К концу августа 2024 года доля Китая в расчетах продавцов, работающих на российских маркетплейсах, снизилась с 67,8% до 51,1%. Об этом пишет "Коммерсантъ", ссылаясь на совместное исследование Модульбанка и PRO Wildberries.
Как сообщает издание, китайские банки, опасаясь вторичных санкций Запада, начали сокращать сотрудничество с российскими селлерами, которые закупают товары для онлайн-площадок в России. Из-за этого селлеры стали искать альтернативные рынки, и их закупки в странах СНГ, таких как Беларусь, Армения и Кыргызстан, выросли в три-пять раз. Многие взаиморасчеты с этисми странами ведутся в российских рублях, что упрощает процесс транзакций.
В январе—августе 2024 года доля Китая в трансграничных платежах российских маркетплейсов снизилась на 16,7 процентного пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 51,1%. Как отмечается в исследовании, китайские банки, опасаясь вторичных санкций, начали увеличивать сроки проверки платежей из России. Изначально ограничения касались товаров, производимых в Китае с использованием американских технологий, таких как электроника и оборудование для нефтегазовой промышленности. Однако сейчас эти ограничения затронули и более простые товары повседневного спроса, такие как одежда и продукты питания.
Многие селлеры, особенно на Дальнем Востоке, зависят от китайских поставок. Например, индивидуальный предприниматель из Хабаровска Максим Силин рассказал, что китайские банки стали обрабатывать предоплаты для закупок товаров из КНР с большими задержками. Даже несмотря на близкое расположение Китая, доставка товара из ближайших китайских городов, таких как Ханхэ, стала занимать больше времени из-за длительных транзакций, которые могут затягиваться на две недели.
При этом крупные российские маркетплейсы заявляют, что не испытывают значительных проблем из-за замедления трансграничных расчетов с Китаем. В Ozon, который работает напрямую с китайскими продавцами, отметили что оборот товаров китайских селлеров на их платформе во втором квартале 2024 года увеличился в 2,6 раза по сравнению с прошлым годом. AliExpress также сообщает, что количество зарубежных продавцов, особенно из Китая, продолжает расти.
Что касается других стран, доля Турции в закупках на российских маркетплейсах за январь—август 2024 года не претерпела значительных изменений, оставаясь на уровне около 6,7%. Турецкие банки также начинают с осторожностью относиться к сотрудничеству с российскими контрагентами, опасаясь санкций, но это пока не оказывает заметного влияния на общую ситуацию в онлайн-торговле.
Зато значительно увеличились расчеты со странами СНГ В январе - августе 2024 года доля Беларуси в трансграничных платежах российских маркетплейсов увеличилась почти втрое, Армении — в четыре раза, а Кыргызстана — в пять раз. Хотя в процентном отношении доли этих стран невелики: на Беларусь приходится 11,7% всех трансграничных расчётов, на Кыргызстан — 9,6%, а на Армению — 3,6%. По словам представителя Модульбанка, проблем с расчетами в странах СНГ нет и большая часть сделок проводится в рублях.
Кроме того, на фоне этих изменений растет интерес российских покупателей к продукции местного производства, пишет "Ъ".
Изображение Alexander Fox | PlaNet Fox с сайта Pixabay
Китайские кредитные организации могут попасть под санкции США