/img/tv1.svg
RU KZ
Грозит ли транспортный коллапс Семею?

Грозит ли транспортный коллапс Семею?

Новый муниципальный автопарк Semey Bus, осуществляющий львиную долю перевозок, погряз в долгах, как в шелках.

08:36 14 Июнь 2020 9087

Грозит ли транспортный коллапс Семею?

Автор:

Жанар Асылханова

Только по налогам и социальным платежам задолженность товарищества с ограниченной ответственностью составляет порядка 200 млн тенге. Из них свыше 109 млн – это платежи в бюджет, порядка 58 млн тенге – пенсионные взносы, более 13 млн тенге – отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование и почти 18 млн тенге – социальные отчисления. Такие суммы накопились в период с III квартала 2018 года по II квартал 2019 года.

«Арест на счета компании был наложен до карантина. В период чрезвычайного положения в стране ограничения по всем счетам были сняты. С 1 июня эти меры возобновляются. На сегодня налогоплательщику направлены уведомления о погашении задолженности. В случае непогашения меры будут приниматься согласно законодательству», – прокомментировала inbusiness.kz руководитель управления разъяснительной работы департамента государственных доходов по ВКО Надежда Дроздова.

Если предприятие не выполнит требований налоговых органов, с 17 июня счета компании вновь будут заблокированы. Далее по налоговому законодательству предусматривается дальнейшее принудительное взыскание задолженности: арест счетов дебиторов, реализация имущества предприятия. Эти меры могут отменить в случае возбуждения производства по делу о банкротстве, применении реабилитационной процедуры в отношении налогоплательщика, реструктуризации задолженности.

Кроме того, у автопарка задолженности по «горючке» и по банковским кредитам.

Работники в панике

После ареста счетов все финансовые операции будут невозможны. Поэтому вполне понятно, что работники автопарка встревожены данной ситуацией.

Отметим, люди боятся, что их откровения могут негативно сказаться на дальнейшей работе или привести к увольнениям. По словам общественников, такие случаи уже были. От наиболее «активных» избавлялись.

«Сегодня была на базе. На третий этаж не пускают, бухгалтерию не пускают. В приемной коробки, папки собирают, все быстро складывают. Что за кипиш, непонятно», – вопрошает один из работников автопарка.

«Всех, кто сейчас работает в «Семейбус», увольняют и переводят в автобусный парк «Семей». Они хотят себя банкротами объявить», – недоумевает еще один работник предприятия.

Кстати, изначально, в 2018 году, был создан автобусный парк «Семей» (руководитель Шеин Юрий Владимирович). После на его базе создано ТОО «Semey Bus». Примечательно, что юридические адреса двух компании одинаковые: г. Семей, улица Широкая 67.

Если эта информация подтвердится, комментирует правозащитник Илья Бароховский, то людей переводят в другое ТОО, чтобы платить заработную плату с их счета.

Но в целом, говорит он, ситуация вокруг ТОО Semey Bus достаточно серьезная. Все это может парализовать весь город, учитывая, что 70% перевозок осуществляется ТОО «Semey Bus».

«Если принять во внимание всю эту ситуацию, то в ближайшее время нас ждет: первое – остановка работы Semey Bus, второе – передача его функций, сотрудников и имущества другому автопарку. Последнее выглядит совсем уж сомнительно – взятые в кредит автобусы должны быть арестованы за долги. В общем, полная неопределенность. Действительно ли падение потока пассажиров во время карантина так сильно ударило по погрязшему в кредитах предприятию, что оно вот-вот по факту окажется банкротом? Если так, то проблемы будут у всех горожан. Но есть небольшой шанс, что автопарку выделят деньги в качестве дотаций», – говорит Илья Бароховский.

Позиция властей

«Проблемы с налогами, проблемы с «БРК-Лизинг» есть. Банкротство, думаю, не грозит. Сейчас акиматом города предпринимаются кое-какие меры. Вопрос будет выноситься на маслихат. По налогам задолженности будут погашать по графику ежемесячно», – сказал в ходе телефонного разговора руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Сериккали Жуманов.

На вопрос корреспондента, почему получилось так, что новое предприятие, которому всего-то пару лет, оказалось в таком положении, он отметил следующее:

«Есть определенные моменты. Очень много нюансов. В финансово-экономическом обосновании все учитывается. Например, зарплата водителя в финансово-экономическом обосновании бралась как 100 тыс. тенге, кондуктора – 70 тыс. тенге. Но разве найдете сейчас человека, который пойдет на такую зарплату? Соответственно, «Семейбус» поднял зарплату водителям до 150 тыс. тенге. Это все влияет на финансовую обстановку. Расходы ведь идут. И еще. По ФЭО проезд автобусов предполагали, что будет 90 тенге, как в Усть-Каменогорске, а не 80 тенге. 10 тенге ведь большую роль играют. Это порядка 60-70 млн тенге. Вот так и накапливаются (долги). Внедрили электронное билетирование, должны были кондукторов убрать, мы не убрали. Соответственно, деньги не высвобождаются. Но на деле как мы без кондукторов? У нас люди не как на западе. Пришел, оплатил, ушел. Обязательно нужен человек, который скажет, оплати. И таких моментов много», – подчеркнул он.

По его словам, на предприятии будет проведена ревизия, независимый аудит. Если по результатам проверок выявится сокрытие доходов, то ответственные лица понесут наказание.

Более подробный расклад чиновник пообещал дать после официального запроса редакции.

Другое мнение

Тем временем общественник Николай Исаев недоумевает, как предприятие, наполовину государственное, «докатилось» до такого.

Напомним, ТОО Semey Bus организовано на основе государственно-частного партнерства в 2018 году. 51% уставного капитала принадлежит ТОО «Автобусный парк «Семей», 49% – государству.

«Это нонсенс. 49% у государства и мы не можем ничего сделать. Но если вдруг случится банкротство, это будет означать, что госструктура не умеет работать. Считаю, что с самого начала не была подготовлена программа работы парка. Отсутствие четкого экономического анализа. Такое впечатление, как будто главной задачей было закупить автобусы. Закупили казахстанские автобусы, которые не покупает ни один другой областной центр», – возмущается Николай Исаев.

Также не соблюдается режим работы, по карточке цена меньше, наличными больше. Куда разница идет? Это все должно быть обосновано. Общественный совет запросил данные распределения сумм. Самое интересное, что за один день сбора миллион тенге составляет заработная плата административно-управленческого аппарата», – отмечает заместитель руководителя специальной мониторинговой группы по противодействию коррупции по Семею Николай Исаев.

Правозащитник и общественник Илья Бароховский считает, что власти «из-за жадности» сами поставили под угрозу сферу пассажирских перевозок.

По его словам, первые скандалы в ТОО «Semey Bus» по выплате зарплаты начались еще в октябре 2019 года.

«Громкие заявления о том, что во всем виноват карантин – будут ложью. Невыплата пенсионных и налогов – с первого месяца работы, то есть за четыре месяца до карантина. Такая ситуация сложилась, потому что это изначально была финансовой авантюрой, не имеющей под собой полноценный фундамент. То есть, они кинулись на это сомнительное начинание, надеясь, что смогут сильно повысить оплату за проезд. Во-вторых, очевидно, они планировали выбить дотации. И то, и другое в связи с карантином отменилось. Когда они приобрели автобусы, их было на сто единиц меньше, чем раньше. Этого не хватало. Уменьшилось и количество посадочных мест. За счет условий тендера они снесли всех конкурентов. Но работать лучше не стали, так как и автобусов и посадочных мест стало меньше. Эта авантюра провалилась. Все, на что они рассчитывали, не удалось сделать. Они всячески экономили на налогах, пенсионке, недоплачивали людям и государству, ждали 2020 года и дотаций, но пришел карантин. Мы говорили ранее, что акимат ставит городской общественный транспорт на грань краха. Они убрали старых перевозчиков, но сами не вытянули работу даже на прежнем (и ранее не очень высоком) уровне», – заявляет он.

О чем мы говорили

У inbusiness.kz на эту тему целая серия публикаций:

Жанар Асылханова, ВКО

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/6JPoX7fY.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/tTM7Nwtv.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/PGXO0waK.jpeg

Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов – часть II

Автобусники Шымкента написали письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву.

17 Сентябрь 2020 08:03 6068

Фото: Мира Бахытова

Владельцы 11 автобусных компаний Шымкента обратились за помощью к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, передает корреспондент inbusiness.kz.

Предприниматели уверяют, что они получили уведомления о расторжении договоров на обслуживание городских маршрутов, хотя те были заключены до 2028 года. Самое страшное, по словам бизнесменов, что ради этих долгосрочных контрактов они приобрели автобусы в кредит, а теперь им нечем платить по счетам.

«Аким говорит, приобретайте новые автобусы, хорошо, мы согласны, а как быть с кредитами?! Те кредиты, которые наши ребята взяли на подвижной состав, кем они будут оплачены?! У кого 100 млн тенге, у кого 140, 135, 60 млн, которые под залог, под 30% ребята приобрели. Вопрос остается открытым. Как нам дальше жить? У меня (в ассоциации) на сегодня около 3 тыс. человек – это наши механики, слесари, водители, наши семьи. Если посчитать, в каждой семье по четыре-пять человек, это 20 тысяч остается за бортом. Мы вынуждены обратиться к президенту Токаеву с нашими больными вопросами», – говорит председатель ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов.

В ассоциацию входят сегодня 22 из 24 автобусных компаний, всего две недели назад inbusiness.kz писал, что все они и получили уведомления о расторжении договоров за нарушение договорных обязательств. При этом предприниматели уверяют, что их заставляют брать в кредит новые машины, приобретенные по линии БРК-лизинг АО «Социально-предпринимательская корпорация Shymkent» для специально созданного инвестиционного проекта «Шымкент-бас».

«У нашей компании вообще только 65-й маршрут остался, 52-й забрали. А мы провели обновление и купили в кредит 10 машин, 21 млн тенге должны банку. Как начался карантин, мы не можем заплатить, и средств нет дальше работать. А они говорят, приобретайте новые машины у СПК Shymkent. Причем нам говорят, что если договариваемся об условиях, то это будет секрет между СПК и перевозчиком, который мы не имеем права никому разглашать», – делится заместитель директора ТОО «Санжар-моторос» Бердибай Алтаев.

300 машин на дизеле было куплено АО «СПК Shymkent» в 2019 году и 590 на газе в 2020-м. При этом власти не раз говорили, что все автобусы уже в городе, теперь выясняется, что с газовым двигателем поступили в Шымкент всего 100 машин. Предприниматели сетуют, что из-за карантина потеряли 60% пассажиров. А теперь власти предлагают распродать имущество и взять новые машины в лизинг.

«Из 24 компаний только пять или шесть обновили состав. Вы же видите, даже газели ездят, в которых в полный рост невозможно стоять. Есть и такие перевозчики. И мы, как управление, отвечающее за эту отрасль, хотим, чтобы у горожан были комфортные автобусы. У нас 78 маршрутов, на сегодня из них 10 маршрутов вообще не функционируют. Перевозчики взяли, но не выезжают на них. Да, они убыточные. Но у одного перевозчика два-три, до десяти маршрутов. Если один убыточный, то другие прибыльные, он за счет этих маршрутов содержит убыточные», – предлагает предпринимателям нехитрую математику заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Мухтар Коканбаев.

При этом, по информации Мухтара Коканбаева, автобусы «Шымкент-бас» ежемесячно субсидируются на 250 млн тенге. Субсидии на обслуживание социальных маршрутов также получают компании «Т-Бас» и «Ман-Онтустик».

Также перевозчики поднимают вопрос отсутствия заправочных мощностей. В Шымкенте пока существует всего одна газозаправочная станция. В сутки можно заправить метаном 320 машин, две новые ГЗС обещают построить к новому году.

Обращение к президенту автобусники отправили в Акорду почтой и с большой надеждой ждут его помощи.

Напомним, 5 сентября по этому же вопросу состоялось очередное заседание совета по защите прав предпринимателей, после которого управлению пассажирского транспорта настоятельно порекомендовали отозвать уведомления о расторжении договоров. После этого бизнесмены даже ходили на прием к заместителю акима города Максуту Исахову, но говорят, что безрезультатно. Правда, теперь в управлении заявляют, что их неправильно поняли, уведомления, мол, были лишь об устранении многочисленных нарушений.

Мира Бахытова, Шымкент

Справка: акционерное общество «СПК Shymkent» образовано 13.09.2018 года в соответствии с приказом № 10. Учредителем и акционером общества является акимат г. Шымкента в лице ГУ «Управление финансов города Шымкента».


Подпишитесь на наш канал Telegram!

ТОО Semey Bus проверяет аудит из-за конфликта работников с руководством компании

Акимат Семея пообещал жестко наказать за срыв работы общественного транспорта.

12 Август 2020 12:38 6690

Фото: ehonews.kz

На официальной странице акимата в «Инстаграме» появился пост о том, что неправомерные действия работников будут жестко наказываться. Власти отметили, что будут приняты во внимание все жалобы работников, и призвали к «сдержанности, взвешенности и разуму».

«Городской пассажирский транспорт является социально значимой отраслью хозяйства, и забастовки, пикеты, митинги здесь не только неуместны, но и противоправны. Все действия, направленные на умышленный срыв работы структур жизнеобеспечения города, будут жестко пресекаться, а их организаторы должны понести справедливое наказание. Необходимо помнить, что от непродуманных действий водителей автобусов страдают люди – пенсионеры, дети, женщины. А от целенаправленных действий провокаторов страдаем все мы. Путь митингов, забастовок и ультиматумов не ведет к решению проблем. Он ведет в самом малом к нервозности, потере уважения коллектива, работы, а в большем – к дестабилизации и хаосу. Мы такого развития событий не допустим», – предупредили в акимате.

Уволят, не уволят…

Вышедшие на забастовку 10 августа, в празднование Дня Абая, работники муниципального автопарка рискуют остаться без работы, говорит лидер новосозданного профсоюза работников предприятия.

«На сегодня мы создали первичный профсоюз. Сегодня с утра вновь стоим здесь. Пока толком ничего не ясно. Кто вчера вышел, на работу не выпускают сегодня. Представители акимата ведут беседу с каждым, кому-то говорят, пишите сами заявление по собственному желанию, кому-то – идите домой и тихо сидите, вызовем. Пока не уволили, но угрожают, что уволят», – говорит Наталья Борисевич.

Корреспондент inbusiness.kz попросила прояснить ситуацию у руководства областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

По словам заместителя руководителя управления Ернара Мустафина, сегодня движение общественного транспорта на всех маршрутах восстановлено. Речи об увольнении работников нет. Но, если они сами хотят уволиться, никто удерживать не вправе, говорит он. На предприятии намерены пригласить на работу водителей с других регионов.

«Мы никак столько человек не можем уволить, и так у нас нехватка водителей. Но мы не можем идти на поводу у водителей, не можем ждать, когда они соблаговолят выйти на работу, поэтому сказали, будем искать водителей, пусть даже с других регионов. Да, были какие-то задержки и другие проблемы в связи с пандемией. Но это не наша вина и не вина автопарка. Они хотели полную заработную плату во время карантина. Как, если работают по несколько часов? Некоторые города полностью прекратили работу общественного транспорта, в Семее работал транспорт. И это притом, что парк «нулевые» пробеги делает. Зарплату вовремя получают, за июль задержка была, но это же не повод, чтобы в день нашего великого мыслителя Абая Кунанбаева выйти», – сказал Ернар Мустафин.

Кто ответит за нарушения?

В то же время он сообщил, что на предприятии действительно были нарушения, работникам не перечислялись пенсионные взносы и социальные отчисления. Все эти задолженности, сказал он, будут погашены полностью до сентября. По данным департамента государственных доходов, в июне сумма задолженности по пенсионным взносам и социальным налогам была более 75 млн тенге. Людям пенсионные взносы и социальный налог не перечислялись с сентября прошлого года по март 2020 года.

«Мы не знали, пока налоговая нас перед фактом не поставила. Потому что не имеем права вмешиваться в деятельность частной компании. Когда выяснилось, мы незамедлительно приняли меры по устранению данных нарушений. Сейчас наша задача задолженности закрыть, чтобы люди не страдали из-за кого-то», – продолжил он.

В данное время, отметил он, на предприятии ведет проверку департамент внутреннего государственного аудита (ДВГА).

«По результатам, думаю, будут наказаны виновные. Вплоть до возбуждения уголовного дела. Мы провели сами свою проверку, выявили нарушения, но наказывать не можем, и поэтому лично сам написал заявление в прокуратуру. И надзорным органом было принято решение запустить туда департамент госаудита для установления фактов нарушений. Ждем результатов проверок», – заключил Ернар Мустафин.

Кстати, с 23 по 28 июля включительно на предприятии были и проверяющие из трудовой инспекции. Однако прошло две недели, но результаты проверок так и не оглашены.

Напомним, ТОО Semey Bus было создано в 2018 году, скандалы на новосозданном предприятии не утихают с конца 2019 года. С начала 2020 года акции протеста участились. Работники предприятия жаловались на нарушение трудовых прав, массово отказывались выходить на маршруты. Выражали недовольство тем, что из-за невыплат пенсионных и прочих отчислений не могут получить положенные от государства пособия по потере работы во время чрезвычайного положения.

Недавно руководство нового муниципального автопарка заявило, что предприятие терпит колоссальные убытки, и просило дотации у государства или повышения тарифа на проезд почти в два раза, с 80 тенге до 140 тенге. 

Отметим, ТОО Semey Bus 51% уставного капитала принадлежит ТОО «Автобусный парк Семей», 49% – ГУ «Отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Семея ВКО».

В день празднования Дня Абая порядка 80 водителей ТОО Semey Bus, которое осуществляет 70% пассажирских перевозок Семея, не вышли на маршруты с требованиям устранить нарушения трудовых прав по выплате заработной платы. Работа общественного транспорта в этот день была практически парализована. С работниками встретились аким города Ермак Салимов, его заместители, руководители профильных отделов.

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!