общежития и гостиницы, хостелы, кемпинги - с общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
- аэропорты, железнодорожные и автомобильные вокзалы (станции), морские и речные порты, метрополитены – общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
- объекты торговли и развлекательные центры (единое здание или комплекс зданий и сооружений единого объекта) – общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
- встроенные, встроенно-пристроенные объекты торговли, расположенные в многоквартирных жилых домах (в том числе объединенные единой площадью) – общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
- культурно-зрелищные, культовые религиозные объекты - с общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
- спортивные и физкультурно-оздоровительные комплексы - с общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
- архивы, библиотеки – общей площадью строений 499 и менее квадратных метров;
- многоквартирные жилые дома высотой менее 28 метров, индивидуальные жилые дома;
- объекты сельскохозяйственного назначения, животноводства, птицефабрики – с общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
- объекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий – общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
- организации общественного питания – общей площадью строений 999 и менее квадратных метров (без учета площади временных летних площадок);
- организации бытового обслуживания - общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
- автопредприятия, автостоянки (паркинги) – с общей площадью строений 999 и менее квадратных метров;
- объекты обслуживания транспорта (станции и посты технического обслуживания автомобилей) – общей площадью строений 999 и менее квадратных метров и др.
Субъективные критерии оценки степени риска
Глава 3 Приложения 1 указанного Приказа в зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений определяет субъективные критерии, которые соответствуют степени нарушения:
- грубое,
- значительное и
- незначительное.
Эти степени нарушения в соответствии с проверочными листами указываются при проведении профилактического контроля с посещением субъекта бизнеса и используются при проведении внеплановой проверки по его результатам:
- по подпункту 1) пункта 5 статьи 144 ПК - когда речь идет об исполнении предписания об устранении выявленных грубых нарушений и
- по подпункту 2) пункта 5 статьи 144 ПК – когда контролируется исполнение предписаний об устранении выявленных значительных и незначительных нарушений.
Здесь важно не запутаться и обратить внимание: согласно пункту 10 Приложения 1 субъективные критерии установлены не для всех категорий предпринимателей, а только в отношении тех, кто относится к высокой и средней степени риска. А значит предприниматели, отнесенные к низкой степени риска, не подлежат внеплановой проверке по подпунктам 1), 2) пункта 5статьи144 ПК.
Очередные выводы
Таким образом, анализ Приложения 1 к Приказу показывает, что:
- есть 25 категорий субъектов бизнеса, которые относятся к низкой степени риска – у них не проводится профилактический контроль с посещением субъекта предпринимательства на соответствие требованиям, установленным в проверочных листах;
- соответственно, в отношении данных категорий субъектов предпринимательства не могут проводиться внеплановые проверки, установленные подпунктами 1) и 2) пункта 5 статьи 144 ПК.
Вывод по кейсу
Медцентр из приведенного кейса оказывает амбулаторно-поликлиническую помощь и имеет общую площадь менее 999 квадратных метров. Следовательно, относится к субъектам с низкой степенью риска: в отношении него нельзя провести профилактический контроль с посещением субъекта и внеплановые проверки по подпунктам 1), 2) пункта 5 статьи 144 ПК.
Осталось теперь проверить – есть ли основания проводить внеплановую проверку по остальным подпунктам 3) – 8) пункта 5 статьи 144 ПК, и кейс будет решен – об этом в следующей публикации.
Изображение jacqueline macou с сайта Pixabay
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора