/img/tv1.svg
RU KZ
Автоперевозчиков в Усть-Каменогорске заставят подвинуться

Автоперевозчиков в Усть-Каменогорске заставят подвинуться

На рынке пассажирских автоперевозок Усть-Каменогорска в преддверии внедрения системы электронного билетирования и модернизации автотранспорта начался жесткий передел, утверждают предприниматели.

12:10 17 Сентябрь 2019 5909

Автоперевозчиков в Усть-Каменогорске заставят подвинуться

Автор:

Ольга Ушакова

На рынке городских автобусных перевозок в Усть-Каменогорске в последние дни особенно жарко. Конкурс по внедрению электронного билетирования таки состоялся, и выиграла его белорусская компания из Минска, которая предложила свои услуги за 1,7 млрд тенге, несмотря на то, что восточноказахстанские компании предлагали цену вдвое меньше. Модернизация пассажирского автотранспорта, по словам акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара, тоже не за горами – до конца сентября намечено заключить договор с Банком развития Казахстана на 4,4 млрд тенге для покупки 85 автобусов. Но и это еще не все. Представители городской власти подали в суд на двух крупнейших автоперевозчиков – ТОО Voska и ТОО «АЦ БЭСТ», которые обеспечивают выше 70% городских перевозок, с иском о расторжении договоров на обслуживание маршрутов. Якобы они не исполняют договорных обязательств. Те уверены, что их просто хотят вытеснить. Более того, автоперевозчики, возможно, и получат долгожданные субсидии, но только после внедрения системы электронного билетирования. Многих предпринимателей волнует вопрос: а кто же останется после такой «зачистки»?

Акция протеста жителей Ахмирово

Масла в огонь на днях подлили жители поселка Ахмирово, который находится в черте Усть-Каменогорска. Они перекрыли трассу и заблокировали движение, выразив протест против того, что самый востребованный автобус № 42, который обслуживает ТОО Voska, якобы появляется редко, часто переполнен, интервалы движения доходят в обеденные часы до 60 минут, да и невежливое поведение водителей и кондукторов вывело из терпения. Представители ТОО Voska вместе с жителями были приглашены на совещание в акимате Усть-Каменогорска.

«Регулярность по данному маршруту за восемь месяцев составила 74,2%, а если брать с 1 по 12 сентября, то 64%. В свое время, 27 июня 2019 года, перевозчик, ТОО Voska, нам прислал уведомление о том, что с 8 июля 2019 года они отменяют проезд для пенсионеров и детей от семи до 15 лет без предоставления льгот. Полная стоимость билета для них  – 90 тенге. В свою очередь мы актами и своим уведомлением сообщили автоперевозчику о том, что с 10 августа мы расторгнем договор в одностороннем порядке в связи с нарушением законодательства. На это был подан иск в судебном порядке нашим автоперевозчиком, но суд не состоялся по причине того, что иск ими же был отозван, оставлен судом без рассмотрения. На сегодня нами подан иск на ТОО Voska. Первые слушания пройдут 1 октября», – рассказал на совещании заместитель руководителя ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Усть-Каменогорска» Нуржан Жапбаров.

Директор компании-автоперевозчика Марат Калелов попытался выразить свои претензии к исполнительным властям, объяснив, что график они все же соблюдают. В тот злополучный день из 11 автобусов маршрута № 42 на линии работали девять. Это не противоречит условиям договора между ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Усть-Каменогорска» и компанией Voska. Но у автоперевозчика есть проблема: компания не может удержать водителей, кондукторов, и только за последнее время ее штат уменьшился на 75 человек. Причины – это финансовое положение компаний-автоперевозчиков. Сейчас они даже не просят повышения тарифа, который в Усть-Каменогорске составляет 90 тенге за одну поездку в автобусе.

Автоперевозчики говорят о необходимости субсидирования этого рынка, потому что есть существенная разница между существующим тарифом и реальными затратами на каждого пассажира. По их словам, еще на момент его утверждения в 2017 году было доказано, что эти затраты составляют свыше 175 тенге на одного пассажира. Но приглашенные теперь на совещание жители и сам аким слушать такое отказались.

«Повышайте зарплату своим людям, и они не будут уходить!» – отрезали жители Ахмирово.  

Субсидий не будет, но они будут

В свою очередь Жаксылык Омар повторил слова акима ВКО Даниала Ахметова, что у власти есть неопровержимые доказательства того, что автоперевозчики якобы занижают свои реальные доходы. Мол, они говорят, что перевозят 90 тысяч пассажиров  в день, а по данным ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций» из Алматы, свыше 270 тысяч человек в день. Еще в июле общественники заявляли о некорректности самого исследования, но Жаксылык Омар по этому поводу не сказал ничего. Впрочем, если власти убеждены, что предприниматели нарушают в этой части налоговое законодательство, то почему ни одного из автоперевозчиков не привлекли к ответственности? Зато на совещании Жаксылык Омар несколько раз повторил, что субсидий автоперевозчикам не видать. И обмолвился: «Пока не видать».

«Про субсидирование – мы еще раз скажем, что никаких субсидирований не будет! Никаких субсидирований не будет! Они просят нас 900 миллионов субсидировать! Это на 2019 год. А через год будет два миллиарда? Через пять лет – 10 миллиардов? Мы будем кормить этих перевозчиков тогда. Я не смогу ремонтировать школы, построить детские сады, не смогу выплачивать педагогам заработную плату, – распалялся аким. – Сейчас будет электронное билетирование, тогда будет все прозрачно. Если да, наши уважаемые перевозчики правы, если действительно нужно субсидировать, то это сразу видно будет. Мы будем субсидировать. Но я вам еще раз скажу, несколько раз уже говорил – про субсидирование речи не должно быть!»

По информации Жаксылыка Омара, в Алматы до внедрения системы электронного билетирования власти субсидировали перевозчиков на семь миллиардов в год, а после – всего на четыре. Но градоначальник не захотел вспомнить, что автоперевозчики из Усть-Каменогорска, в отличие от своих алматинских коллег, такое субсидирование никогда и не получали! Зато несколько раз отметил, что повышения тарифа тоже не будет, потому что «90 тенге – это и так один из высоких тарифов по Казахстану».

На ваше место придут другие

В очередной раз повторив, как мантру, что повышения тарифов и субсидий не будет, аким Усть-Каменогорска предложил автоперевозчикам «сдаться» и уйти с рынка, если те не могут больше работать.

«Если вы не в состоянии, уважаемое ТОО Voska, если у вас нет сил и средств, откажитесь! Есть другие компании, которые придут. Из Алматы просятся, из Павлодара, из других городов. Они готовы зайти на наш рынок и обслуживать наше население», – сказал он. 

По словам Жаксылыка Омара, отдел акимата обязан был подать в суд на перевозчиков, и дело вовсе не в лоббировании интересов других автоперевозчиков.

«Вы же отменили льготы, у нас есть факты, – сказал он. – Мы подали в суд, у нас будет судебное разбирательство по отмене льготы. Конечно, некоторые придут и спросят: а почему городской акимат судится? Наверное, хочет забрать маршрут, отдать своим родственникам или знакомым? Вот такой разговор будет. А почему я подал в суд? Потому что я обязан. А не оттого, что я не люблю Voska. Выполняйте, пожалуйста, свои договорные обязательства. У всех есть проблемы – и у «Марат М», и у «РОСТ», и у «БЭСТ» (компании-автоперевозчики в Усть-Каменогорске. – Прим. авт.).  

Кто останется на рынке?

Уже несколько лет между автоперевозчиками и акиматом Усть-Каменогорска идет конфликт. Он то стихает, переходит в латентную форму, то вспыхивает вновь. При этом власти не раз выражали намерение создать городской муниципальный автопарк. Теперь при нынешнем градоначальнике это будет выглядеть так. По информации Жаксылыка Омара, из 85 новых элитных больших автобусов, которые будут обслуживать основные маршруты, 20 появятся до конца октября этого года, а 65 автобусов – в марте 2020 года.

«Сейчас создано ТОО с государственным участием – New Bus. Это транспортная компания, которая относится к городскому акимату, – добавил Жаксылык Омар. – По электронному билетированию выиграла компания из Минска, она уже работает. Конкурс провело областное Управление транспорта и автодорог. Были и казахстанские, но они не прошли. А это компания с собственной программой, собственными специалистами. В октябре начнут установку – сначала с трамваев. Согласно договору, у них установка системы электронного билетирования – I квартал 2020 года».

Что касается конкретного злополучного маршрута № 42, то аким Усть-Каменогорска заявил о создании специальной рабочей группы, которая изучит все жалобы жителей и проведет мониторинг деятельности всех компаний. Проблема-то в другом – предпринимателям ясно, что если даже исполнительные власти соберут кучу жалоб от населения, то отвечать за это будет автоперевозчик, хотя они появились вследствие того, что акимат отказывался их услышать долгие годы.

«Почему сейчас речь идет только о ТОО Voska и ТОО «УЦ «БЭСТ»? Весь сыр-бор в том, что мы открыто говорим: систему электронного билетирования, за которое заплатят 1,7 миллиарда, можно было сделать за 800 миллионов тенге. А почему конкурс на предоставление маршрутов не проводится уже полтора года? – прокомментировали ситуацию inbusiness.kz в ТОО Voska. – У многих нет уверенности, что они останутся работать. Вместе с тем одной из больших компаний-автоперевозчиков владеет дочь крупного областного чиновника, и этой компании прощают многое и сейчас расширяют ее присутствие на рынке. Президент Касым-Жомарт Токаев говорит, что отношение к бюджету должно быть щепетильным, но какая необходимость сейчас выделять деньги на покупку автобусов? Мы сами готовы покупать, но есть законодательство о транспорте, выполняйте его! Там предусмотрено выделение субсидий, дайте их перевозчикам, и они сами купят. У нас электронное билетирование внедрено в Нур-Султане и Алматы. Там дают субсидии. В Караганде нет электронного билетирования, но в этом году выделили шесть миллиардов для субсидирования перевозчиков».

По данным руководства ТОО Voska, только за последние несколько лет они обновили свой подвижной состав на 80%, вложив 5 млн долларов.

«Власти ВКО нам обещали: кто обновится на 50%, ему продлят без конкурса на 10 лет маршруты. Мы обновились, пишем письмо, но с нами договоры не продлили. ТОО «РОСТ» на маршрут № 44 взяло в аренду автобусы, им продлили на 10 лет без конкурса. Всем понятно, что происходит, – заключили в ТОО Voska. – Наше предприятие, которое работает на рынке много лет, разрушают целенаправленно. Проблема-то рынка автоперевозок комплексная, а из нас делают врагов!»

Напомним, противостояние акиматов и автоперевозчиков в настоящее время происходит все чаще в разных регионах страны. Так, пассажироперевозчики Шымкента заявили о разорении еще летом этого года.

Ольга Ушакова

Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов – часть II

Автобусники Шымкента написали письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву.

17 Сентябрь 2020 08:03 4590

Фото: Мира Бахытова

Владельцы 11 автобусных компаний Шымкента обратились за помощью к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, передает корреспондент inbusiness.kz.

Предприниматели уверяют, что они получили уведомления о расторжении договоров на обслуживание городских маршрутов, хотя те были заключены до 2028 года. Самое страшное, по словам бизнесменов, что ради этих долгосрочных контрактов они приобрели автобусы в кредит, а теперь им нечем платить по счетам.

«Аким говорит, приобретайте новые автобусы, хорошо, мы согласны, а как быть с кредитами?! Те кредиты, которые наши ребята взяли на подвижной состав, кем они будут оплачены?! У кого 100 млн тенге, у кого 140, 135, 60 млн, которые под залог, под 30% ребята приобрели. Вопрос остается открытым. Как нам дальше жить? У меня (в ассоциации) на сегодня около 3 тыс. человек – это наши механики, слесари, водители, наши семьи. Если посчитать, в каждой семье по четыре-пять человек, это 20 тысяч остается за бортом. Мы вынуждены обратиться к президенту Токаеву с нашими больными вопросами», – говорит председатель ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов.

В ассоциацию входят сегодня 22 из 24 автобусных компаний, всего две недели назад inbusiness.kz писал, что все они и получили уведомления о расторжении договоров за нарушение договорных обязательств. При этом предприниматели уверяют, что их заставляют брать в кредит новые машины, приобретенные по линии БРК-лизинг АО «Социально-предпринимательская корпорация Shymkent» для специально созданного инвестиционного проекта «Шымкент-бас».

«У нашей компании вообще только 65-й маршрут остался, 52-й забрали. А мы провели обновление и купили в кредит 10 машин, 21 млн тенге должны банку. Как начался карантин, мы не можем заплатить, и средств нет дальше работать. А они говорят, приобретайте новые машины у СПК Shymkent. Причем нам говорят, что если договариваемся об условиях, то это будет секрет между СПК и перевозчиком, который мы не имеем права никому разглашать», – делится заместитель директора ТОО «Санжар-моторос» Бердибай Алтаев.

300 машин на дизеле было куплено АО «СПК Shymkent» в 2019 году и 590 на газе в 2020-м. При этом власти не раз говорили, что все автобусы уже в городе, теперь выясняется, что с газовым двигателем поступили в Шымкент всего 100 машин. Предприниматели сетуют, что из-за карантина потеряли 60% пассажиров. А теперь власти предлагают распродать имущество и взять новые машины в лизинг.

«Из 24 компаний только пять или шесть обновили состав. Вы же видите, даже газели ездят, в которых в полный рост невозможно стоять. Есть и такие перевозчики. И мы, как управление, отвечающее за эту отрасль, хотим, чтобы у горожан были комфортные автобусы. У нас 78 маршрутов, на сегодня из них 10 маршрутов вообще не функционируют. Перевозчики взяли, но не выезжают на них. Да, они убыточные. Но у одного перевозчика два-три, до десяти маршрутов. Если один убыточный, то другие прибыльные, он за счет этих маршрутов содержит убыточные», – предлагает предпринимателям нехитрую математику заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Мухтар Коканбаев.

При этом, по информации Мухтара Коканбаева, автобусы «Шымкент-бас» ежемесячно субсидируются на 250 млн тенге. Субсидии на обслуживание социальных маршрутов также получают компании «Т-Бас» и «Ман-Онтустик».

Также перевозчики поднимают вопрос отсутствия заправочных мощностей. В Шымкенте пока существует всего одна газозаправочная станция. В сутки можно заправить метаном 320 машин, две новые ГЗС обещают построить к новому году.

Обращение к президенту автобусники отправили в Акорду почтой и с большой надеждой ждут его помощи.

Напомним, 5 сентября по этому же вопросу состоялось очередное заседание совета по защите прав предпринимателей, после которого управлению пассажирского транспорта настоятельно порекомендовали отозвать уведомления о расторжении договоров. После этого бизнесмены даже ходили на прием к заместителю акима города Максуту Исахову, но говорят, что безрезультатно. Правда, теперь в управлении заявляют, что их неправильно поняли, уведомления, мол, были лишь об устранении многочисленных нарушений.

Мира Бахытова, Шымкент

Справка: акционерное общество «СПК Shymkent» образовано 13.09.2018 года в соответствии с приказом № 10. Учредителем и акционером общества является акимат г. Шымкента в лице ГУ «Управление финансов города Шымкента».


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как запрет авиасообщений отразился на логистике Казахстана

Грузооборот для воздушного транспорта за время карантина в РК снизился на 46,1%.

03 Сентябрь 2020 09:07 3125

Фото: Максим Морозов

Запрет на авиасообщение с ОАЭ, Белоруссией, Германией, Нидерландами, Египтом, Украиной и Россией сильно повлиял как на пассажирские, так и на грузовые перевозки. Грузооборот для воздушного транспорта за время карантина в РК снизился на 46,1% в сравнении с прошлогодним. Об этом директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы Рамиля Ахметова сообщила корреспонденту Inbusiness.kz.

«С этими странами у нас был постоянный товарообмен электроникой и фармацевтикой, которые часто доставляют авиатранспортом. Когда число рейсов сократилось, грузы с пометкой «срочно» стали отправлять другими видами транспорта. Автомобильные грузоперевозки, конечно, в этот период также реализовывались с трудом в связи с большими задержками на границе. В итоге всех «выручили» перевозки железнодорожным транспортом. Помимо этого, количество рейсов из Юго-Восточной Азии (Корея, Гонконг, Малайзия) сократилось в пять раз», – говорит Рамиля Ахметова.

По словам директора филиала, из-за введенных ограничений в следствии пандемии колоссальные убытки понесли авиакомпании, доставляющие только гуманитарные грузы. Так, авиакомпании Казахстана за первое полугодие заработали на 40% меньше, чем за тот же период 2019 года. Пандемия сильно ударила по отрасли. Большая часть коммерческих грузов находилась в ожидании чартерных рейсов, либо же их перенаправляли на другие виды транспорта.

Вместе со снижением товарооборота изменилась номенклатура товаров. На первое место вышли фармацевтическая продукция, продукты питания, медицинское оборудование и средства индивидуальной защиты.

Согласно статистике, за январь-февраль текущего года товарооборот между Казахстаном и Китаем составил $2,2 млрд, в том числе экспорт – $1,4 млрд, импорт – $789,7 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года объем взаимной торговли вырос на 7,9%, или $159,6 млн. Рост торговли между странами был зафиксирован в январе 2020 года. Однако в феврале из-за ограничительных мер по борьбе с COVID-19 товарооборот между Казахстаном и КНР упал на 9%.

«Известно, что все-таки Казахстан больше импортирует готовую продукцию, оборудование, товары народного потребления. Именно в феврале идет разрыв в показателях, что демонстрирует, что было больше экспорта из Казахстана, нежели импорта из Китая. Парадоксально, но факт – поскольку закрыли приграничную торговлю на МЦПС «Хоргос». На границах были заторы. Поэтому в феврале, из-за ограничительных мер по борьбе с COVID-19, товарооборот между Казахстаном и КНР упал на 9%», – добавила спикер.

Товарооборот в феврале снизился в основном за счет сокращения импорта, поясняет Рамиля Ахметова. За этот период импорт Казахстана из Китая упал сразу на 23,5% за год и составил $238,6 млн. Экспорт казахстанских товаров в КНР снизился на 0,9%, до $565 млн. Казахстан экспортирует рафинированную медь, природный газ, ферроспалы, злаки и масличные семена, руды металлов, в основном первичное сырье.

Введенные ограничения отразились и на сроках доставки, спросе и тарифах авиаотправок.

«Выросла стоимость фрахта (плата за перевозку груза) – в первую очередь из-за сокращения рейсов, что негативно отразилось на сроках доставки. Например, авиапоставка из Китая до Алматы за 1 кг до карантина стоила 4,6 USD за 1 кг. В период пандемии ставка выросла в 1,5 раза, до 7,8 USD. Затем, когда ситуация стала стабилизироваться, ставка немного снизилась. Но к прежним показателям она уже не вернется», – поделилась собеседница.

По словам спикера, за время ограничений показатели изменились практически у каждой компании. Многие останавливали или сокращали производство.

«Карантин отразился и на логистике, но не критично. Грузопоток, так или иначе, движется. Приходится оперативно подстраиваться под новые обстоятельства, клиентские запросы и потребности: прорабатываем и предлагаем альтернативные варианты маршрутов, подбираем оптимальное соотношение сроков доставки и цены», – сообщает она.

Выросший за время пандемии спрос на интернет-продажи повлек за собой рост спроса на расчет и доставку сборных грузов. Некоторые компании стали демпинговать по ставкам или предоставлять привлекательные условия платежей с отсрочкой, чтобы выиграть конкуренцию. Малые компании, не всегда готовые к таким условиям игры, были вынуждены покинуть рынок. Таким образом, по словам Рамили Ахметовой, в кризис происходит своеобразный естественный отбор.

«Количество игроков рынка авиаперевозок уменьшилось: кто-то, к сожалению, не пережил кризис. Значительно выросли цены по рынку, – добавляет она. – Чтобы не было сбоев в логистике, наша команда оставалась в прежнем рабочем режиме удаленно. Все грузы были под контролем, мы – постоянно на связи с клиентами, агентами и поставщиками по каждому заказу. Стали предлагать альтернативные маршруты, учитывая перебои с автотранспортом, и сделали ставку на ж/д маршруты».

По мнению директора филиала, рынок постепенно оживает. И, если не будет резкого ухудшения эпидемиологической ситуации, грузопотоки вернутся на допандемический уровень примерно во II квартале 2021 года. Объем товарооборота станет прежним, что будет связано с отложенным спросом.

«По мнению экспертов, вирус никуда не уйдет. Невозможно, да и бессмысленно продолжать держать авиаотрасль под стеклянным колпаком. Решение логично и ожидаемо. Постепенно правительства многих государств договариваются о взаимном открытии границ и возобновлении авиасообщения, – рассуждает она. – Чтобы преодолеть текущий кризис, необходима поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства. Например, налоговые послабления на определенный восстановительный период, льготное кредитование. Дорогу преодолеет идущий: рынок медленно оживает».

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!