За 10 месяцев этого года неэффективное расходование бюджетных средств выросло в три раза в сравнении с 2018 годом, заявил Atameken Вusiness член Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Ардак Тенгебаев. Один же из болевых вопросов – отсутствие преемственности принятых решений. В качестве примера А. Тенгебаев привел строительство моста в Нур-Султане в 2018 году через реку Ишим по улице 27.
"Разобрали русло реки и набережную, которую до этого, и года не прошло, построило управление строительства Нур-Султана. Понимаете, построили и через восемь-девять месяцев снова разобрали, чтобы построить мост. Такие ситуации нужно исправлять и вообще исключать", – подчеркнул член Счетного комитета.
Atameken Вusiness: Проблемы с неэффективным расходованием бюджетных средств существуют давно. Какая тенденция вообще за последние два-три года?
А. Тенгебаев: Сейчас мы, к сожалению, выявляем очень большую сумму неэффективных расходов бюджета. Допустим, за 10 месяцев текущего года мы практически в три раза больше выявили неэффективного использования бюджетных средств по сравнению с 2018 годом.
Atameken Вusiness: Выводы никто не делает?
А. Тенгебаев: Выводы делаются. Я думаю, что это связано с тем, что мы сейчас больше начали обращать внимание на аудит эффективности, который и предполагает рассмотрение вопросов неэффективного использования. Как вы помните, до недавнего времени мы больше занимались объектом соответствия, то есть правильно ли израсходовали деньги, законно они израсходованы или нет. Сейчас мы все-таки больше обращаем внимание на то, что деньги на самом деле запланированы на те цели, которые предусмотрены нашими программными документами, и тратятся они также эффективно, достигаются ли цели, которые предусмотрены теми же программными документами. Естественно, возникает очень много вопросов. В этом направлении мы даем свои заключения и Правительству, даем отдельные поручения министерствам по эффективному использованию этих средств.
Atameken Вusiness: кому пришла идея штрафовать за неиспользование бюджетных средств?
А. Тенгебаев: На сегодня у нас в административном законодательстве нет штрафов за неэффективное планирование и неэффективное использование бюджетных средств, поэтому мы в данном вопросе руководствуемся только правилом о наложении дисциплинарных взысканий. После проведенных аудитов, после работы, проведенной Счетным комитетом, возникают очень парадоксальные ситуации. В чем парадоксальность? Мы выявляем очень большие суммы неэффективных расходов, направляем информацию для привлечения к дисциплинарной ответственности в соответствующие госорганы, и получается, что госорганы привлекают или рядовых исполнителей, или руководителей среднего звена. Для сведения, порядка 56 процентов дисциплинарных взысканий, которые вообще накладываются, – в виде замечаний. За 155 тысяч тенге неэффективного использования или неэффективного планирования бюджетных средств накладывается замечание, и за 12 миллиардов неэффективного использования денежных средств тоже накладывается замечание.
Atameken Вusiness: Как пришли к такой цифре – 100 МРП, это 252 тысячи тенге?
А. Тенгебаев: Это предложение, которое было дано депутатами. Я считаю, что на сегодня это адекватная цифра, тем более что эта сумма будет уплачиваться из кармана самого, скажем так, нарушителя. Это немалая сумма. Я бы все-таки хотел пояснить ситуацию. Тот штраф, который предлагается сейчас в Кодексе об административных правонарушениях депутатами, это штраф за неэффективное освоение бюджетных средств. То есть за неосвоение денежных средств не предусматриваются штрафы, а будет за неэффективное планирование денежных средств.
Atameken Вusiness: 2019 год еще не завершен. Рано говорить о каких-то итогах, но все-таки какие причины неэффективного планирования или использования бюджетных средств встречаются чаще всего?
А. Тенгебаев: На сегодня, по нашей информации, которую нам предоставляют, всего 7% руководящего звена привлекаются к дисциплинарной ответственности. Остальные – это рядовой и средний состав. Сейчас в том предложении, которое озвучили депутаты, предлагается наказывать штрафом или министров, или руководителей бюджетных программ. Я думаю, что само по себе, что будут наказываться уже конкретные лица в лице министра или акима региона, уже есть сдвиг и хорошая роль этого штрафа. Что касается наиболее часто встречающихся нарушений, наверное, самое первое – это недостаточно продуманное управленческое решение по реализации именно инвестиционных проектов, куда затрачивается большая часть бюджетных средств.
Первое – это низкое качество проектно-сметной документации или принятие решений на основании устаревших и неактуальных данных. В обоих случаях всегда высоки риски удорожания и подорожания проектов. Возможно, это вообще может привести к зарыванию денег в песок. Хочу привести пример. У нас есть долгострой – это лыжная база в Щучинске, она начала строиться в 2005 году. Изначально стоимость строительства была порядка девяти миллиардов, на выходе, когда в прошлом году мы ее приняли, все затраты составили порядка 39 миллиардов: более чем в четыре раза. Это связано с тем, что изначально ее готовили как лыжную базу для себя, без учета того, что мы можем там проводить международные соревнования. А когда начали строить, пришла мысль, что нужно ее адаптировать под требования международных стандартов.
Atameken Вusiness: С 2005 года уже курс доллара поменялся. Кстати, как сказывается изменение курса доллара на эффективности использования бюджетных средств?
А. Тенгебаев: На самом деле у нас не привязаны к курсу доллара строительные работы и другие проекты, кроме тех случаев, когда планируется ввоз импортного оборудования. Обычно планирование ввоза импортного оборудования происходит в одном периоде, поэтому, в принципе, курс доллара на планирование бюджета никоим образом не отражается. И еще несколько причин неэффективных затрат. Мы считаем, что это – отсутствие преемственности принятых решений, тоже очень такой больной вопрос. Например, в Нур-Султане делали строительство моста в 2018 году через реку Ишим по улице 27, при этом разобрали русло реки и набережную, которую до этого, и года не прошло, построило управление строительства. Понимаете, построили, и через восемь-девять месяцев снова разобрали, чтобы построить мост. Такие ситуации нужно исправлять и вообще исключать. Еще один момент, который мы замечаем и устанавливаем как нарушение, – это завышение стоимости приобретаемого идентичного оборудования и техники. Тоже в ходе аудита в Павлодарской области были установлены такие случаи, когда приобретались солнечные панели, где приобретение их было завышено в 10 раз даже от рыночной стоимости.