Аудит выявил, что предприятие тратило средства на аренду легкового автомобиля бизнес-класса, приобретение мебели и оборудования, стимулирующие выплаты, передает корреспондент inbusiness.kz
"Учитывая большой общественный резонанс, представители акимата Восточно-Казахстанской области созвали пресс-конференцию, чтобы разъяснить сложившуюся ситуацию. В брифинге приняли участие первый заместитель акима ВКО Алмасхан Сматлаев, аким Семея Нурымбет Сактаганов и экс-глава города Семея Ермак Салимов. В 2019 году после многолетних жалоб и нареканий со стороны жителей Семея на качество пассажирских перевозок и состояние городских автобусов областной акимат принял решение об обновлении подвижного состава через АО "БРК-Лизинг". Для получения льготного лизинга было создано совместное предприятие ТОО SEMEY BUS с долей государства 49 процентов и частного партнера – 51 процент в лице ТОО "Автобусный парк Семей". В лизинг приобрели 170 автобусов на 4,2 млрд тенге. Чтобы снизить нагрузку на бизнес, акимат области выделил 633 млн тенге на софинансирование проекта. Тем самым сумма лизинга уменьшилась до 3,5 млрд тенге", – сообщает акимат Семея.
Отмечается, что раньше по статистике пассажиропоток был 17 млн человек в год. Однако после проведенного анализа специалистами Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций Алматы стало известно, что реальный годовой пассажиропоток составляет 57 млн человек. Этот фактор, утверждают чиновники, стал одним из основных в принятии решения о реализации проекта через лизинг. Чиновники заверяют, что проект экономически рентабелен.
Сообщается, что сегодня предприятие ТОО SEMEY BUS пришло к критической ситуации. Основная причина этого, по словам первого заместителя акима ВКО Алмасхана Сматлаева, неэффективный менеджмент.
"Работникам предприятия регулярно задерживают заработную плату, не производятся пенсионные и социальные отчисления. Задолженность в сумме 168,5 млн тенге после вмешательства акимата была погашена. Кроме того, предприятие не выплачивает налоговые обязательства в бюджет. Долг составляет 316 млн тенге, возможен арест счета компании, тем самым деятельность перевозчика может быть парализована. С момента получения лизинга ТОО SEMEY BUS не выполняет договорные обязательства по кредиту. Предприятию уже была предоставлена отсрочка по платежам. Однако долг так и не погашался и на сегодняшний день увеличился до 1,1 млрд тенге. С момента просрочки по кредиту "БРК-Лизинг" неоднократно уведомляло компанию о необходимости погашения задолженности по лизингу и возможном досрочном расторжении договора с изъятием предметов лизинга. Если же это произойдет, деятельность ТОО SEMEY BUS будет остановлена. Помимо этого, у предприятия имеются долги перед коммунальными и частными организациями в сумме 347 млн тенге. Таким образом, по состоянию на 25 марта общая задолженность компании составила около 2 млрд тенге", – говорится в информации акимата.
Также были обнародованы результаты проведенного аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
"Выяснилось, что, имея достаточный подвижной состав по осуществлению перевозок по маршрутам, производилась аренда автобусов особо большого класса у своего же автобусного парка. Также, несмотря на имеющуюся задолженность, предприятие тратило средства на аренду легкового автомобиля бизнес-класса, приобретение мебели и оборудования. При отрицательной динамике развития организации производились стимулирующие выплаты", – сообщил первый заместитель акима ВКО Алмасхан Сматлаев,
К перевозкам на маршрутах, отметил он, компания приступила в сентябре 2019 года, а обращение для выделения первой субсидии было направлено в марте 2020 года. Предприятие, по его словам, потребовало господдержку в виде субсидии на 3,5 млрд тенге ежегодно, вдобавок повышение тарифа. Притом что сам проект стоит 4,2 млрд тенге. А в конце марта, говорят представители власти, руководство предприятия попросило 7,4 млрд тенге субсидии на два года. Сумму, в два раза превышающую сумму лизинга. Как отмечают представители власти, у перевозчика не было и до сих пор нет четкой аргументации запрашиваемых сумм и соответствующих обоснований в соответствии с правилами субсидирования.
"Несмотря на это, из областного бюджета в 2020 году выделено 140 млн тенге городу Семею для покрытия убытков перевозчиков, связанных с льготным проездом детей из малообеспеченных и многодетных семей. Однако из этой суммы освоено лишь 5,9 млн тенге, тогда как остальные деньги возвращены в бюджет области. В этом году на данные цели предусмотрено уже более 500 млн тенге, но и сейчас перевозчики не могут освоить данную сумму. Между тем из купленных 170 новых автобусов всего через полгода около 30 находились в технически неисправном состоянии и простаивают, а на сегодняшний день в сломанном состоянии порядка 70 автобусов", – резюмировали в акимате.
По словам акима Семея Нурымбета Сактаганова, власти готовы субсидировать перевозчиков, однако на сегодняшний день ни одной обоснованной заявки пока не поступило. Также он сообщил, что, несмотря на ситуацию, остановки транспортного сообщения не будет.
Напомним, inbusiness kz не раз рассказывал о проблемах предприятия. На днях мы писали о том, что предприятие продолжают сотрясать судебные разбирательства. И о том, что общественники пророчат скорое банкротство ТОО Semey Bus и новый выход на рынок пассажирских перевозок "старого" игрока.
Несколько дней назад пресс-конференцию провело руководство автопарка, которое заявило, что "вместо оказания помощи в решении проблем предприятия руководство области начало искать повод для невыплаты субсидий и для этой цели инициировало проведение серии финансовых проверок ТОО Semey Bus, итоги которых не выявили существенных нарушений". Также что руководством области и города инициируется новое реформирование сферы автобусных перевозок.
Жанар Асылханова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!