В профильный региональный департамент от потребителей Актюбинской области за первое полугодие 2024 года поступило 656 обращений, что почти на 10,4% (+52 обращения) больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает inbusiness.kz.
Как рассказал исполняющий обязанности руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области Багжан Тлегенов, большая часть обращений, а это 67,53%, пришлась на розничную торговля (278/42,38%) и электронную торговлю (165/25,15%).
Остальные обращения приходятся на сферы бытовых услуг (71/10,82%), ЖКХ (44/6,71%). Еще 98 обращений (14,94%) касаются транспортных, туристических услуг, области финансов, общественного питания, связи, медицины, образовательной сферы.
"Департаментом 394 обращения потребителей, а это 60% от общего числа поступивших, решены удовлетворительно. 121 потребителю даны разъяснения и оказаны правовая помощь. 97 обращений потребителей перенаправлены в соответствующие государственные учреждения в соответствии с их компетенцией. С начала года потребителям возмещен материальный ущерб на сумму 91 миллион тенге", - отметил Багжан Тлегенов.
По информации спикера потребители практически ежедневно сталкиваются с такими случаями, где нарушаются их права:
- отказ в обмене/возврате товара надлежащего качества в течение законом установленный срок-14 дней;
- отказ в ремонте/обмене некачественного товара;
- некачественное обслуживание, невозврат средств за неисполненные услуги (цехи по изготовлению мебели, салоны красоты, СТО, ателье и другие);
- нарушение сроков поставки товара в сфере электронной торговли, предоставление некачественного товара и низкое качество заказанного товара;
- непредставление информации о продавце, об уполномоченном органе, информации о товаре и о правах потребителя;
- факты обмана потребителей (несоответствие цены на прилавке магазина и в чеке, введение в заблуждение относительно товарных качеств, обвес, обсчет и другие);
- непредоставление ответа на претензию потребителя.
За первое полугодие 2024 года были приняты административные меры в отношении 128 субъектов предпринимательства.
Из них:
- по нарушениям прав потребителя приняты меры в отношении 22 субъектов;
- по нарушениям деятельности в торговой сфере приняты меры в отношении 106 субъектов.
Всего было вынесено 90 административных мер в виде предупреждений и 38 штрафов.
Административные меры принимались к субъектам предпринимательства за такие нарушения:
- отсутствие цены на товар в магазинах;
- увеличение размера торговой надбавки, установленного законодательством Республики Казахстан "О регулировании торговой деятельности";
- непредставление ответа на претензию потребителей в течение 10 календарных дней;
- отсутствие информации для потребителей в учреждениях субъектов предпринимательства;
- нарушение законодательно установленных требований по замене, возврату товара надлежащего качества и ненадлежащего качества;
- непредоставление потребителям информации о товаре, услуге.
При судебном рассмотрении случаев нарушения прав потребителей департамент участвует как третья сторона в защите их прав.
За первое полугодие 2024 года ДТЗПП Актюбинской области принял участие в 31 судебном заседании, в результате которых суд вынес решение о взыскании денежных средств на сумму 62,4 млн тенге в пользу 40 потребителей региона. В данных случаях суд рассмотрел нарушение прав потребителей сфере туризма, розничной торговли и бытовых услуг. Вынесено решение в отношении субъектов предпринимательства помимо возврата денег за некачественные товары или неоказанные услуги возместить судебные расходы и моральный вред потребителям.
Читайте по теме:
Суд обязал турфирмы и продавцов вернуть актюбинцам более 19 млн тенге