Сегодняшняя реальность всё чаще демонстрирует: между полученным образованием и реальной профессиональной деятельностью казахстанцев нередко возникает разрыв. В Казахстане было проведено исследование среди более 600 респондентов, чтобы выявить, насколько совпадают академические ожидания с реалиями рынка труда и какие тенденции формируют будущее казахстанского образования и занятости, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу платформы hh.kz.
Согласно результатам опроса, 62% опрошенных имеют высшее образование, ещё 12% — послевузовское (магистратура, PhD и др.). Лишь 6% остановились на школьном уровне, а 4% — не завершили высшее обучение.
"Эти цифры подчёркивают, что формальное образование продолжает восприниматься как обязательный этап профессионального становления. Несмотря на развитие альтернативных форм обучения (онлайн-курсы, тренинги и т. п.), диплом, по-прежнему, остаётся символом серьезных карьерных намерений" - отметили исследователи.
Один из главных вопросов исследования: работает ли человек по полученной профессии. Ответы оказались показательными:
- 36% — строго по специальности;
- 30% — в совершенно другой сфере;
- 18% — в смежной области;
- 13% — частично применяют знания;
- 4% — затруднились ответить.
"Таким образом, более 60% респондентов ушли от своей первоначальной профессии или переосмыслили ее применение. Это говорит о высокой мобильности кадров и переоценке академического выбора уже после выхода на рынок труда. Всё больше казахстанцев воспринимают карьеру как путь, а не как прямую линию от диплома к должности", - считают авторы опроса.
Ответы на вопрос о значимости образования в построении успешной карьеры также демонстрируют сдвиг приоритетов:
37% считают, что всё зависит от человека;
- 34% — образование важно, но не решающее;
- 27% — образование — ключевой фактор;
- 15% — нужно только для отдельных профессий;
- 7% — не имеет значения.
"В совокупности, 71% респондентов не рассматривают диплом как гарантию успеха. В современном мире особую роль играют гибкие навыки (soft skills), инициативность, быстрая обучаемость и стремление к развитию. Эти факторы становятся более значимыми, особенно в динамичных отраслях", - сделали определенные выводы эксперты рынка труда.
Исследование показало, что уровень образования играет все меньшую роль при найме:
- 31% — считают его важным критерием;
- 37% — признают значимость, но не главную;
- 28% — важен только в определённых отраслях;
- 11% — скорее, не обращают внимания;
- 6% — считают неважным совсем.
"Вывод очевиден: диплом всё реже определяет трудоустройство. В частном секторе, в IT, маркетинге и креативной индустрии решающим фактором становятся реальные навыки, опыт и способность добиваться результата. Работодатели всё чаще смотрят не на диплом, а на портфолио и достижения", - поделились выводами исследователи.
Преобладающее большинство — 90% опрошенных — учились в Казахстане. Зарубежное образование (Европа — 2%, СНГ — 8%, США и Азия — по 1%) пока остаётся прерогативой немногих. Это связано с доступностью местных вузов и экономическими соображениями. При этом зарубежный диплом может восприниматься как дополнительное преимущество, но не как обязательное требование.
Интересно, что 78% казахстанцев, будь у них возможность выбора, сменили бы направление образования. Из них:
- 26% выбрали бы IT;
- 20% — бизнес и финансы;
- 19% — инженерию и строительство.
"Лишь 16% не изменили бы своё решение. Это говорит о том, что предпочтения смещаются в сторону высокотехнологичных и перспективных направлений с международной востребованностью", - считают эксперты.
На вопрос об отношении к онлайн-образованию респонденты ответили следующим образом:
- 34% — считают его удобным и эффективным;
- 40% — допускают, что оно подходит не всем;
- 23% — предпочитают очное обучение;
- 10% — не имеют опыта;
- 8% — не воспринимают всерьез.
"В целом, 74% респондентов допускают онлайн-обучение как приемлемую форму получения знаний. Однако остаются вопросы доверия, особенно в профессиях, где важны практические навыки и живая коммуникация", - подытожили авторы социологического исследования.
Несмотря на традиционное стремление к высшему образованию, казахстанцы всё чаще воспринимают его как один из элементов долгосрочного развития, а не как финальную точку. Карьера сегодня — это гибкая структура, требующая постоянного саморазвития, переквалификации и готовности к смене сферы. Люди выбирают образование не для "галочки", а ради реальных навыков, востребованных на рынке.
Особый интерес вызывают области IT, бизнеса и инженерии — те направления, которые обеспечивают устойчивый спрос и возможность карьерного роста не только в Казахстане, но и за его пределами. Это задаёт вектор не только для соискателей, но и для вузов, работодателей и системы образования, в целом.
Читайте по теме:
Кто и где востребован на рынке труда Казахстана