/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 324,80 Пшеница 465,40
Погода:
-14Нур-Султан
+2Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 324,80 Пшеница 465,40
Автоперевозчиков в Усть-Каменогорске заставят подвинуться

Автоперевозчиков в Усть-Каменогорске заставят подвинуться

На рынке пассажирских автоперевозок Усть-Каменогорска в преддверии внедрения системы электронного билетирования и модернизации автотранспорта начался жесткий передел, утверждают предприниматели.

17 Сентябрь 2019 12:10 3852

Автоперевозчиков в Усть-Каменогорске заставят подвинуться

На рынке городских автобусных перевозок в Усть-Каменогорске в последние дни особенно жарко. Конкурс по внедрению электронного билетирования таки состоялся, и выиграла его белорусская компания из Минска, которая предложила свои услуги за 1,7 млрд тенге, несмотря на то, что восточноказахстанские компании предлагали цену вдвое меньше. Модернизация пассажирского автотранспорта, по словам акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара, тоже не за горами – до конца сентября намечено заключить договор с Банком развития Казахстана на 4,4 млрд тенге для покупки 85 автобусов. Но и это еще не все. Представители городской власти подали в суд на двух крупнейших автоперевозчиков – ТОО Voska и ТОО «АЦ БЭСТ», которые обеспечивают выше 70% городских перевозок, с иском о расторжении договоров на обслуживание маршрутов. Якобы они не исполняют договорных обязательств. Те уверены, что их просто хотят вытеснить. Более того, автоперевозчики, возможно, и получат долгожданные субсидии, но только после внедрения системы электронного билетирования. Многих предпринимателей волнует вопрос: а кто же останется после такой «зачистки»?

Акция протеста жителей Ахмирово

Масла в огонь на днях подлили жители поселка Ахмирово, который находится в черте Усть-Каменогорска. Они перекрыли трассу и заблокировали движение, выразив протест против того, что самый востребованный автобус № 42, который обслуживает ТОО Voska, якобы появляется редко, часто переполнен, интервалы движения доходят в обеденные часы до 60 минут, да и невежливое поведение водителей и кондукторов вывело из терпения. Представители ТОО Voska вместе с жителями были приглашены на совещание в акимате Усть-Каменогорска.

«Регулярность по данному маршруту за восемь месяцев составила 74,2%, а если брать с 1 по 12 сентября, то 64%. В свое время, 27 июня 2019 года, перевозчик, ТОО Voska, нам прислал уведомление о том, что с 8 июля 2019 года они отменяют проезд для пенсионеров и детей от семи до 15 лет без предоставления льгот. Полная стоимость билета для них  – 90 тенге. В свою очередь мы актами и своим уведомлением сообщили автоперевозчику о том, что с 10 августа мы расторгнем договор в одностороннем порядке в связи с нарушением законодательства. На это был подан иск в судебном порядке нашим автоперевозчиком, но суд не состоялся по причине того, что иск ими же был отозван, оставлен судом без рассмотрения. На сегодня нами подан иск на ТОО Voska. Первые слушания пройдут 1 октября», – рассказал на совещании заместитель руководителя ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Усть-Каменогорска» Нуржан Жапбаров.

Директор компании-автоперевозчика Марат Калелов попытался выразить свои претензии к исполнительным властям, объяснив, что график они все же соблюдают. В тот злополучный день из 11 автобусов маршрута № 42 на линии работали девять. Это не противоречит условиям договора между ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Усть-Каменогорска» и компанией Voska. Но у автоперевозчика есть проблема: компания не может удержать водителей, кондукторов, и только за последнее время ее штат уменьшился на 75 человек. Причины – это финансовое положение компаний-автоперевозчиков. Сейчас они даже не просят повышения тарифа, который в Усть-Каменогорске составляет 90 тенге за одну поездку в автобусе.

Автоперевозчики говорят о необходимости субсидирования этого рынка, потому что есть существенная разница между существующим тарифом и реальными затратами на каждого пассажира. По их словам, еще на момент его утверждения в 2017 году было доказано, что эти затраты составляют свыше 175 тенге на одного пассажира. Но приглашенные теперь на совещание жители и сам аким слушать такое отказались.

«Повышайте зарплату своим людям, и они не будут уходить!» – отрезали жители Ахмирово.  

Субсидий не будет, но они будут

В свою очередь Жаксылык Омар повторил слова акима ВКО Даниала Ахметова, что у власти есть неопровержимые доказательства того, что автоперевозчики якобы занижают свои реальные доходы. Мол, они говорят, что перевозят 90 тысяч пассажиров  в день, а по данным ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций» из Алматы, свыше 270 тысяч человек в день. Еще в июле общественники заявляли о некорректности самого исследования, но Жаксылык Омар по этому поводу не сказал ничего. Впрочем, если власти убеждены, что предприниматели нарушают в этой части налоговое законодательство, то почему ни одного из автоперевозчиков не привлекли к ответственности? Зато на совещании Жаксылык Омар несколько раз повторил, что субсидий автоперевозчикам не видать. И обмолвился: «Пока не видать».

«Про субсидирование – мы еще раз скажем, что никаких субсидирований не будет! Никаких субсидирований не будет! Они просят нас 900 миллионов субсидировать! Это на 2019 год. А через год будет два миллиарда? Через пять лет – 10 миллиардов? Мы будем кормить этих перевозчиков тогда. Я не смогу ремонтировать школы, построить детские сады, не смогу выплачивать педагогам заработную плату, – распалялся аким. – Сейчас будет электронное билетирование, тогда будет все прозрачно. Если да, наши уважаемые перевозчики правы, если действительно нужно субсидировать, то это сразу видно будет. Мы будем субсидировать. Но я вам еще раз скажу, несколько раз уже говорил – про субсидирование речи не должно быть!»

По информации Жаксылыка Омара, в Алматы до внедрения системы электронного билетирования власти субсидировали перевозчиков на семь миллиардов в год, а после – всего на четыре. Но градоначальник не захотел вспомнить, что автоперевозчики из Усть-Каменогорска, в отличие от своих алматинских коллег, такое субсидирование никогда и не получали! Зато несколько раз отметил, что повышения тарифа тоже не будет, потому что «90 тенге – это и так один из высоких тарифов по Казахстану».

На ваше место придут другие

В очередной раз повторив, как мантру, что повышения тарифов и субсидий не будет, аким Усть-Каменогорска предложил автоперевозчикам «сдаться» и уйти с рынка, если те не могут больше работать.

«Если вы не в состоянии, уважаемое ТОО Voska, если у вас нет сил и средств, откажитесь! Есть другие компании, которые придут. Из Алматы просятся, из Павлодара, из других городов. Они готовы зайти на наш рынок и обслуживать наше население», – сказал он. 

По словам Жаксылыка Омара, отдел акимата обязан был подать в суд на перевозчиков, и дело вовсе не в лоббировании интересов других автоперевозчиков.

«Вы же отменили льготы, у нас есть факты, – сказал он. – Мы подали в суд, у нас будет судебное разбирательство по отмене льготы. Конечно, некоторые придут и спросят: а почему городской акимат судится? Наверное, хочет забрать маршрут, отдать своим родственникам или знакомым? Вот такой разговор будет. А почему я подал в суд? Потому что я обязан. А не оттого, что я не люблю Voska. Выполняйте, пожалуйста, свои договорные обязательства. У всех есть проблемы – и у «Марат М», и у «РОСТ», и у «БЭСТ» (компании-автоперевозчики в Усть-Каменогорске. – Прим. авт.).  

Кто останется на рынке?

Уже несколько лет между автоперевозчиками и акиматом Усть-Каменогорска идет конфликт. Он то стихает, переходит в латентную форму, то вспыхивает вновь. При этом власти не раз выражали намерение создать городской муниципальный автопарк. Теперь при нынешнем градоначальнике это будет выглядеть так. По информации Жаксылыка Омара, из 85 новых элитных больших автобусов, которые будут обслуживать основные маршруты, 20 появятся до конца октября этого года, а 65 автобусов – в марте 2020 года.

«Сейчас создано ТОО с государственным участием – New Bus. Это транспортная компания, которая относится к городскому акимату, – добавил Жаксылык Омар. – По электронному билетированию выиграла компания из Минска, она уже работает. Конкурс провело областное Управление транспорта и автодорог. Были и казахстанские, но они не прошли. А это компания с собственной программой, собственными специалистами. В октябре начнут установку – сначала с трамваев. Согласно договору, у них установка системы электронного билетирования – I квартал 2020 года».

Что касается конкретного злополучного маршрута № 42, то аким Усть-Каменогорска заявил о создании специальной рабочей группы, которая изучит все жалобы жителей и проведет мониторинг деятельности всех компаний. Проблема-то в другом – предпринимателям ясно, что если даже исполнительные власти соберут кучу жалоб от населения, то отвечать за это будет автоперевозчик, хотя они появились вследствие того, что акимат отказывался их услышать долгие годы.

«Почему сейчас речь идет только о ТОО Voska и ТОО «УЦ «БЭСТ»? Весь сыр-бор в том, что мы открыто говорим: систему электронного билетирования, за которое заплатят 1,7 миллиарда, можно было сделать за 800 миллионов тенге. А почему конкурс на предоставление маршрутов не проводится уже полтора года? – прокомментировали ситуацию inbusiness.kz в ТОО Voska. – У многих нет уверенности, что они останутся работать. Вместе с тем одной из больших компаний-автоперевозчиков владеет дочь крупного областного чиновника, и этой компании прощают многое и сейчас расширяют ее присутствие на рынке. Президент Касым-Жомарт Токаев говорит, что отношение к бюджету должно быть щепетильным, но какая необходимость сейчас выделять деньги на покупку автобусов? Мы сами готовы покупать, но есть законодательство о транспорте, выполняйте его! Там предусмотрено выделение субсидий, дайте их перевозчикам, и они сами купят. У нас электронное билетирование внедрено в Нур-Султане и Алматы. Там дают субсидии. В Караганде нет электронного билетирования, но в этом году выделили шесть миллиардов для субсидирования перевозчиков».

По данным руководства ТОО Voska, только за последние несколько лет они обновили свой подвижной состав на 80%, вложив 5 млн долларов.

«Власти ВКО нам обещали: кто обновится на 50%, ему продлят без конкурса на 10 лет маршруты. Мы обновились, пишем письмо, но с нами договоры не продлили. ТОО «РОСТ» на маршрут № 44 взяло в аренду автобусы, им продлили на 10 лет без конкурса. Всем понятно, что происходит, – заключили в ТОО Voska. – Наше предприятие, которое работает на рынке много лет, разрушают целенаправленно. Проблема-то рынка автоперевозок комплексная, а из нас делают врагов!»

Напомним, противостояние акиматов и автоперевозчиков в настоящее время происходит все чаще в разных регионах страны. Так, пассажироперевозчики Шымкента заявили о разорении еще летом этого года.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: