/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 423,79 Brent 36,55
Грозит ли транспортный коллапс Семею?

Грозит ли транспортный коллапс Семею?

Новый муниципальный автопарк Semey Bus, осуществляющий львиную долю перевозок, погряз в долгах, как в шелках.

08:36 14 Июнь 2020 8208

Грозит ли транспортный коллапс Семею?

Автор:

Жанар Асылханова

Только по налогам и социальным платежам задолженность товарищества с ограниченной ответственностью составляет порядка 200 млн тенге. Из них свыше 109 млн – это платежи в бюджет, порядка 58 млн тенге – пенсионные взносы, более 13 млн тенге – отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование и почти 18 млн тенге – социальные отчисления. Такие суммы накопились в период с III квартала 2018 года по II квартал 2019 года.

«Арест на счета компании был наложен до карантина. В период чрезвычайного положения в стране ограничения по всем счетам были сняты. С 1 июня эти меры возобновляются. На сегодня налогоплательщику направлены уведомления о погашении задолженности. В случае непогашения меры будут приниматься согласно законодательству», – прокомментировала inbusiness.kz руководитель управления разъяснительной работы департамента государственных доходов по ВКО Надежда Дроздова.

Если предприятие не выполнит требований налоговых органов, с 17 июня счета компании вновь будут заблокированы. Далее по налоговому законодательству предусматривается дальнейшее принудительное взыскание задолженности: арест счетов дебиторов, реализация имущества предприятия. Эти меры могут отменить в случае возбуждения производства по делу о банкротстве, применении реабилитационной процедуры в отношении налогоплательщика, реструктуризации задолженности.

Кроме того, у автопарка задолженности по «горючке» и по банковским кредитам.

Работники в панике

После ареста счетов все финансовые операции будут невозможны. Поэтому вполне понятно, что работники автопарка встревожены данной ситуацией.

Отметим, люди боятся, что их откровения могут негативно сказаться на дальнейшей работе или привести к увольнениям. По словам общественников, такие случаи уже были. От наиболее «активных» избавлялись.

«Сегодня была на базе. На третий этаж не пускают, бухгалтерию не пускают. В приемной коробки, папки собирают, все быстро складывают. Что за кипиш, непонятно», – вопрошает один из работников автопарка.

«Всех, кто сейчас работает в «Семейбус», увольняют и переводят в автобусный парк «Семей». Они хотят себя банкротами объявить», – недоумевает еще один работник предприятия.

Кстати, изначально, в 2018 году, был создан автобусный парк «Семей» (руководитель Шеин Юрий Владимирович). После на его базе создано ТОО «Semey Bus». Примечательно, что юридические адреса двух компании одинаковые: г. Семей, улица Широкая 67.

Если эта информация подтвердится, комментирует правозащитник Илья Бароховский, то людей переводят в другое ТОО, чтобы платить заработную плату с их счета.

Но в целом, говорит он, ситуация вокруг ТОО Semey Bus достаточно серьезная. Все это может парализовать весь город, учитывая, что 70% перевозок осуществляется ТОО «Semey Bus».

«Если принять во внимание всю эту ситуацию, то в ближайшее время нас ждет: первое – остановка работы Semey Bus, второе – передача его функций, сотрудников и имущества другому автопарку. Последнее выглядит совсем уж сомнительно – взятые в кредит автобусы должны быть арестованы за долги. В общем, полная неопределенность. Действительно ли падение потока пассажиров во время карантина так сильно ударило по погрязшему в кредитах предприятию, что оно вот-вот по факту окажется банкротом? Если так, то проблемы будут у всех горожан. Но есть небольшой шанс, что автопарку выделят деньги в качестве дотаций», – говорит Илья Бароховский.

Позиция властей

«Проблемы с налогами, проблемы с «БРК-Лизинг» есть. Банкротство, думаю, не грозит. Сейчас акиматом города предпринимаются кое-какие меры. Вопрос будет выноситься на маслихат. По налогам задолженности будут погашать по графику ежемесячно», – сказал в ходе телефонного разговора руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Сериккали Жуманов.

На вопрос корреспондента, почему получилось так, что новое предприятие, которому всего-то пару лет, оказалось в таком положении, он отметил следующее:

«Есть определенные моменты. Очень много нюансов. В финансово-экономическом обосновании все учитывается. Например, зарплата водителя в финансово-экономическом обосновании бралась как 100 тыс. тенге, кондуктора – 70 тыс. тенге. Но разве найдете сейчас человека, который пойдет на такую зарплату? Соответственно, «Семейбус» поднял зарплату водителям до 150 тыс. тенге. Это все влияет на финансовую обстановку. Расходы ведь идут. И еще. По ФЭО проезд автобусов предполагали, что будет 90 тенге, как в Усть-Каменогорске, а не 80 тенге. 10 тенге ведь большую роль играют. Это порядка 60-70 млн тенге. Вот так и накапливаются (долги). Внедрили электронное билетирование, должны были кондукторов убрать, мы не убрали. Соответственно, деньги не высвобождаются. Но на деле как мы без кондукторов? У нас люди не как на западе. Пришел, оплатил, ушел. Обязательно нужен человек, который скажет, оплати. И таких моментов много», – подчеркнул он.

По его словам, на предприятии будет проведена ревизия, независимый аудит. Если по результатам проверок выявится сокрытие доходов, то ответственные лица понесут наказание.

Более подробный расклад чиновник пообещал дать после официального запроса редакции.

Другое мнение

Тем временем общественник Николай Исаев недоумевает, как предприятие, наполовину государственное, «докатилось» до такого.

Напомним, ТОО Semey Bus организовано на основе государственно-частного партнерства в 2018 году. 51% уставного капитала принадлежит ТОО «Автобусный парк «Семей», 49% – государству.

«Это нонсенс. 49% у государства и мы не можем ничего сделать. Но если вдруг случится банкротство, это будет означать, что госструктура не умеет работать. Считаю, что с самого начала не была подготовлена программа работы парка. Отсутствие четкого экономического анализа. Такое впечатление, как будто главной задачей было закупить автобусы. Закупили казахстанские автобусы, которые не покупает ни один другой областной центр», – возмущается Николай Исаев.

Также не соблюдается режим работы, по карточке цена меньше, наличными больше. Куда разница идет? Это все должно быть обосновано. Общественный совет запросил данные распределения сумм. Самое интересное, что за один день сбора миллион тенге составляет заработная плата административно-управленческого аппарата», – отмечает заместитель руководителя специальной мониторинговой группы по противодействию коррупции по Семею Николай Исаев.

Правозащитник и общественник Илья Бароховский считает, что власти «из-за жадности» сами поставили под угрозу сферу пассажирских перевозок.

По его словам, первые скандалы в ТОО «Semey Bus» по выплате зарплаты начались еще в октябре 2019 года.

«Громкие заявления о том, что во всем виноват карантин – будут ложью. Невыплата пенсионных и налогов – с первого месяца работы, то есть за четыре месяца до карантина. Такая ситуация сложилась, потому что это изначально была финансовой авантюрой, не имеющей под собой полноценный фундамент. То есть, они кинулись на это сомнительное начинание, надеясь, что смогут сильно повысить оплату за проезд. Во-вторых, очевидно, они планировали выбить дотации. И то, и другое в связи с карантином отменилось. Когда они приобрели автобусы, их было на сто единиц меньше, чем раньше. Этого не хватало. Уменьшилось и количество посадочных мест. За счет условий тендера они снесли всех конкурентов. Но работать лучше не стали, так как и автобусов и посадочных мест стало меньше. Эта авантюра провалилась. Все, на что они рассчитывали, не удалось сделать. Они всячески экономили на налогах, пенсионке, недоплачивали людям и государству, ждали 2020 года и дотаций, но пришел карантин. Мы говорили ранее, что акимат ставит городской общественный транспорт на грань краха. Они убрали старых перевозчиков, но сами не вытянули работу даже на прежнем (и ранее не очень высоком) уровне», – заявляет он.

О чем мы говорили

У inbusiness.kz на эту тему целая серия публикаций:

Жанар Асылханова, ВКО

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/6JPoX7fY.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/tTM7Nwtv.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/PGXO0waK.jpeg

ТОО Semey Bus проверяет аудит из-за конфликта работников с руководством компании

Акимат Семея пообещал жестко наказать за срыв работы общественного транспорта.

12 Август 2020 12:38 48

ТОО Semey Bus проверяет аудит из-за конфликта работников с руководством компании

Фото: ehonews.kz

На официальной странице акимата в «Инстаграме» появился пост о том, что неправомерные действия работников будут жестко наказываться. Власти отметили, что будут приняты во внимание все жалобы работников, и призвали к «сдержанности, взвешенности и разуму».

«Городской пассажирский транспорт является социально значимой отраслью хозяйства, и забастовки, пикеты, митинги здесь не только неуместны, но и противоправны. Все действия, направленные на умышленный срыв работы структур жизнеобеспечения города, будут жестко пресекаться, а их организаторы должны понести справедливое наказание. Необходимо помнить, что от непродуманных действий водителей автобусов страдают люди – пенсионеры, дети, женщины. А от целенаправленных действий провокаторов страдаем все мы. Путь митингов, забастовок и ультиматумов не ведет к решению проблем. Он ведет в самом малом к нервозности, потере уважения коллектива, работы, а в большем – к дестабилизации и хаосу. Мы такого развития событий не допустим», – предупредили в акимате.

Уволят, не уволят…

Вышедшие на забастовку 10 августа, в празднование Дня Абая, работники муниципального автопарка рискуют остаться без работы, говорит лидер новосозданного профсоюза работников предприятия.

«На сегодня мы создали первичный профсоюз. Сегодня с утра вновь стоим здесь. Пока толком ничего не ясно. Кто вчера вышел, на работу не выпускают сегодня. Представители акимата ведут беседу с каждым, кому-то говорят, пишите сами заявление по собственному желанию, кому-то – идите домой и тихо сидите, вызовем. Пока не уволили, но угрожают, что уволят», – говорит Наталья Борисевич.

Корреспондент inbusiness.kz попросила прояснить ситуацию у руководства областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

По словам заместителя руководителя управления Ернара Мустафина, сегодня движение общественного транспорта на всех маршрутах восстановлено. Речи об увольнении работников нет. Но, если они сами хотят уволиться, никто удерживать не вправе, говорит он. На предприятии намерены пригласить на работу водителей с других регионов.

«Мы никак столько человек не можем уволить, и так у нас нехватка водителей. Но мы не можем идти на поводу у водителей, не можем ждать, когда они соблаговолят выйти на работу, поэтому сказали, будем искать водителей, пусть даже с других регионов. Да, были какие-то задержки и другие проблемы в связи с пандемией. Но это не наша вина и не вина автопарка. Они хотели полную заработную плату во время карантина. Как, если работают по несколько часов? Некоторые города полностью прекратили работу общественного транспорта, в Семее работал транспорт. И это притом, что парк «нулевые» пробеги делает. Зарплату вовремя получают, за июль задержка была, но это же не повод, чтобы в день нашего великого мыслителя Абая Кунанбаева выйти», – сказал Ернар Мустафин.

Кто ответит за нарушения?

В то же время он сообщил, что на предприятии действительно были нарушения, работникам не перечислялись пенсионные взносы и социальные отчисления. Все эти задолженности, сказал он, будут погашены полностью до сентября. По данным департамента государственных доходов, в июне сумма задолженности по пенсионным взносам и социальным налогам была более 75 млн тенге. Людям пенсионные взносы и социальный налог не перечислялись с сентября прошлого года по март 2020 года.

«Мы не знали, пока налоговая нас перед фактом не поставила. Потому что не имеем права вмешиваться в деятельность частной компании. Когда выяснилось, мы незамедлительно приняли меры по устранению данных нарушений. Сейчас наша задача задолженности закрыть, чтобы люди не страдали из-за кого-то», – продолжил он.

В данное время, отметил он, на предприятии ведет проверку департамент внутреннего государственного аудита (ДВГА).

«По результатам, думаю, будут наказаны виновные. Вплоть до возбуждения уголовного дела. Мы провели сами свою проверку, выявили нарушения, но наказывать не можем, и поэтому лично сам написал заявление в прокуратуру. И надзорным органом было принято решение запустить туда департамент госаудита для установления фактов нарушений. Ждем результатов проверок», – заключил Ернар Мустафин.

Кстати, с 23 по 28 июля включительно на предприятии были и проверяющие из трудовой инспекции. Однако прошло две недели, но результаты проверок так и не оглашены.

Напомним, ТОО Semey Bus было создано в 2018 году, скандалы на новосозданном предприятии не утихают с конца 2019 года. С начала 2020 года акции протеста участились. Работники предприятия жаловались на нарушение трудовых прав, массово отказывались выходить на маршруты. Выражали недовольство тем, что из-за невыплат пенсионных и прочих отчислений не могут получить положенные от государства пособия по потере работы во время чрезвычайного положения.

Недавно руководство нового муниципального автопарка заявило, что предприятие терпит колоссальные убытки, и просило дотации у государства или повышения тарифа на проезд почти в два раза, с 80 тенге до 140 тенге. 

Отметим, ТОО Semey Bus 51% уставного капитала принадлежит ТОО «Автобусный парк Семей», 49% – ГУ «Отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Семея ВКО».

В день празднования Дня Абая порядка 80 водителей ТОО Semey Bus, которое осуществляет 70% пассажирских перевозок Семея, не вышли на маршруты с требованиям устранить нарушения трудовых прав по выплате заработной платы. Работа общественного транспорта в этот день была практически парализована. С работниками встретились аким города Ермак Салимов, его заместители, руководители профильных отделов.

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как меняются транспортные предпочтения и возможности компаний

Каршеринг Anytime и «Яндекс.Такси» сообщили о работе в условиях ограничений.

02 Август 2020 08:12 5575

Как меняются транспортные предпочтения и возможности компаний

На время карантина работу общественного транспорта Алматы полностью приостанавливают либо ограничивают по времени. Работа сервиса каршеринга и служб такси не была ограничена в связи с пандемией коронавируса. При этом большинство офисных сотрудников перешли в режим удаленной работы. О том, как изменился спрос на услуги заказа такси и каршеринг в период карантина и как ограничения отразились на компаниях, узнал корреспондент inbusiness.kz.

Генеральный директор компании Anytime в Алматы Алмаз Ахпаров:

На рынке каршеринга пандемия отразилась достаточно сильно. В начале марта у нас была хорошая выручка, но после объявления режима ЧП в стране она начала резко падать. Наибольший спад за все время работы компании наблюдался 1 апреля. Апрель выдался самым тяжелым месяцем, и были мысли приостановить сервис, как делали наши клиенты в России. Мы думали об этом, но понимали, что людям нужно на чем-то передвигаться, когда общественный транспорт не ездил, а количество машин такси в городе сократили в три раза.

Выручка и количество аренд в этот период упали на 70-75%. Весь заработок уходил на закрытие операционных расходов: заправку бензина, ТОО, осмотр, дезинфекцию автомобилей, которую мы проводили на ежедневной основе. Основная причина падения спроса на услугу – карантин. Люди ушли на удаленную работу, ставили блокпосты. Доля наших клиентов живет за пределами Алматы. Безусловно, страх и запрет выходить из дома также повлияли на спрос.

Во время карантина на одну машину приходилось четыре-шесть аренд в сутки. Это низкий показатель. В обычное время на один автомобиль в сутки приходилось порядка 9-11 аренд. К тому же из-за отсутствия пробок среднее время поездки сократилось с 25 до 12 минут. Основными клиентами во время пандемии были врачи, которые ездили на работу и с работы. Также мы наблюдали скопление машин около крупных продуктовых магазинов.

Поэтапное восстановление спроса началось с 11 мая. Плюс во время режима ЧП мы много времени посвятили написанию статей о выходе из карантина. Это был стратегический ход, который должен был нас скорее восстановить на прежнюю выручку. По нашему мнению, эта стратегия сработала эффективно – и с 1 июня мы восстановились на уровень выручки, которая была в прошлом году в этом же месяце. Весь июль мы наблюдали резкий рост аренд автомобилей до 9-11 машин. И, если бы не очередные ограничительные меры, которые ввели в июле, динамика роста продолжала бы повышаться. Вновь введенные ограничительные меры бьют по бизнесу, и наблюдается спад, но уже не такой большой, как в апреле.

Тарифы во время карантина не менялись. Они сохранились, 19 тенге – утром, 44 – в остальное время. После карантина сохранили утренний тариф – 19 тенге в минуту, с 10 утра до шести вечера установили тариф 39 тенге в минуту, тем самым дали возможность клиентам восстановиться. В час пик тариф составляет 44 тенге, и только в ночное время мы увеличили тариф до 49 тенге в минуту. Ночью нет машин и нет пробок, поэтому мы посчитали правильным немного поднять тариф. Сейчас снова думаем над пересмотром тарифов, так как в городе нет пробок и скопления машин. Мы не покрываем операционных расходов, поэтому в силу вступает правило, когда нужно поднимать тариф, а когда можно его спустить. Но пока ничего не меняли. Мы также разработали абонементы для аренды машины на три-четыре дня. Учитывая некоторые нововведения, мы не зарабатываем больше, потому что на ночь у нас приходится минимальное количество поездок.

Чему нас научил карантин? Мы оперативно оптимизировали все расходы компании в каждом отделе: клиентском, где оставили одну линию операторов, в маркетинге, где посчитали правильным направлять деньги в онлайн-каналы вместо офлайн, оптимизировали расходы в операционном отделе и т. д. Это был очень важный шаг. При этом не увольняли никого из работников.

Ко второй волне ограничительных мер были уже готовы и легко перешли на удаленный формат работы. В офисе от всей команды сейчас находится только 15% работников, остальные работают из дома.

Автопарк остался в количестве 400 машин. Признаться, мы планировали расширить его этой весной и уже готовы были запуститься в Нур-Султане в мае. На момент запуска в столицу у нас было 200 новых машин. Нам пришлось его приостановить из-за эпидемии и перенести на следующий год. Что касается Алматы, мы также приостановили расширение автопарка. Для нас добавление 50-100 машин – это дополнительная финансовая нагрузка, хотя в июне был высокий спрос и в какой-то момент машин не хватало.

Пресс-служба «Яндекс.Такси»

Когда по всей стране были введены строгие ограничения на движение транспорта, то количество машин на линии резко упало. При этом спрос оставался на достаточно высоком уровне и тариф не менялся. Мы с партнерами находились на связи с государственными органами, чтобы больше водителей получали разрешения, выполняли свою работу и приложением могли воспользоваться все, кому важно уехать. Кроме того, таксопарки-партнеры отмечают, что во время пандемии они стали получать больше заявок на работу водителем.

Мы заметили изменение поведения пользователей. Спрос на доставку вещей увеличился в несколько раз относительно февраля этого года. Рост заказов сохранился и тогда, когда часть ограничений была ослаблена. В условиях пандемии актуален бесконтактный способ доставки, его указывают в комментариях.

Услуга появилась в Казахстане в конце прошлого года, а со временем стала доступна не только частным пользователям, но и корпоративным клиентам. Каждый день количество заявок от организаций на подключение растет. Услуга доставки интересна компаниям совершенно из разных сфер: продуктовый ритейл, аптеки, магазины электроники и бытовой техники, строительные гипермаркеты, операторы сотовой связи и другие. Важно отметить, что подключаются как представители крупных корпораций, так и средние и небольшие компании. Планируем инвестировать в развитие и продвижение направления доставки, поскольку оно может стать драйвером роста отрасли такси и стимулировать рост поездок и заработка водителей.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!