Как рассказали в департаменте торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области, в период с января по апрель 2025 года включительно в профильное ведомство региона поступило 504 заявления от граждан, что на 11% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (453 обращения за 4 месяца 2024 года), передает inbusiness.kz.
"Основная часть обращений, а это 290 заявлений или 57,5 процента, приходится на сферы розничной и электронной торговли. Если говорить более детально, то на розничную торговлю пришлось 180 обращений или 35,7% от общего количества заявлений. Стоит отметить, что двум потребителям, которые приобрели автомобили, оказавшиеся некачественными, в общей сложности возвращено 25 миллионов 178 тысяч тенге. В одном случае по решению суда, в другом — в досудебном порядке из-за существенных недостатков автомобиля", - рассказывает главный специалист департамента торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области Гульзада Алматбаева.
Средства еще двух потребителей, купивших моющий пылесос стоимостью 1,2 млн тенге, были возвращены в досудебном порядке при правовой поддержке департамента.
Также в досудебном порядке было возвращено 4,32 млн тенге денежных средств потребителям. В эту сумму (в сфере розничной торговли) вошел возврат денег за некачественные автозапчасти, мобильные телефоны, мебель, бытовую технику и обувь.
Кроме того, были защищены права потребителей на возврат товаров в течение 14 дней, в том числе одежды, фасон которой не подошел, ювелирных изделий из золота, бытовой техники и других товаров. Покупателям возвратили уплаченные средства.
Электронная торговля
Поступило 110 обращений (21,8% от общего числа заявлений). В результате потребителям возвращено 2,4 млн тенге. Жалобы касались маркетплейсов Wildberries, Ozon, Kaspi.kz, Halyk Market, Teez, а также продавцов, осуществляющих реализацию товаров через Instagram. Нарушения включали: несвоевременную доставку, несоответствие описанию, низкое качество товаров, отсутствие возврата денежных средств за возвращенные товары.
Бытовые услуги
Поступило 76 обращений (15,1%). Жалобы касались услуг салонов красоты, изготовления мебели, ремонта автомобилей и бытовой техники, установки ворот и других сервисов. В досудебном порядке потребителям возвращено 1,7 млн тенге.
Туристические услуги
Поступило 18 обращений (3,6%). Проблемы возникали, когда потребители, оформившие кредиты на туристические услуги, отказывались от поездки и не могли вернуть средства. Согласно законодательству, за неоказанную услугу деньги подлежат возврату. В ряде случаев вопросы решались через суд.
Сфера образования
Поступило 15 заявлений (2,98%) в основном по поводу неоказания или низкого качества онлайн-обучения:
- 6 обращений решены положительно (возвращено 250 тыс. тенге);
- 3 потребителям даны разъяснения;
- 6 обращений перенаправлены в соответствующие органы по месту нахождения учебных центров.
Медицинские услуги
Поступило 20 жалоб на услуги частных клиник (3,97%):
- 16 обращений решены положительно и потребителям возвращено 221 тыс. тенге;
- по 4 обращениям даны разъяснения.
Жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь, общественное питание и финансовые услуги:
Поступило 69 обращений (13,69%):
- 29 обращений решены положительно;
- по 22 обращениям даны разъяснения;
- 18 обращений направлены в уполномоченные органы.
С начала года за нарушение прав потребителей к административной ответственности привлечены 13 субъектов малого и среднего бизнеса. В отношении них применены меры в виде предупреждений и штрафов.
Читайте по теме:
Что известно актюбинцам о защите прав потребителей