Во-вторых, что нужно все внимательно проанализировать. Я считаю, что инициативы по налоговой реформе должны пройти анализ регуляторного воздействия (АРВ). Сейчас у нас по законодательству Налоговый кодекс (НК) выведен из-под действия АРВ, что неправильно.
Естественно, что это надо провести, чтобы увидеть все последствия.
Что касается моего мнения, я против любого повышения налогов. В частности, особенно для МСБ, когда речь идет о понижении порога постановки на НДС.
В этом плане, я считаю, что есть два важных аспекта, по которым государство еще не проделало работу.
Первый аспект – в свое время было поручение президента для правительства проверить налоговые льготы и преференции, особенно скрытые, на предмет того, насколько они сработали/не сработали. Я считаю, что это поручение еще не выполнено. Там лежит огромный резерв для пополнения госбюджета.
В частности, я считаю, зачем девять градаций для нефти и газа?
Если так много градаций, то это, наверное, для того, чтобы какой-то якобы МСБ в "нефтянке" не платил налогов.
Мне кажется, это не совсем разумно.
Ну, сделайте три градации. А то получается, за этими градациями прячутся реальные налогоплательщики, которые могут нормально платить.
Потом для горнорудной отрасли опять же по тому же самому НДПИ - там огромное количество ставок. Причем настолько сильно разнятся, что просто, к примеру, НДПИ на алюминий в 20 р. ниже, чем налог на золото.
Давайте унифицируем все эти ставки, поймем и мы увидим какой большой резерв там скрывается.
Это первая проблема. То есть, я считаю, что с точки зрения нового НК, новых креативных решений, а не старых, нужно было именно завершить реализацию этого поручения президента по проверке всех налоговых льгот и преференций , в том числе и по НДС.
Почему кто-то освобождён, почему кто-то не платит? Это хотелось бы это видеть в отношении крупных предприятий.
Теперь касательно второго момента. То, что предлагает в целом правительство, это же на самом деле должно быть сделано только после того, когда вся расходная часть бюджета должна быть четко проанализирована и исключена в неэффективной части. Если вы хотите сбалансировать бюджет, сначала вы должны привести расходы в соответствии с теми возможностями, которые у нас есть.
Когда президент говорит затянуть пояса, то это, прежде всего, касалось именно государственных расходов. Я считаю, что пока мы не прекратим неэффективные программные поддержки бизнеса, неэффективные социальные программы, которые триллионами средств, порой, пропадают, мы не можем в этих условиях повышать налоги.
Сначала мы должны навести порядок с этим "черными дырами" в социальных и госрасходах на поддержку бизнеса.
Я считаю, что только после этого мы можем двигаться в этом направлении повышения госдоходов в отношении повышения налогов.
Дело в том, что предлагаемое повышение налогов идет в рамках старой экономической модели увеличения непрозрачных госрасходов, в то время как как любая шоковая терапия должна быть связана с либерализацией экономики. Мы должны знать ради чего мы будем все вместе страдать. Потому что это повышение НДС, в частности, сразу ударит по импорту для населения. Потому что мы, к сожалению, не достигли цели импортозамещения за все эти годы. Это будет большой удар по населению.
Вторая проблема – постановка на НДС очень низкая. Здесь в данном случае люди будут дальше дробиться. С чего вы взяли, что они не будут дробиться? Они будут дальше дробиться. Я считаю, уж лучше налоговое администрирование наладить, чтобы собираемость повысить, чтобы люди не дробились.
Это ж не проблема МСБ , проблема же - крупный и средний бизнес дробится на мелкие предприятия. Вот их надо контролировать. Это ж проблема администрирования налогов, а не налоговых ставок. Я считаю, что если мы отработаем эти две позиции, то мы выполним поручение президента на последней встрече с крупным бизнесом на предмет того, что нужно все четко просчитать , проанализировать и только после этого принимать решения.
Так что в целом, я считаю, что повышение налогов без ликвидации этих двух проблем по налоговым льготам и преференциям, а также по неконтролируемым госрасходам, принимать нельзя.
По нижнему порогу НДС. Обязательность НДС для всех связана с тем, чтобы не было дырявой налоговой системы.
1. Во-первых, я считаю, что эту проблему, когда люди дробят предприятия и занимаются уходом от налогов, можно ликвидировать при помощи налогового администрирования. К тому же этим занимается ещё и АФМ, так как есть уголовная статья за фиктивное выставление счетов-фактур, отслеживая которые дробление можно заблокировать.
2. Но меня больше всего волнует то, что какие бы ни были разумные меры для того, чтобы все платили налоги, лучше соблюдать последовательность налоговой политики, иначе это отпугивает инвесторов. Кстати, президент на последней встрече с крупным капиталом сказал, что мы берем курс на завершение возврата активов, потому что отпугивает инвесторов. Это очень хороший сигнал.
И вот это резкое изменение налоговой политики, да еще такое быстрое, только сильнее отпугнет инвесторов.
Конечно, не совсем хорошо, что МСБ не платит НДС как все остальные с точки зрения дырок в налоговой системе, но это намного приемлемее, чем мы резко поменяем политику.
Ведь недавно была такая политика, чтобы весь МСБ консолидировался, укрупнялся, люди поверили. Сейчас, если мы резко все это изменим, то будет больший ущерб, чем было бы от повышения налогов.
Потому что люди просто перестанут верить в предсказуемость государственной политики, а это намного хуже для инвестклимата.
Как сказал президент, сейчас инвестиции самое главное для роста нашей экономики.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора