Внештатники станут спасением для бизнеса в этом году

1903

​В условиях стагнации деловой активности "аренда" трудовых ресурсов становится более привлекательной.

Внештатники станут спасением для бизнеса в этом году

По данным Нацбанка, Индекс деловой активности (ИДА) в Казахстане в середине прошлого года составил 49 пунктов. И в целом на протяжении всего года с февраля индекс держится по ту сторону графика. Это значит, что сами предприниматели не очень удовлетворены положением дел в экономике и ощущают некоторые трудности. А трудности безусловно есть: это и недоступные дорогие кредиты, и большая роль государства в экономике и административные барьеры, и отсутствие квалифицированных кадров. А с прошлого года к этим “традиционным” сложностям добавляются еще и новые проблемы вроде общемировой надвигающейся рецессии и спада деловой активности.

Что делать бизнесу, чтобы успешнее пережить кризис, как умение адаптироваться повышает выживаемость компаний и при чем тут лизинг кадров и работа с внештатниками, разбираемся ниже.

Любой кризис — это период неопределенности, время, когда от стратегического планирования “вдолгую” компании предпочитают переходить на проектное планирование, что существенно добавляет им гибкости и позволяет успешнее адаптироваться к быстро меняющимся реалиям. Однако при таком подходе любые долгосрочные инвестиции рассматриваются компаниями как рискованные, в том числе, инвестиции в кадры. При этом понятно, что любой бизнес — это люди, которые заставляют его работать, и именно от людей зависит, насколько успешной станет та или иная компания.

Для того же, чтобы не снижать производительность труда, в кризис компании активнее переходят на формат лизинга или аренды трудовых ресурсов, чаще сотрудничают с фрилансерами на основании договоров ГПХ и снижают за счет этого расходы на персонал. Этот же подход позволяет компенсировать отчасти и нехватку квалифицированных кадров, да и общий дефицит рабочих рук в республике. Если доступ к компетенциям необходим, но затруднен, стоит слишком много денег и времени на поиски, логичнее “взять в аренду” такого специалиста или найти подходящего фрилансера на проект. 

Во всем мире уже давно распространены компании, которые оказывают услуги кадрового субподряда: аутсорсинг и аутстаффинг. Оба этих инструмента, по сути, про одно и то же, разница в нюансах и целях. Так, при аутсорсинге компания заказывает определенную услугу или перечень услуг: маркетинговое исследование, разработку сайта, PR и рекламу, юридическое или бухгалтерское сопровождение. Одним словом, аутсорсинг — это вывод за штат функций, как правило, таких, которые заполучить в штат сложно и дорого. При аутстаффинге история другая: заказчик запрашивает у фирмы-подрядчика конкретные трудовые единицы, обладающие необходимыми компетенциями на определенный срок. Здесь главная цель — предоставление персонала, который сама компания не хочет или не может нанимать, чтобы не тратить время и средства на наем для оптимизации кадрового документооборота.

Аутстаффинг помогает справиться с текучкой кадров и не нагружать кадровую службу поиском, наймом и контрактованием кандидатов.

Кроме этого, существуют и онлайн-платформы, которые автоматизируют работу с фрилансерами на ГПХ, предоставляя электронный документооборот специально под эти задачи выплаты, расчет и уплату налогов. Принцип позитивного влияния на бизнес тут такой: временные кадры, с которыми можно легко начать отношения и легко прекратить, когда необходимость в услугах отпадает. При этом все процессы, связанные с подписанием договоров, выплатами и подготовкой отчетов, не нагружают отдел HR и бухгалтерию, а автоматизируются при помощи софта. Из плюсов такого подхода — ощутимо более низкая стоимость в сравнении с оплатой услуг аутстафф-агентств и оперативная интеграция в бизнес компании. А в кризис, как известно, сэкономил — значит заработал.  

В ближайшем будущем же, с курсом бизнеса на более мобильные формы взаимодействия, популярность таких инструментов будет только расширяться по всему миру. Так, последние сокращения в крупных мировых IT-компаниях звучат именно на фоне заявлений компаний о намерении привлекать больше фрилансеров. От этого их число растет по всему миру, а объем рынка уже превысил 7 трлн долларов, по данным аналитиков PwC. Согласно их же отчету, опыт фриланс-работы в мире имеет каждый третий занятый. В Казахстане цифры также подтверждают тренд. Эксперты ЦРТР (Центр Развития Трудовых Ресурсов), проведя анализ наличия у казахстанцев обязательных пенсионных взносов при отсутствии социальных отчислений в этом же месяце от этого же работодателя, пришли к выводу, что в 2021 году в Казахстане работали фрилансерами более 1 млн человек, или почти каждый седьмой занятый в стране, при этом более 70% из них — совмещали основную работу с фрилансом.

При этом, действительно, некоторые занятые в будущем могут столкнуться с ситуацией, когда случилось так, что ваши профессиональные задачи решили делегировать внештатным исполнителям. Но тут мы бы не стали сгущать краски. В таких случаях компании будут активнее стараться задержать текущие кадры внутри, предложив им переход в рамках компании. А учитывая дефицит кадров на рынке труда, без работы сидеть не придется, даже если этого не произойдет. В конце концов, один из “побочных” эффектов роста популярности свободной занятости — повышение ее доступности.

Арина Пирогова, генеральный директор платформы для работы бизнеса и фрилансеров в Казахстане Quick Work

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться