ВКО провалила проект модернизации общественного транспорта?

16002

Судебные разбирательства по задолженностям продолжают сотрясать ТОО Semey Bus.

ВКО провалила проект модернизации общественного транспорта? Фото: time.kz

25 марта 2021 года специализированным межрайонным экономическим судом Восточно-Казахстанской области возбуждено гражданское дело по иску ТОО "Авантаж Ойл" о применении в отношении ТОО Semey Bus реабилитационной процедуры, передает корреспондент inbusiness.kz.

Как следует из постановления суда, собственнику имущества должника, учредителям, всем органам юридического лица запрещается использование и реализация имущества вне рамок обычных коммерческих операций без их согласования с временным управляющим.

При этом исполнение ранее принятых решений судов, третейских судов, налоговых органов, а также собственников или органов должника в отношении его имущества приостанавливается, за исключением выплат гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью без учета требований о возмещении морального вреда.

"Любые требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в пределах процедур реабилитации или банкротства, предусмотренных настоящим законом, за исключением требований по исполнению гарантий и поручительств третьими лицами, а также обращения взыскания на предмет залога в случаях, когда залогодателем выступают третьи лица. Не допускаются взыскание денег с банковских счетов должника по требованиям кредиторов, налогового и иного уполномоченного государственного органа, осуществляющего исчисление и сбор других обязательных платежей в бюджет, в том числе подлежащим удовлетворению в бесспорном порядке, а также обращение взыскания на имущество должника. Запрещается отчуждение акций, долей в уставном капитале должника. Обязать государственные и иные органы, осуществляющие регистрацию прав на имущество, наложить ограничения, указанные выше", – следует из постановления суда.

Сумма долга перед ТОО "Авантаж Ойл", основным видом деятельности которого является оптовая торговля автомобильным бензином, пока еще неизвестна. Судебные процессы только начались.

Напомним, inbusiness.kz рассказывал о том, что в 2017 году местные власти громко заявили о желании создать муниципальный автопарк и подписании соглашения по модернизации общественного транспорта Усть-Каменогорска и Семея на общую сумму 9,6 миллиарда тенге с Европейским банком развития и реконструкции (ЕБРР). Но впоследствии новые автобусы были приобретены на кредитные средства Банка Развития Казахстана.

Большинство действующих тогда перевозчиков были против и потихоньку "ушли" с рынка, но процесс по реализации проекта начался. В 2018 году был создан автобусный парк Semey Bus с 51%-ным участием государства в уставном капитале. Закуплены в лизинг новые автобусы автосборочного завода Семея. Но, не успев начать свою деятельность, ТОО Semey Bus стали сотрясать скандалы. Предприятие повязло "в долгах, как в шелках", задолжало работникам по заработной плате, не выплачивало пенсионные и медицинские взносы, накопило долги по налоговым отчислениям. Еще тогда общественники отмечали, что автопарку даже дотации от государства не помогут.

"Если принять во внимание всю эту ситуацию, то в ближайшее время нас ждет: первое – остановка работы Semey Bus, второе – передача его функций, сотрудников и имущества другому автопарку", – сказал тогда общественник Илья Бароховский.

Общественник в начале прошлого года обвинил тогдашнего акима Семея Ермака Салимова в финансовой авантюре с автобусами и массовом нарушении закона на предприятии, отметив, что в дальнейшем по долгам придется платить горожанам.

Долги и суды

Отметим, сегодня, помимо ТОО "Авантаж Ойл", в суд обратились и 15 работников автопарка, которые намерены взыскать с компании заработную плату за сверхурочные работы.

ТОО Semey Bus попросило суд оставить жалобу без рассмотрения "в связи с возбуждением гражданского дела о применении реабилитационной процедуры в отношении ТОО Semey Bus.

"По нашим расчетам, каждому работнику они должны от 1,5 млн до 2,5 млн тенге. Они не хотят платить нам за сверхурочные, поэтому подали такое заявление в суд о прекращении дела. Но мы намерены дальше отстаивать свои права. Если нужно будет, подадим в Верховный суд РК. Ни в коем случае они не должны уйти от ответственности и обязаны выплатить долги рабочим", – говорит представитель профсоюза работников автопарка в Семее Наталья Борисевич.

Претензии к предприятию есть и у налоговых органов.

В ноябре 2020 года управлением государственных доходов по Семею ТОО Semey Bus выдано уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля. Основание – занижение товариществом совокупного годового дохода за 2019 год.

"Так, товариществом выписаны ЭСФ в 2019 году на общую сумму 563 618 940 тенге. При этом в налоговой отчетности формы 100.00 "Декларация по корпоративному подоходному налогу" за 2019 год совокупный годовой доход указан 237 619 169 тенге. ТОО Semey Bus согласилось с уведомлением и 23.12.2020 года предоставило ДФНО об устранении нарушения. Однако в тот же день 23.12.2020 года им представлена еще одна ДФНО с уменьшением суммы налогов до исходных значений. В связи с чем управлением вынесено обжалуемое решение от 23.12.2020 года о признании уведомления не исполненным", – следует из соответствующей документации.

Это решение автопарк попытался обжаловать, но суд от 9 марта 2021 года не удовлетворил иск предприятия и вынес решение в пользу налоговиков.

На сегодня у предприятия свыше 2 млрд тенге задолженностей. Большая часть из них, 1,3 млрд тенге, долги по кредиту АО "БРК-Лизинг", взятому на приобретение новых автобусов.

На предприятии отмечают, что на работе автопарка сказалась пандемия, кроме того, не были выплачены обещанные со стороны местных властей субсидий.

Между тем в акимате Семея прокомментировали, что на маршрут в связи с пандемией коронавируса выходят только 60-70% общественного транспорта.

"Ежедневно поступают деньги через электронное билетирование, они сосредоточены через нас, определенная ревизионная комиссия создана, которая наблюдает за движением транспорта. Поступающие средства распределяются на нужды предприятия. Заработная плата в первую очередь, потом налогопогашение, по производственным нуждам, это автозапчасти, ГСМ, и погашение лизинговых задолженностей. Да, есть сложности. Потому что в связи с коронавирусом сокращено транспортное движение. Сократился пассажиропоток. Вопрос субсидирования решаем. Расчеты все необходимые предоставлены в вышестоящие государственные структуры", – сказал inbusiness.kz заместитель руководителя отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Нурлан Сергазинов.

Учитывая огромные суммы задолженностей, возникает вопрос: "А помогут ли дотации от государства спасти предприятие от банкротства?".

К слову, общественники пророчат скорое банкротство ТОО Semey Bus и новый выход на рынок пассажирских перевозок "старого" игрока.

В пилотный проект модернизации общественного транспорта первым начал реализовываться в Семее. Впереди модернизация общественного транспорта областного центра ВКО – Усть-Каменогорска.

Жанар Асылханова, ВКО


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться