/img/tv1.svg
RU KZ
KASE 2 381,23 Hang Seng 27 610,72
DOW J 29 225,93 РТС 1 535,81
FTSE 100 7 436,64 Пшеница 560,00
В ВКО экспериментируют с системой электронного билетирования

В ВКО экспериментируют с системой электронного билетирования

Как приживается пробная версия  в Семее и какие ошибки прошлого учтут при внедрении системы в Усть-Каменогорске.

11 Февраль 2020 14:36 2814

В ВКО экспериментируют с системой электронного билетирования

Автор:

Жанар Асылханова

Фото: zakon.kz

В Семее пилотный проект пошел «со скрипом» и скандалами. Работники автопарка не знали, как работать по новой системе, жители жаловались на пропажу денег с транспортных карт, перевозчики – на нехватку карт и валидаторов. В связи с этим срок полного запуска системы немного затянулся. Предполагалось, что систему электронного билетирования на всех маршрутах запустят  в начале декабря 2019 года, однако стартовала она только 20  января 2020 года.

«Система разработчика, ТОО Innoforce solutions, внедрена в полном режиме. Где нет стационарных валидаторов для считывания карт и принятия платежа, там есть переносные, которые имеются у кондукторов. Также  принят дифференцированный тариф, есть проезд за наличный и безналичный расчет, в карточках все льготы заложены, есть система оплаты банковской картой и посредством телефона. На сегодня 85% населения оплачивают картой», – говорит руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржан Жумадилов.

По проекту «Внедрение и сопровождение автоматизированной системы контроля и оплаты проезда на общественном транспорте Семея» договор заключен между двумя частными компаниями: перевозчиком и компанией –  оператором по установке данной системы. Разработчик, ТОО Innoforce solutions, с каждой транзакции получает 8% от стоимости проезда. К примеру, с 80 тенге – 6,4 тенге. По данным на январь 2020 года, всего реализовано почти 150 тысяч смарт-карт: 109 835 стандартных, 28 тысяч школьных карт и свыше 12 тысяч льготных. Разработаны и работают приложения, по которым, заверяют чиновники, они могут  вести мониторинг количества пассажиров и финансового потока. Так что, мол, все будет прозрачно.

Ежедневно на маршрутные линии Семея выходит 322 единицы транспортных средств.
Стоимость оплаты за один проезд составляет 80 тенге по безналичному и 140 тенге по наличному расчету. В будущем оплату наличными планируется поднять до 160 тенге.

При этом в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог упреждают, что система в городе внедрена в пилотном режиме. Одной из причин запуска системы, говорят чиновники, стали обязательства перед банком. Ведь за приобретенные в кредит 170 автобусов через Банк развития Казахстана надо платить.

На ошибках учатся…

Тем временем в областном центре проект по внедрению электронного билетирования реализуют в рамках государственно-частного партнерства. Полный запуск планируется до конца нынешнего года.

«В рамках цифровизации транспортной отрасли 1 октября 2019 года подписан договор ГЧП по проекту «Внедрение и сопровождение автоматизированной системы контроля и оплаты проезда на общественном транспорте Усть-Каменогорска с созданием информационной системы диспетчеризации городского транспорта» с частным партнером, ТОО «IBA Казахстан». Сейчас установили серверы для обеспечения работы системы», – сказал заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО  Ернар Мустафин.

Стоимость  проекта составляет свыше 1,7 млрд тенге.    ТОО «IBA Казахстан» инвестирует собственные средства,  в дальнейшем власти компенсируют затраты  в течение четырех последующих лет. Кроме того,  из местного бюджета компания-инвестор будет получать порядка 300 млн тенге ежегодно за сопровождение проекта.

В первую очередь, до мая нынешнего года системой электронного билетирования будут оснащены трамваи и действующие автобусы, а  к концу года соответствующее оборудование установят и на новых автобусах. Напомним, что для Усть-Каменогорска через Банк развития Казахстана будет закуплено 85 автобусов.

«Закуп автобусов – это сложная процедура, придут они только в ноябре. В отличие от семейских, будут объемными. Автобусы отечественного производства, но стандарта евро-5, высшего класса и большей комфортабельности. Большие, низкополые, трехдверные автобусы – таковы наши требования к поставляемым транспортным средствам. Система мониторинга пассажирами тоже одно из обязательных требований. Та компания, которая устанавливает систему электронного билетирования и диспетчеризации, должна в обязательном порядке разработать специальную программу для смартфонов и компьютеров, чтобы пассажир в реальном времени мог отслеживать маршрут каждого автобуса», – отметил Ернар Мустафин.

Новые автобусы вместимостью до 105 человек направят на основные городские маршруты. На каждой двери  будет установлен валидатор, чтобы при входе пассажир сразу расплатился. На первых порах предусматривается работа консультантов, которые будут учить, как обращаться с устройством и как оплачивать проезд смарт-картой. Для того чтобы картой льготника никто другой, кроме него, не пользовался, ее персонифицируют, то есть они будут именные, с данными и фотографией лица, имеющего право на льготный проезд в общественном транспорте.

Что касается последующего высвобождения кондукторов, в управлении отмечают, что без работы они не останутся. Наиболее опытные кондукторы будут переведены на работу в  контрольно-ревизионную службу квазигосударственного предприятия (КГКП «Центр по управлению пассажирскими перевозками». – Авт.).

«Остальные в тех же парках  будут продолжать работать, так как система не может сама убирать, чистить салон, кому-то надо готовить салон к эксплуатации», – сказал господин Мустафин.

Кстати, со временем, как заметил Ернар Мустафин, автобусы без системы электронного билетирования не будут допускаться к обслуживанию пассажиров.

Сферу продолжает трясти

Напомним, что в Восточном Казахстане  вопрос обновления общественного транспорта  встал несколько лет назад. Однако задумка властей, предполагающая модернизацию общественного транспорта  за счет заемных средств, пришлась по душе не всем перевозчикам, и они отказались от участия в проекте. 

В 2018 году три крупных предприятия-перевозчика заявили, что их хотят убрать с дороги посредством незаконных налоговых доначислений.

Еще одна волна недовольств прошла в сентябре 2019 года в преддверии внедрения электронного билетирования, когда предприниматели заявили, что начался жесткий передел на рынке пассажирских перевозок.

А параллельно с внедрением электронного билетирования в Семее попал в скандал новый муниципальный автопарк, водители которого пожаловались на нарушение трудовых прав и давление со стороны руководства.

Жанар Асылханова, ВКО

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Как в структуре акимата Усть-Каменогорска законы между строк читали

Нарушали ли действующее законодательство автоперевозчики и ожидает ли город социальная напряженность из-за автобусов, продолжили выяснять в суде.

07 Февраль 2020 09:01 2711

Как в структуре акимата Усть-Каменогорска законы между строк читали

В областном суде завершилось очередное, второе по счету заседание коллегии по гражданским и административным делам, где рассматриваются апелляционные жалобы ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» и ТОО Voska на решение первой судебной инстанции. Теперь суд выслушал сторону истца – представителей ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска», которые на прошлое судебное заседание не явились. Но, как выяснилось, они и на это заседание пришли неподготовленными.

Чиновники с ходу заявили: у них есть переписка с ТОО «Марат и К», «и иными» компаниями, которые гарантируют: если судебные споры решатся не в пользу перевозчиков, то они якобы смогут обслуживать их маршруты.

«С апелляционной жалобой мы не согласны, обращаем внимание суда на то, что у нас договорные отношения, и статьей 13 Закона «О транспорте РК» и статьей 22 Закона «Об автомобильном транспорте РК» четко предусмотрена обязанность перевозчика осуществлять бесплатный провоз отдельных категорий граждан или представлять им льготы, а также эти обязанности предусмотрены самими договорами, которые были у нас заключены между ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» и автоперевозчиками», – сообщили представители истца.

Где написано?

Однако у председательствующего судьи Дамира Абдугалиева такое заявление вызвало много вопросов. Он поинтересовался, где конкретно написано, что автоперевозчики должны предоставлять льготу детям в возрасте от семи до 15 лет? Выяснилось, что в названных статьях законов речь идет только об отдельных категориях граждан. Кто они такие, эти категории, сотрудники структурного подразделения акимата пояснить не смогли. Более того, они от себя дополнили упомянутые статьи. И заявили: там речь идет о том, что перевозчик обязан осуществлять бесплатный проезд отдельных категорий пассажиров или предоставлять им льготы по оплате проезда вне зависимости от определения источника финансирования, заключения исполнительными органами договоров с перевозчиками.

Но ничего подобного в этих статьях никто, кроме структуры акимата, не увидел. Статья 22 Закона РК «Об автомобильном транспорте» регламентирует обязанность автоперевозчика «осуществлять бесплатный провоз отдельных категорий граждан или предоставлять им иные льготы по оплате проезда в соответствии с законодательством Республики Казахстан». Статья 13 Закона РК «О транспорте» говорит о том, какие льготы имеют отдельные категории пассажиров.

«Это есть в самом договоре – осуществлять бесплатный проезд отдельных категорий граждан, предоставлять им льготы по проезду в соответствии с законодательством РК, – возразили чиновники. – Перевозчики обязаны возить детей по льготам, это написано в правилах осуществления пассажирских перевозок. Мы в этом судебном заседании рассматриваем именно относительно договоров. У нас основанием явилось то, что перевозчики не исполнили условия договора и сам закон, который регулирует эти отношения, об автотранспорте».

«А где в договоре прописана обязанность перевозчика бесплатно возить детей и пенсионеров? Где написано, что они по детям должны? Просто назовите, и все, – попросил Дамир Абдугалиев. – В договоре написано, что автоперевозчики обязаны осуществлять иные льготы по оплате проезда в соответствии с законодательством РК».

Он несколько раз попросил истца назвать, в каких законах прописано это обязательство, но представительница ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» призналась: сейчас этого сделать она не может. Заявила только, что якобы обязанности перевозчиков вытекают из прав пассажиров, но судьи поправили – эта связь действует далеко не всегда.

«Могу подготовиться и привести (ссылки на закон. – Прим. авт.), мы считаем законным решение, вынесенное судом первой инстанции. У нас отношения урегулированы договором, который должен был исполняться перевозчиками. Кроме того, раз льгота установлена законодательством, она не требует конкретизации в договоре, как пишут ответчики, и не требует определения источников финансирования», – заявили еще раз истцы.

Они настаивали, что автоперевозчик ТОО Voska к тому же якобы нарушал регулярность маршрутов, но доказательства тому также представить не смогли. В этой связи для всестороннего исследования дела судья дал ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» время подготовиться до 27 февраля, написать ссылки на действующее законодательство с обоснованием своей правоты, более того, пригласить на судебное заседание Центр управления пассажирскими перевозками Усть-Каменогорска. Также Дамир Абдугалиев призвал стороны рассмотреть возможность урегулирования спора по мировому соглашению.

Как быть?

Председатель Ассоциации автоперевозчиков ВКО Николай Масич рассказал inbusiness.kz, что акимат города на самом деле осознает: льготы имеют право на существование только в случае компенсации перевозчиками разницы в стоимости льготного проезда. Кроме того, по его словам, нет законов, которые бы обязывали перевозчиков предоставлять на безвозмездной основе льготный проезд детям в возрасте от семи до 15 лет.

«А вот Закон РК «Об образовании» обязывает местные исполнительные и представительные органы обеспечить льготный проезд вышеназванной категории лиц», – добавил он.

По его словам, из-за отсутствия субсидий общегородская регулярность движения на автобусных маршрутах Усть-Каменогорска снизилась с 92% в 2017 году до 79,47% в 2019 году, а с начала текущего года она упала до 75%.

Согласно официальной статистике, ежегодно автобусы Усть-Каменогорска перевозят до 40 млн пассажиров.

Ольга Ушакова

«Волчий билет» для автоперевозчиков

Будут ли расторгнуты договоры с автоперевозчиками Усть-Каменогорска, объявившими об отмене льготного проезда, решает областной суд ВКО.

17 Январь 2020 12:22 4055

«Волчий билет» для автоперевозчиков

Фото: yk-news.kz

Конфликт между автоперевозчиками и акиматом Усть-Каменогорска, о котором стало известно прошлым летом, нашел свое логическое продолжение. В коллегии по гражданским и административным делам Восточно-Казахстанского областного суда приступили к рассмотрению апелляционных жалоб ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» и ТОО Voska на решение первой судебной инстанции – Специализированного межрайонного экономического суда ВКО. Тот 25 ноября прошлого года удовлетворил иск ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» к этим компаниям о расторжении договоров на организацию регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа по более десятку маршрутов. Но автоперевозчики посчитали судебный акт СМЭС ВКО незаконным. 16 января к рассмотрению дела приступила апелляционная инстанция. Помимо руководства компаний, их доверенных лиц, на заседание пришли представители Палаты предпринимателей ВКО, Ассоциации автоперевозчиков ВКО, СМИ. Представители истца – отдела акимата Усть-Каменогорска – на судебное заседание не явились, прислав соответствующее письмо. Поэтому были заслушаны все аргументы представителей компаний-автоперевозчиков. Они просят отменить решение первой инстанции, отказать истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.

Льготы есть, субсидий нет

Баталии акимата и автоперевозчиков в Усть-Каменогорске длятся много лет. В основном они сводятся к тому, что предприниматели уверяют: действующие тарифы на проезд в автобусах не соответствуют их затратам. Их обязали за свой счет возить льготных пассажиров, но субсидии за счет бюджета власти отказываются им платить. Причиной очередных баталий стало то, что в июне прошлого года ТОО «БЭСТ» и ТОО Voska письменно уведомили акимат об отмене льготного проезда детям и пенсионерам, которых они несколько лет возили за свой счет, в связи с тяжелым финансовым положением. По мнению акимата, таким образом автоперевозчики нарушили условия договоров от 1 января 2019 года, и он решил расторгнуть договорные отношения. Помимо этого, мэрия предъявила к ТОО Voska еще и претензии о нарушении условий договора по предоставлению технически исправного автотранспорта, нарушению регулярности движения автобусов на маршрутах, поскольку с 10 июня по 12 августа в разные дни на рейсы в этой компании не выходило до 25 автобусов. В июле автоперевозчики получили от акимата Усть-Каменогорска уведомления о расторжении с ними договоров в одностороннем порядке в порядке досудебного урегулирования.

Не отменили льготы, а только собирались

В судебных инстанциях представители ТОО Voska и ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» объяснили, что дальше переписки с акиматом о прекращении льготного проезда дело не пошло и фактически перевозить детей и стариков в полцены они продолжали. Но акимат предоставил в первую судебную инстанцию аргументы обратного – акты, которыми зафиксированы факты продажи детям билетов по полной стоимости – в 90 тенге за одну поездку. Суд положил их в основу своего решения. Такие доказательства со стороны представителей акимата Усть-Каменогорска автоперевозчики называют недопустимыми.

Основные доводы того, почему они были вынуждены написать в акимат об отмене льгот, автоперевозчики назвали еще в суде первой инстанции – из-за возросшей стоимости дизельного топлива со 115 до 195 тенге предприятия терпят убытки, долгое время местные исполнительные органы не решают вопросы тарифообразования, субсидирования убыточных и низкорентабельных маршрутов, из-за низкой доходности не хватает средств на поддержание всех автобусов в исправном состоянии. Также акимат, как говорят ответчики, не принял нормативный акт, который бы регулировал вопрос субсидирования затрат и убытков перевозчиков по льготному проезду. Более того, по словам автоперевозчиков, в законодательстве не указано, что предоставлять льготу пассажиру нужно за их счет. Такая обязанность якобы возникает только в том случае, если местные исполнительные органы будут субсидировать затраты.

«Практически все автоперевозчики Усть-Каменогорска нарушают свои обязанности по регулярности перевозок пассажиров из-за отсутствия субсидирования, но почему-то расторгнуть договоры акимат решил именно с нашими компаниями», – поставили вопрос ребром автоперевозчики.

Но Специализированный межрайонный экономический суд ВКО не внял их доводам. В своем решении он указал, что автоперевозчики обязаны предоставлять льготы определенным категориям пассажиров, исходя из договора и действующего законодательства.

«Договор подписан сторонами, и они достигли соглашения по всем его существенным условиям. Ответчик, действуя разумно и свободно, имел возможность оценить риск финансового бремени. Единый тариф для всех маршрутов в городском сообщении в 90 тенге за одну поездку установлен постановлением акимата Усть-Каменогорска 13 января 2017 года, задолго до заключения договоров между сторонами, и был известен ответчикам. Заключив договор в январе 2019 года на условиях, регулирующих особенности ответственности за его неисполнение, ответчики добровольно приняли на себя соответствующие обязательства», – сказано в решении СМЭС от 25 ноября 2019 года. 

Что решит областной суд?

В судебном заседании апелляционной инстанции председательствующий судья Дамир Абдугалиев, выслушав аргументы автоперевозчиков, которые просят отменить решение СМЭС ВКО, задавал им ряд вопросов и, в частности, поинтересовался: а если перевозки невыгодны экономически, то зачем они ими занимаются? Те ответили, что доходы-то есть, только они уходят на поддержание работы автотранспорта, оплату персонала, но на развитие предприятий их практически не хватает. Впрочем, для нормального функционирования автопарков их тоже маловато. Также судьи спросили, смогут ли другие компании выполнять работу за этих перевозчиков, если договоры с ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» и Voska будут расторгнуты? Предприниматели считают, что эту брешь на рынке сейчас закрыть некому. Расторжение договоров будет означать, что 140 автобусов одновременно сойдут с линии. Создаваемое в рамках модернизации общественного автотранспорта в Усть-Каменогорске ТОО New Bus при акимате города пока таким парком не обладает.

Более того, они рассказали inbusiness.kz, что, согласно письму из Агентства по противодействию коррупции РК в адрес Палаты предпринимателей ВКО, создание New Bus незаконно.

«Акимат Усть-Каменогорска пошел на такой шаг – расторгнуть договоры через суд – не случайно. Ведь их сроки истекают через пару месяцев, но тогда ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» и ТОО Voska могли бы и далее участвовать в процессе городских автоперевозок. Если же с ними будут расторгнуты договоры в одностороннем порядке, то это закроет им дорогу на участие в тендерах по организации перевозок», – считают представители предприятий.

Предприниматели настаивают – это акимат не выполнял своих обязательств по возмещению убытков перевозчиков, которые те понесли из-за предоставляемых льгот, поэтому они имели полное право, исходя из статьи 284 Гражданского кодекса РК, приостановить исполнение своего обязательства. Но они повторяют: они не прекращали предоставлять льготы детям и старикам и не нарушали договорные обязательства. По их словам, в первой инстанции даже руководство Центра управления пассажирскими перевозками просило суд отказать акимату в удовлетворении иска. Но эта просьба была проигнорирована СМЭС ВКО. Какое решение примет областной суд, будет известно не скоро. Следующее заседание апелляционной инстанции назначено на 6 февраля 2020 года.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: