И все из-за нового закона, позволяющего российским и белорусским перевозчикам по принципу прицепа заниматься транспортировкой товаров транзитом через Казахстан. Если данную поправку не убрать, то сотни казахстанских автотранспортных организаций вынуждены будут объявить себя банкротами. Тысячи казахстанцев останутся без работы, говорят эксперты, передает Atameken Business.
Не успев восстановиться после карантина, отечественные грузоперевозчики вновь принимают на себя удар. Теперь палки в колеса им ставит министерство индустрии и развития с принятием закона, позволяющего российским и белорусским автотранспортникам по принципу прицепа беспрепятственно, минуя санкции, провозить товар через Казахстан. Поправка вступила в силу 6 марта. В профильном ведомстве заверили, что сделали это во благо Родины.
"Мы пошли на "перецепку". Тут в корне два вопроса. Либо наши отечественные перевозчики, либо экономика, которая получает товары. Поэтому мы пошли на то, чтобы "перецепку" разрешить. Но традиционно этот объем был за российскими и белорусскими перевозчиками. В целом во главе угла мы поставили экономику Казахстана", - сказал министр индустрии и инфраструктурного развития РК Марат Карабаев.
В Союзе международных автомобильных перевозок уверены - решение мининдустрии ограничивает возможности казахстанских перевозчиков на международном рынке. Коллеги из России и Беларуси уже путем откровенного демпинга цен монополизировали все автомобильные сообщения: от Европы до Китая. На сегодняшний день казахстанские трейлеры пустуют и стоят на обочинах без работы. Более того мимо госказны пролетают миллиарды, уверяют эксперты.
"Что касается оплаты таможенной пошлины за взимание груза из Европы в Казахстан идет в бюджеты евразийского союза, не в Казахстан. Но НДС оплачивается местным бюджетом, и при этом при экспорте НДС идет в учет российских и белорусских компаний", - говорит руководитель отдела международных перевозок "КазАТО" Мурат Серимбетов.
Независимые экономисты, изучив проблему, усмотрели в этом откровенный лоббизм интересов зарубежных грузоперевозчиков. Но кроме финансовой стороны в этом вопросе есть и политическая подоплека. Решение МИИР, считают экономисты, ставит Казахстан под угрозу вторичных санкций.
"Мое мнение - наши чиновники больше боятся россиян, чем санкции, и уступают российскому давлению, не понимая, что, если мы нарвемся на вторичные санкции, то пострадают не только чиновники, но и вся страна, пострадает экономика, пострадают целые отрасли. Все это выльется в социальные напряжения", - сказал экономист Айдар Алибаев.
Стоит отметить, что Казахстан имеет 43 международных автодорожных сообщения. И треть из них уже нерентабельна из-за российских и белорусских конкурентов. Некоторые отечественные грузоперевозчики вынуждены приостановить свою работу и распустить водителей. Часть казахстанский автотранспортных компаний уже объявила себя банкротами. По предварительным данным, десятки тысяч казахстанцев остались без дохода. Чтобы реанимировать отечественный автотранспортный сектор, нужно отменить решение мининдустрии о грузоперевозках по принципу прицепа. А также необходимо бороться с перекупщиками иностранных бланков разрешений по передвижению, подчеркнули в КазАТО.
Читайте по теме:
Грузоперевозчики Костаная на грани банкротства из-за действий налоговиков