Только по налогам и социальным платежам задолженность товарищества с ограниченной ответственностью составляет порядка 200 млн тенге. Из них свыше 109 млн – это платежи в бюджет, порядка 58 млн тенге – пенсионные взносы, более 13 млн тенге – отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование и почти 18 млн тенге – социальные отчисления. Такие суммы накопились в период с III квартала 2018 года по II квартал 2019 года.
"Арест на счета компании был наложен до карантина. В период чрезвычайного положения в стране ограничения по всем счетам были сняты. С 1 июня эти меры возобновляются. На сегодня налогоплательщику направлены уведомления о погашении задолженности. В случае непогашения меры будут приниматься согласно законодательству", – прокомментировала inbusiness.kz руководитель управления разъяснительной работы департамента государственных доходов по ВКО Надежда Дроздова.
Если предприятие не выполнит требований налоговых органов, с 17 июня счета компании вновь будут заблокированы. Далее по налоговому законодательству предусматривается дальнейшее принудительное взыскание задолженности: арест счетов дебиторов, реализация имущества предприятия. Эти меры могут отменить в случае возбуждения производства по делу о банкротстве, применении реабилитационной процедуры в отношении налогоплательщика, реструктуризации задолженности.
Кроме того, у автопарка задолженности по "горючке" и по банковским кредитам.
Работники в панике
После ареста счетов все финансовые операции будут невозможны. Поэтому вполне понятно, что работники автопарка встревожены данной ситуацией.
Отметим, люди боятся, что их откровения могут негативно сказаться на дальнейшей работе или привести к увольнениям. По словам общественников, такие случаи уже были. От наиболее "активных" избавлялись.
"Сегодня была на базе. На третий этаж не пускают, бухгалтерию не пускают. В приемной коробки, папки собирают, все быстро складывают. Что за кипиш, непонятно", – вопрошает один из работников автопарка.
"Всех, кто сейчас работает в "Семейбус", увольняют и переводят в автобусный парк "Семей". Они хотят себя банкротами объявить", – недоумевает еще один работник предприятия.
Кстати, изначально, в 2018 году, был создан автобусный парк "Семей" (руководитель Шеин Юрий Владимирович). После на его базе создано ТОО "Semey Bus". Примечательно, что юридические адреса двух компании одинаковые: г. Семей, улица Широкая 67.
Если эта информация подтвердится, комментирует правозащитник Илья Бароховский, то людей переводят в другое ТОО, чтобы платить заработную плату с их счета.
Но в целом, говорит он, ситуация вокруг ТОО Semey Bus достаточно серьезная. Все это может парализовать весь город, учитывая, что 70% перевозок осуществляется ТОО "Semey Bus".
"Если принять во внимание всю эту ситуацию, то в ближайшее время нас ждет: первое – остановка работы Semey Bus, второе – передача его функций, сотрудников и имущества другому автопарку. Последнее выглядит совсем уж сомнительно – взятые в кредит автобусы должны быть арестованы за долги. В общем, полная неопределенность. Действительно ли падение потока пассажиров во время карантина так сильно ударило по погрязшему в кредитах предприятию, что оно вот-вот по факту окажется банкротом? Если так, то проблемы будут у всех горожан. Но есть небольшой шанс, что автопарку выделят деньги в качестве дотаций", – говорит Илья Бароховский.
Позиция властей
"Проблемы с налогами, проблемы с "БРК-Лизинг" есть. Банкротство, думаю, не грозит. Сейчас акиматом города предпринимаются кое-какие меры. Вопрос будет выноситься на маслихат. По налогам задолженности будут погашать по графику ежемесячно", – сказал в ходе телефонного разговора руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Сериккали Жуманов.
На вопрос корреспондента, почему получилось так, что новое предприятие, которому всего-то пару лет, оказалось в таком положении, он отметил следующее:
"Есть определенные моменты. Очень много нюансов. В финансово-экономическом обосновании все учитывается. Например, зарплата водителя в финансово-экономическом обосновании бралась как 100 тыс. тенге, кондуктора – 70 тыс. тенге. Но разве найдете сейчас человека, который пойдет на такую зарплату? Соответственно, "Семейбус" поднял зарплату водителям до 150 тыс. тенге. Это все влияет на финансовую обстановку. Расходы ведь идут. И еще. По ФЭО проезд автобусов предполагали, что будет 90 тенге, как в Усть-Каменогорске, а не 80 тенге. 10 тенге ведь большую роль играют. Это порядка 60-70 млн тенге. Вот так и накапливаются (долги). Внедрили электронное билетирование, должны были кондукторов убрать, мы не убрали. Соответственно, деньги не высвобождаются. Но на деле как мы без кондукторов? У нас люди не как на западе. Пришел, оплатил, ушел. Обязательно нужен человек, который скажет, оплати. И таких моментов много", – подчеркнул он.
По его словам, на предприятии будет проведена ревизия, независимый аудит. Если по результатам проверок выявится сокрытие доходов, то ответственные лица понесут наказание.
Более подробный расклад чиновник пообещал дать после официального запроса редакции.
Другое мнение
Тем временем общественник Николай Исаев недоумевает, как предприятие, наполовину государственное, "докатилось" до такого.
Напомним, ТОО Semey Bus организовано на основе государственно-частного партнерства в 2018 году. 51% уставного капитала принадлежит ТОО "Автобусный парк "Семей", 49% – государству.
"Это нонсенс. 49% у государства и мы не можем ничего сделать. Но если вдруг случится банкротство, это будет означать, что госструктура не умеет работать. Считаю, что с самого начала не была подготовлена программа работы парка. Отсутствие четкого экономического анализа. Такое впечатление, как будто главной задачей было закупить автобусы. Закупили казахстанские автобусы, которые не покупает ни один другой областной центр", – возмущается Николай Исаев.
Также не соблюдается режим работы, по карточке цена меньше, наличными больше. Куда разница идет? Это все должно быть обосновано. Общественный совет запросил данные распределения сумм. Самое интересное, что за один день сбора миллион тенге составляет заработная плата административно-управленческого аппарата", – отмечает заместитель руководителя специальной мониторинговой группы по противодействию коррупции по Семею Николай Исаев.
Правозащитник и общественник Илья Бароховский считает, что власти "из-за жадности" сами поставили под угрозу сферу пассажирских перевозок.
По его словам, первые скандалы в ТОО "Semey Bus" по выплате зарплаты начались еще в октябре 2019 года.
"Громкие заявления о том, что во всем виноват карантин – будут ложью. Невыплата пенсионных и налогов – с первого месяца работы, то есть за четыре месяца до карантина. Такая ситуация сложилась, потому что это изначально была финансовой авантюрой, не имеющей под собой полноценный фундамент. То есть, они кинулись на это сомнительное начинание, надеясь, что смогут сильно повысить оплату за проезд. Во-вторых, очевидно, они планировали выбить дотации. И то, и другое в связи с карантином отменилось. Когда они приобрели автобусы, их было на сто единиц меньше, чем раньше. Этого не хватало. Уменьшилось и количество посадочных мест. За счет условий тендера они снесли всех конкурентов. Но работать лучше не стали, так как и автобусов и посадочных мест стало меньше. Эта авантюра провалилась. Все, на что они рассчитывали, не удалось сделать. Они всячески экономили на налогах, пенсионке, недоплачивали людям и государству, ждали 2020 года и дотаций, но пришел карантин. Мы говорили ранее, что акимат ставит городской общественный транспорт на грань краха. Они убрали старых перевозчиков, но сами не вытянули работу даже на прежнем (и ранее не очень высоком) уровне", – заявляет он.
О чем мы говорили
У inbusiness.kz на эту тему целая серия публикаций:
- о задумке властей по созданию над созданием муниципальных парков в Семее и Усть-Каменогорске;
- о противостоянии акимата и перевозчиков Усть-Каменогорска;
- о пилотном проекте по внедрению электронного билетирования. Проезд по безналичному расчету стоит 80 тенге, за наличные – 140 тенге;
- о жалобах и акциях протестов работников ТОО Semey Bus на нарушения трудовых прав;
- о крике о помощи отправленных в отпуск без содержания сотрудников ТОО Semey Bus, которые не могли получить положенные 42500 тенге от государства из-за отсутствия отчислений. И грозили штурмовать акимат;
- о кондукторах предприятия, опасающихся незаконных сокращений.
Жанар Асылханова, ВКО