В 2018 году власти после народных протестов заключили с нефтяными компаниями соглашение, которое ограничивало рост цен. В 2023 году было решено отказаться от субсидий, сдерживавших этот рост, передает inbusiness.kz со ссылкой на ВВС.
Пока протестов, связанных с дорожающим бензином, в России не наблюдается. Но власти, тем не менее, уже пытаются как-то повлиять на рост цен.
24 июля вице-премьер Александр Новак поддержал предложение минэнерго об ограничении количества экспортеров бензина. Он поручил ФАС и минэнерго работать с нефтяными компаниями над увеличением объемов продаж моторного топлива, в том числе в рамках биржевых торгов.
После этого заявления оптовые цены начали падать впервые с начала июня. 25 июля в начале торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже цена Аи-92 достигала рекордного уровня в 65,165 тыс. рублей (322,5 тыс. тенге) за тонну, но позже снизилась до 63,262 тыс. рублей (313,1 тыс. тенге) за тонну.
Основным фактором, повлиявшим на рост цен, является ослабление курса рубля, отмечает президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов. На фоне дешевеющего рубля экспорт бензина становится более привлекательным — для нефтяных компаний образуется стимул отправлять больше топлива на экспорт.
Другой фактор — ожидаемое сокращение в два раза выплат по демпфирующему механизму (демпферу) от государства нефтепереработчикам с 1 сентября. Фактически речь идет о выплатах со стороны государства частным компаниям, которые помогали сдерживать рост цен на топливо. В результате, по оценке минфина, выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 млрд рублей (около 150 млрд тенге) в месяц.
С сентября правительство обяжет нефтяные компании увеличить продажи бензина на оптовом рынке с 12% до 13% от объема производства, а дизельного топлива — с 8,5% до 9,5%. Это должно помочь снизить цены.
Но другие факторы, которые приводят к их росту, скорее всего, сохранятся, отмечают аналитики БКС Мир инвестиций. А именно — слабый рубль, рост мировых цен, сокращение выплат по демпферу.
До конца года розничные цены могут вырасти до 10%, полагает Марсель Салихов.
Когда цены на бензин растут, то дорожают и другие товары и услуги — во многом цены на них зависят от стоимости доставки. Чем дороже бензин, тем больше расходов на доставку.
Читайте по теме:
В России цена бензина Аи-92 обновила исторический максимум