Как рассказали в региональном департаменте торговли и защите прав потребителей, опрос проводился в два этапа. В Актюбинской области в первом этапе приняли участие 547 человек, во втором — 532 человека, сообщает inbusiness.kz.
В ходе опроса выяснялось, в каких сферах больше всего сталкивались опрошенные (ЖКХ (теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, работа КСК, канализация и другие), общественного питания, бытового обслуживания, оказания услуг связи и так далее).
Также у респондентов определялся уровень потребительской грамотности, знание норм законодательства о защите прав потребителей, уровень доверия населения к государственным органам, институтам досудебного урегулирования споров, неправительственным организациям, занимающимся вопросами защиты прав потребителей. Также опрашиваемые дали оценку качеству их работы. Выяснялась частота нарушений и осведомленность населения о системе защиты прав потребителей в РК.
На вопрос "Знаете ли вы, что в Казахстане действует закон о защите прав потребителей?" только 91% опрошенных ответили утвердительно. На вопрос "Какие права потребителей вы знаете? " 31% респондентов указали "право на качество", 30% — "право на возмещение ущерба", а минимальный процент (4%) ответил "право на штраф".
Вопрос о нарушениях в сфере розничной торговли показал, что большинство респондентов сталкивались с такими нарушениями, как несоответствие указанной цены (на полке и на кассе) — 21%, и несоответствие качества товара или услуги — 19%. Также были зафиксированы другие нарушения, такие как отказ в обмене или возврате товара, предоставление недостоверной информации о товаре или его отсутствие, навязывание дополнительных услуг, грубое поведение продавцов, непредоставление фискального документа и несоблюдение санитарных норм.
Проблема нарушений прав потребителей в сфере бытового обслуживания показала, что большинство респондентов столкнулись с нарушениями в парикмахерских и косметологических салонах (33%) и на станциях технического обслуживания (18%). Нарушения также имели место в химчистках (14%), а также при ремонте мебели, бытовой техники и обуви/одежды.
Многие опрошенные отметили неудовлетворительный уровень качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Качество работы КСК/обслуживающей компании не удовлетворяет 57% респондентов, качество услуг электроснабжения — 42%, качество подачи воды — 72%, качество подачи газа — 54%, качество теплопередачи — 17%. Кроме того, 9% респондентов выразили неудовлетворенность качеством услуг интернет-провайдеров, 53% остались недовольными качеством банковских услуг, а у 26% респондентов возникли претензии к качеству сферы общественного питания.
На вопрос "Сталкивались ли Вы с нарушением своих прав как потребителя в текущем году?" 79% респондентов ответили не сталкивались с подобным в 2024 году, а 21% респондентов сообщили, что их права нарушались.
Ранее inbusiness.kz сообщал, какую сумму вернули актюбинским потребителям в 2024 году.