АЗРК определило 3 регуляторных барьера в развитии конкуренции

1281

Основным  направлением комплексного развития конкуренции в рамках Нацпроекта по развитию предпринимательства стало определение роли государства в экономике. 

АЗРК определило 3 регуляторных барьера в развитии конкуренции

Три ключевых направления по развитию конкуренции национального проекта по развитию предпринимательства представил сегодня председатель агентства по защите и развитию конкуренции РК Серик Жумангарин участникам коллегии ведомства по итогам деятельности за прошедшие 9 месяцев.  Для подведения итогов и обсуждения планов на предстоящий период в Нур-Султан прибыли руководители  территориальных подразделений агентства, также в совещании приняли участие руководство  и директора департаментов, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.     

Как отметил в своем выступлении председатель агентства Серик Жумангарин, после институционального усиления архитектуры антимонопольного органа в 2020 году в качестве самостоятельного ведомства, напрямую подотчетного главе государства, была сформулирована новая формула долгосрочной проактивной конкурентной политики.

– Основой для перезагрузки стало принятие указа главы государства об основных направлениях госполитики по развитию конкуренции. С этого момента содействие развитию конкуренции в стране впервые обозначено общенациональной задачей для всего госаппарата.

В рамках реализации указа агентством в течение последнего времени велась работа по разработке Нацпроекта по развитию конкуренции. В настоящее время комплексное развитие конкуренции утверждено в качестве одного из направлений Нацпроекта по развитию предпринимательства.

Основным направлением комплексного развития конкуренции в рамках Нацпроекта по развитию предпринимательства стало определение роли государства в экономике. И здесь определены 3 регуляторных барьера в развитии конкуренции:

  • Ограниченный доступ к "ключевой мощности", что затрудняет развитие новых или масштабирование действующих видов бизнеса.

Примерами являются магистральная железнодорожная сеть, кабельная канализация для связи, первичные металлы для дальнейшей переработки, морские порты, субстанции для производства лекарств, технологии производства.

  • Искажение ценообразования, сдерживающее развитие инноваций, конкуренции.
  • Избирательное покровительство, или фаворитизм – подразумевает нарушение принципа Effet utile (полезное действие) конкуренции, ограничивающего принятие правовых актов, необоснованно наделяющих отдельные компании рыночной властью.

По этим барьерам определены ключевые проекты – "мейнстрим", их основная задача в создании "бенчмарка" в видении развития политики конкуренции в стране.

  1. Развитие биржевой торговли

В 2021 году впервые состоялись биржевые торги углем, где базисом поставки выступают сами карьеры. Торги углем показали, что, несмотря на рост отдельных расходов (транспортировка и др.), цена угля на бирже в текущем отопительном сезоне находится на уровне цен прошлого отопительного сезона.

Более того, аккредитация тупиков на бирже для участия в торгах 10% шубаркульского угля обеспечила им свободный доступ к торгам 90% угля этого же производства. Важной задачей является недопущение необоснованного повышения цен на уголь. Также запущены торги бензином, битумом, сжиженным газом, авиатопливом.

2. Проекты по развитию конкуренции на рынке электроэнергии

На сегодняшний день на организованных торгах продается только 1% электроэнергии. Все остальное по непрозрачным прямым контрактам.

В этой связи в рамках нацпроекта до 2025 года планируется увеличить показатель организованной торговли электроэнергией как минимум до 30%.

Также планируется устранить дифференциацию на рынке снабжения электроэнергией. Это даст ежегодную экономию порядка 20 миллиардов бюджетных средств, 31 миллиард будет экономия для расходной части для МСБ, и, естественно, возрастет жилищная помощь, по расчетам агентства, на 720 миллионов.

3. Разгосударствление

Участие государства в экономике на сегодняшний день составляет 14,8%, более 2 тысяч субъектов квазигоссектора.

Предложенный секторальный анализ госсобственности предполагает, что вне зависимости от видов деятельности, если сектор созрел с учетом количества субъектов МСБ, уровня господдержки, его надо полностью приватизировать.

Примерами являются стоматологии, охранные предприятия, транспортные службы, предприятия благоустройства. Естественно, с учетом регионализации Казахстана.

Важный проект – сокращение количества госзаданий.

Планируется в рамках Нацпроекта  уже в следующем году сократить их на 27, а в целом - примерно в 2 раза к 2025 году.

Экономический эффект составит более 30 миллиардов тенге.

Реализация ряда проектов, например, таких как биржевая торговля, уже находится в активной фазе.

О принятых мерах реализации Комплекса мер антиинфляционного реагирования на 2021-2024 годы доложил первый заместитель председателя агентства Рустам Ахметов, о развитии биржевой торговли – заместитель председателя Болат Самбетов, о ходе работы на рынке лекарственных средств – заместитель председателя Марат Омаров. Также об итогах проделанной работы доложили руководители территориальных департаментов по г. Алматы, СКО, Мангистауской области, ВКО. 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться