Россияне по-прежнему жалуются на рост цен, однако адаптировались к проблемам в экономике, меньше тревожатся из-за них и отказываются экономить на еде, сообщается в исследовании холдинга "Ромир", пишет "Коммерсантъ".
"По состоянию на конец прошлого года о своих ощущениях, что страна пребывает в кризисе, заявили 40% респондентов, тогда как в начале 2016 года таких ответов насчитывалось 71%", — отмечается в исследовании.
В два раза (с 23% до 46%) за год увеличилась доля россиян, которые считают, что в стране существуют некоторые проблемы экономического характера. "Общее число наших соотечественников, которые признают наличие экономических проблем, сократилось незначительно — с 94% в начале 2016 года до 86% к концу 2017 года. Однако градус тревожности по поводу состоянии экономикя в стране значительно понизился. То есть можно говорить о том, что, по ощущениям россиян, национальная экономика потихоньку начинает восстанавливаться", — объясняет "Ромир".
Большинство россиян (80%) жалуются на рост цен на большинство товаров и услуг. Чаще, чем в среднем по выборке, на подорожание жалуются респонденты старше 60 лет, россияне с низким доходом и жители мегаполисов. 30% респондентов отметили ослабление рубля, 23% пожаловались на сокращение персонала и рост безработицы, 21% россиян сообщили о сокращении зарплат.
"Ромир" отмечает, в целом принципы выживания в кризис постепенно смягчаются. "Если в начале 2016 года среди первоочередных мер по преодолению кризиса россияне указывали перераспределение расходов в пользу еды и самого необходимого (39%) и даже грозились сократить расходы на питание и первоочередные товары (27%), то сегодня доля таких ответов сократилась соответственно до 33% и 15%",— отмечается в исследовании. При этом выросла доля россиян, которые готовы сократить расходы на отдых и развлечения (до 31% с 28%), отказаться от дорогостоящих покупок (до 26% с 22%) или дорогостоящего лечения и образования (до 16% с 11%).
Всероссийский опрос прошел в декабре 2017 года среди 1,5 тыс. человек. Аналогичные исследования проводились в начале 2015 и 2016 годов.