/img/tv1.svg
RU KZ
В ВКО экспериментируют с системой электронного билетирования

В ВКО экспериментируют с системой электронного билетирования

Как приживается пробная версия  в Семее и какие ошибки прошлого учтут при внедрении системы в Усть-Каменогорске.

14:36 11 Февраль 2020 11458

В ВКО экспериментируют с системой электронного билетирования

Автор:

Жанар Асылханова

Фото: zakon.kz

В Семее пилотный проект пошел «со скрипом» и скандалами. Работники автопарка не знали, как работать по новой системе, жители жаловались на пропажу денег с транспортных карт, перевозчики – на нехватку карт и валидаторов. В связи с этим срок полного запуска системы немного затянулся. Предполагалось, что систему электронного билетирования на всех маршрутах запустят  в начале декабря 2019 года, однако стартовала она только 20  января 2020 года.

«Система разработчика, ТОО Innoforce solutions, внедрена в полном режиме. Где нет стационарных валидаторов для считывания карт и принятия платежа, там есть переносные, которые имеются у кондукторов. Также  принят дифференцированный тариф, есть проезд за наличный и безналичный расчет, в карточках все льготы заложены, есть система оплаты банковской картой и посредством телефона. На сегодня 85% населения оплачивают картой», – говорит руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржан Жумадилов.

По проекту «Внедрение и сопровождение автоматизированной системы контроля и оплаты проезда на общественном транспорте Семея» договор заключен между двумя частными компаниями: перевозчиком и компанией –  оператором по установке данной системы. Разработчик, ТОО Innoforce solutions, с каждой транзакции получает 8% от стоимости проезда. К примеру, с 80 тенге – 6,4 тенге. По данным на январь 2020 года, всего реализовано почти 150 тысяч смарт-карт: 109 835 стандартных, 28 тысяч школьных карт и свыше 12 тысяч льготных. Разработаны и работают приложения, по которым, заверяют чиновники, они могут  вести мониторинг количества пассажиров и финансового потока. Так что, мол, все будет прозрачно.

Ежедневно на маршрутные линии Семея выходит 322 единицы транспортных средств.
Стоимость оплаты за один проезд составляет 80 тенге по безналичному и 140 тенге по наличному расчету. В будущем оплату наличными планируется поднять до 160 тенге.

При этом в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог упреждают, что система в городе внедрена в пилотном режиме. Одной из причин запуска системы, говорят чиновники, стали обязательства перед банком. Ведь за приобретенные в кредит 170 автобусов через Банк развития Казахстана надо платить.

На ошибках учатся…

Тем временем в областном центре проект по внедрению электронного билетирования реализуют в рамках государственно-частного партнерства. Полный запуск планируется до конца нынешнего года.

«В рамках цифровизации транспортной отрасли 1 октября 2019 года подписан договор ГЧП по проекту «Внедрение и сопровождение автоматизированной системы контроля и оплаты проезда на общественном транспорте Усть-Каменогорска с созданием информационной системы диспетчеризации городского транспорта» с частным партнером, ТОО «IBA Казахстан». Сейчас установили серверы для обеспечения работы системы», – сказал заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО  Ернар Мустафин.

Стоимость  проекта составляет свыше 1,7 млрд тенге.    ТОО «IBA Казахстан» инвестирует собственные средства,  в дальнейшем власти компенсируют затраты  в течение четырех последующих лет. Кроме того,  из местного бюджета компания-инвестор будет получать порядка 300 млн тенге ежегодно за сопровождение проекта.

В первую очередь, до мая нынешнего года системой электронного билетирования будут оснащены трамваи и действующие автобусы, а  к концу года соответствующее оборудование установят и на новых автобусах. Напомним, что для Усть-Каменогорска через Банк развития Казахстана будет закуплено 85 автобусов.

«Закуп автобусов – это сложная процедура, придут они только в ноябре. В отличие от семейских, будут объемными. Автобусы отечественного производства, но стандарта евро-5, высшего класса и большей комфортабельности. Большие, низкополые, трехдверные автобусы – таковы наши требования к поставляемым транспортным средствам. Система мониторинга пассажирами тоже одно из обязательных требований. Та компания, которая устанавливает систему электронного билетирования и диспетчеризации, должна в обязательном порядке разработать специальную программу для смартфонов и компьютеров, чтобы пассажир в реальном времени мог отслеживать маршрут каждого автобуса», – отметил Ернар Мустафин.

Новые автобусы вместимостью до 105 человек направят на основные городские маршруты. На каждой двери  будет установлен валидатор, чтобы при входе пассажир сразу расплатился. На первых порах предусматривается работа консультантов, которые будут учить, как обращаться с устройством и как оплачивать проезд смарт-картой. Для того чтобы картой льготника никто другой, кроме него, не пользовался, ее персонифицируют, то есть они будут именные, с данными и фотографией лица, имеющего право на льготный проезд в общественном транспорте.

Что касается последующего высвобождения кондукторов, в управлении отмечают, что без работы они не останутся. Наиболее опытные кондукторы будут переведены на работу в  контрольно-ревизионную службу квазигосударственного предприятия (КГКП «Центр по управлению пассажирскими перевозками». – Авт.).

«Остальные в тех же парках  будут продолжать работать, так как система не может сама убирать, чистить салон, кому-то надо готовить салон к эксплуатации», – сказал господин Мустафин.

Кстати, со временем, как заметил Ернар Мустафин, автобусы без системы электронного билетирования не будут допускаться к обслуживанию пассажиров.

Сферу продолжает трясти

Напомним, что в Восточном Казахстане  вопрос обновления общественного транспорта  встал несколько лет назад. Однако задумка властей, предполагающая модернизацию общественного транспорта  за счет заемных средств, пришлась по душе не всем перевозчикам, и они отказались от участия в проекте. 

В 2018 году три крупных предприятия-перевозчика заявили, что их хотят убрать с дороги посредством незаконных налоговых доначислений.

Еще одна волна недовольств прошла в сентябре 2019 года в преддверии внедрения электронного билетирования, когда предприниматели заявили, что начался жесткий передел на рынке пассажирских перевозок.

А параллельно с внедрением электронного билетирования в Семее попал в скандал новый муниципальный автопарк, водители которого пожаловались на нарушение трудовых прав и давление со стороны руководства.

Жанар Асылханова, ВКО

Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов – часть II

Автобусники Шымкента написали письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву.

17 Сентябрь 2020 08:03 3040

Фото: Мира Бахытова

Владельцы 11 автобусных компаний Шымкента обратились за помощью к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, передает корреспондент inbusiness.kz.

Предприниматели уверяют, что они получили уведомления о расторжении договоров на обслуживание городских маршрутов, хотя те были заключены до 2028 года. Самое страшное, по словам бизнесменов, что ради этих долгосрочных контрактов они приобрели автобусы в кредит, а теперь им нечем платить по счетам.

«Аким говорит, приобретайте новые автобусы, хорошо, мы согласны, а как быть с кредитами?! Те кредиты, которые наши ребята взяли на подвижной состав, кем они будут оплачены?! У кого 100 млн тенге, у кого 140, 135, 60 млн, которые под залог, под 30% ребята приобрели. Вопрос остается открытым. Как нам дальше жить? У меня (в ассоциации) на сегодня около 3 тыс. человек – это наши механики, слесари, водители, наши семьи. Если посчитать, в каждой семье по четыре-пять человек, это 20 тысяч остается за бортом. Мы вынуждены обратиться к президенту Токаеву с нашими больными вопросами», – говорит председатель ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов.

В ассоциацию входят сегодня 22 из 24 автобусных компаний, всего две недели назад inbusiness.kz писал, что все они и получили уведомления о расторжении договоров за нарушение договорных обязательств. При этом предприниматели уверяют, что их заставляют брать в кредит новые машины, приобретенные по линии БРК-лизинг АО «Социально-предпринимательская корпорация Shymkent» для специально созданного инвестиционного проекта «Шымкент-бас».

«У нашей компании вообще только 65-й маршрут остался, 52-й забрали. А мы провели обновление и купили в кредит 10 машин, 21 млн тенге должны банку. Как начался карантин, мы не можем заплатить, и средств нет дальше работать. А они говорят, приобретайте новые машины у СПК Shymkent. Причем нам говорят, что если договариваемся об условиях, то это будет секрет между СПК и перевозчиком, который мы не имеем права никому разглашать», – делится заместитель директора ТОО «Санжар-моторос» Бердибай Алтаев.

300 машин на дизеле было куплено АО «СПК Shymkent» в 2019 году и 590 на газе в 2020-м. При этом власти не раз говорили, что все автобусы уже в городе, теперь выясняется, что с газовым двигателем поступили в Шымкент всего 100 машин. Предприниматели сетуют, что из-за карантина потеряли 60% пассажиров. А теперь власти предлагают распродать имущество и взять новые машины в лизинг.

«Из 24 компаний только пять или шесть обновили состав. Вы же видите, даже газели ездят, в которых в полный рост невозможно стоять. Есть и такие перевозчики. И мы, как управление, отвечающее за эту отрасль, хотим, чтобы у горожан были комфортные автобусы. У нас 78 маршрутов, на сегодня из них 10 маршрутов вообще не функционируют. Перевозчики взяли, но не выезжают на них. Да, они убыточные. Но у одного перевозчика два-три, до десяти маршрутов. Если один убыточный, то другие прибыльные, он за счет этих маршрутов содержит убыточные», – предлагает предпринимателям нехитрую математику заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Мухтар Коканбаев.

При этом, по информации Мухтара Коканбаева, автобусы «Шымкент-бас» ежемесячно субсидируются на 250 млн тенге. Субсидии на обслуживание социальных маршрутов также получают компании «Т-Бас» и «Ман-Онтустик».

Также перевозчики поднимают вопрос отсутствия заправочных мощностей. В Шымкенте пока существует всего одна газозаправочная станция. В сутки можно заправить метаном 320 машин, две новые ГЗС обещают построить к новому году.

Обращение к президенту автобусники отправили в Акорду почтой и с большой надеждой ждут его помощи.

Напомним, 5 сентября по этому же вопросу состоялось очередное заседание совета по защите прав предпринимателей, после которого управлению пассажирского транспорта настоятельно порекомендовали отозвать уведомления о расторжении договоров. После этого бизнесмены даже ходили на прием к заместителю акима города Максуту Исахову, но говорят, что безрезультатно. Правда, теперь в управлении заявляют, что их неправильно поняли, уведомления, мол, были лишь об устранении многочисленных нарушений.

Мира Бахытова, Шымкент

Справка: акционерное общество «СПК Shymkent» образовано 13.09.2018 года в соответствии с приказом № 10. Учредителем и акционером общества является акимат г. Шымкента в лице ГУ «Управление финансов города Шымкента».


Подпишитесь на наш канал Telegram!

ТОО Semey Bus проверяет аудит из-за конфликта работников с руководством компании

Акимат Семея пообещал жестко наказать за срыв работы общественного транспорта.

12 Август 2020 12:38 5786

Фото: ehonews.kz

На официальной странице акимата в «Инстаграме» появился пост о том, что неправомерные действия работников будут жестко наказываться. Власти отметили, что будут приняты во внимание все жалобы работников, и призвали к «сдержанности, взвешенности и разуму».

«Городской пассажирский транспорт является социально значимой отраслью хозяйства, и забастовки, пикеты, митинги здесь не только неуместны, но и противоправны. Все действия, направленные на умышленный срыв работы структур жизнеобеспечения города, будут жестко пресекаться, а их организаторы должны понести справедливое наказание. Необходимо помнить, что от непродуманных действий водителей автобусов страдают люди – пенсионеры, дети, женщины. А от целенаправленных действий провокаторов страдаем все мы. Путь митингов, забастовок и ультиматумов не ведет к решению проблем. Он ведет в самом малом к нервозности, потере уважения коллектива, работы, а в большем – к дестабилизации и хаосу. Мы такого развития событий не допустим», – предупредили в акимате.

Уволят, не уволят…

Вышедшие на забастовку 10 августа, в празднование Дня Абая, работники муниципального автопарка рискуют остаться без работы, говорит лидер новосозданного профсоюза работников предприятия.

«На сегодня мы создали первичный профсоюз. Сегодня с утра вновь стоим здесь. Пока толком ничего не ясно. Кто вчера вышел, на работу не выпускают сегодня. Представители акимата ведут беседу с каждым, кому-то говорят, пишите сами заявление по собственному желанию, кому-то – идите домой и тихо сидите, вызовем. Пока не уволили, но угрожают, что уволят», – говорит Наталья Борисевич.

Корреспондент inbusiness.kz попросила прояснить ситуацию у руководства областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

По словам заместителя руководителя управления Ернара Мустафина, сегодня движение общественного транспорта на всех маршрутах восстановлено. Речи об увольнении работников нет. Но, если они сами хотят уволиться, никто удерживать не вправе, говорит он. На предприятии намерены пригласить на работу водителей с других регионов.

«Мы никак столько человек не можем уволить, и так у нас нехватка водителей. Но мы не можем идти на поводу у водителей, не можем ждать, когда они соблаговолят выйти на работу, поэтому сказали, будем искать водителей, пусть даже с других регионов. Да, были какие-то задержки и другие проблемы в связи с пандемией. Но это не наша вина и не вина автопарка. Они хотели полную заработную плату во время карантина. Как, если работают по несколько часов? Некоторые города полностью прекратили работу общественного транспорта, в Семее работал транспорт. И это притом, что парк «нулевые» пробеги делает. Зарплату вовремя получают, за июль задержка была, но это же не повод, чтобы в день нашего великого мыслителя Абая Кунанбаева выйти», – сказал Ернар Мустафин.

Кто ответит за нарушения?

В то же время он сообщил, что на предприятии действительно были нарушения, работникам не перечислялись пенсионные взносы и социальные отчисления. Все эти задолженности, сказал он, будут погашены полностью до сентября. По данным департамента государственных доходов, в июне сумма задолженности по пенсионным взносам и социальным налогам была более 75 млн тенге. Людям пенсионные взносы и социальный налог не перечислялись с сентября прошлого года по март 2020 года.

«Мы не знали, пока налоговая нас перед фактом не поставила. Потому что не имеем права вмешиваться в деятельность частной компании. Когда выяснилось, мы незамедлительно приняли меры по устранению данных нарушений. Сейчас наша задача задолженности закрыть, чтобы люди не страдали из-за кого-то», – продолжил он.

В данное время, отметил он, на предприятии ведет проверку департамент внутреннего государственного аудита (ДВГА).

«По результатам, думаю, будут наказаны виновные. Вплоть до возбуждения уголовного дела. Мы провели сами свою проверку, выявили нарушения, но наказывать не можем, и поэтому лично сам написал заявление в прокуратуру. И надзорным органом было принято решение запустить туда департамент госаудита для установления фактов нарушений. Ждем результатов проверок», – заключил Ернар Мустафин.

Кстати, с 23 по 28 июля включительно на предприятии были и проверяющие из трудовой инспекции. Однако прошло две недели, но результаты проверок так и не оглашены.

Напомним, ТОО Semey Bus было создано в 2018 году, скандалы на новосозданном предприятии не утихают с конца 2019 года. С начала 2020 года акции протеста участились. Работники предприятия жаловались на нарушение трудовых прав, массово отказывались выходить на маршруты. Выражали недовольство тем, что из-за невыплат пенсионных и прочих отчислений не могут получить положенные от государства пособия по потере работы во время чрезвычайного положения.

Недавно руководство нового муниципального автопарка заявило, что предприятие терпит колоссальные убытки, и просило дотации у государства или повышения тарифа на проезд почти в два раза, с 80 тенге до 140 тенге. 

Отметим, ТОО Semey Bus 51% уставного капитала принадлежит ТОО «Автобусный парк Семей», 49% – ГУ «Отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Семея ВКО».

В день празднования Дня Абая порядка 80 водителей ТОО Semey Bus, которое осуществляет 70% пассажирских перевозок Семея, не вышли на маршруты с требованиям устранить нарушения трудовых прав по выплате заработной платы. Работа общественного транспорта в этот день была практически парализована. С работниками встретились аким города Ермак Салимов, его заместители, руководители профильных отделов.

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!