По словам премьер-министра Алихана Смаилова, в мире водный транспорт является самым востребованным, передает inbusiness.kz.
"На него приходится более 60% грузооборота и 80% всей международной торговли. Казахстан не имеет выходов к мировому океану, поэтому мы развиваем все виды транспорта. Более того, из-за геополитической ситуации в мире и разрыва традиционных путей сообщения, возникает необходимость в поиске альтернативных маршрутов. Ярким примером является Транскаспийский международный транспортный маршрут", - сказал он.
В целом потенциал наших морских портов очень высок, добавил глава правительства.
"Через них можно осуществлять перевалку грузов в 3 раза больше, чем сейчас. Поэтому необходимо устранить все "узкие места", чтобы более эффективно использовать имеющие ресурсы нашей инфраструктуры. Например, надо решить вопрос дефицита судов, в особенности паромов. В следующем году начнется строительство первых паромов. Планируется, что в 2027 году их будет уже 4. Они будут заказаны у зарубежных производителей. В Казахстане, к сожалению, нет судостроительного завода. Необходимо ускорить рассмотрение вопроса его строительства и определиться с инвестором. Не решены вопросы расширения узловых железнодорожных станций и подъездных путей к портам", - отметил он.
Также есть вопросы к процедурам оформления грузов, добавил Смаилов.
"Для их решения внедрена соответствующая информационная система (Calipso). Для ее полноценной работы требуется интеграция с системами заинтересованных государственных органов. Поэтому данную работу надо ускорить. У нас также имеются возможности нарастить грузоперевозки по реке Иртыш почти в 2,5 раза. Для этого необходимо улучшить имеющуюся инфраструктуру и увеличить количество судов. В целом, развитие водного транспорта окажет мультипликативный эффект на рост транспортной отрасли, транзита и торговли", - пояснил он.
В этой связи, премьер отметил следующее.
"Первое. Министерству транспорта совместно с компанией "КТЖ" необходимо до конца января 2024 года разработать комплекс мер по развитию морской инфраструктуры. Они должны включать увеличение торгового флота, портовых мощностей и перевалки грузов. Второе. Министерству транспорта надо разработать конкретные меры по развитию торгового потенциала реки Иртыш. Необходимо предусмотреть новые возможности использования речного транспорта и увеличения транзита. Третье. Компании "КТЖ" совместно с министерствами финансов и сельского хозяйства, Пограничной службой обеспечить интеграцию информсистем для снижения административных барьеров при оформлении грузов", - резюмировал он.
Читайте по теме:
В Казахстане планируют построить порядка 10 новых судов