/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 400,36 Brent 36,55
В ВКО экспериментируют с системой электронного билетирования

В ВКО экспериментируют с системой электронного билетирования

Как приживается пробная версия  в Семее и какие ошибки прошлого учтут при внедрении системы в Усть-Каменогорске.

14:36 11 Февраль 2020 8406

В ВКО экспериментируют с системой электронного билетирования

Автор:

Жанар Асылханова

Фото: zakon.kz

В Семее пилотный проект пошел «со скрипом» и скандалами. Работники автопарка не знали, как работать по новой системе, жители жаловались на пропажу денег с транспортных карт, перевозчики – на нехватку карт и валидаторов. В связи с этим срок полного запуска системы немного затянулся. Предполагалось, что систему электронного билетирования на всех маршрутах запустят  в начале декабря 2019 года, однако стартовала она только 20  января 2020 года.

«Система разработчика, ТОО Innoforce solutions, внедрена в полном режиме. Где нет стационарных валидаторов для считывания карт и принятия платежа, там есть переносные, которые имеются у кондукторов. Также  принят дифференцированный тариф, есть проезд за наличный и безналичный расчет, в карточках все льготы заложены, есть система оплаты банковской картой и посредством телефона. На сегодня 85% населения оплачивают картой», – говорит руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржан Жумадилов.

По проекту «Внедрение и сопровождение автоматизированной системы контроля и оплаты проезда на общественном транспорте Семея» договор заключен между двумя частными компаниями: перевозчиком и компанией –  оператором по установке данной системы. Разработчик, ТОО Innoforce solutions, с каждой транзакции получает 8% от стоимости проезда. К примеру, с 80 тенге – 6,4 тенге. По данным на январь 2020 года, всего реализовано почти 150 тысяч смарт-карт: 109 835 стандартных, 28 тысяч школьных карт и свыше 12 тысяч льготных. Разработаны и работают приложения, по которым, заверяют чиновники, они могут  вести мониторинг количества пассажиров и финансового потока. Так что, мол, все будет прозрачно.

Ежедневно на маршрутные линии Семея выходит 322 единицы транспортных средств.
Стоимость оплаты за один проезд составляет 80 тенге по безналичному и 140 тенге по наличному расчету. В будущем оплату наличными планируется поднять до 160 тенге.

При этом в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог упреждают, что система в городе внедрена в пилотном режиме. Одной из причин запуска системы, говорят чиновники, стали обязательства перед банком. Ведь за приобретенные в кредит 170 автобусов через Банк развития Казахстана надо платить.

На ошибках учатся…

Тем временем в областном центре проект по внедрению электронного билетирования реализуют в рамках государственно-частного партнерства. Полный запуск планируется до конца нынешнего года.

«В рамках цифровизации транспортной отрасли 1 октября 2019 года подписан договор ГЧП по проекту «Внедрение и сопровождение автоматизированной системы контроля и оплаты проезда на общественном транспорте Усть-Каменогорска с созданием информационной системы диспетчеризации городского транспорта» с частным партнером, ТОО «IBA Казахстан». Сейчас установили серверы для обеспечения работы системы», – сказал заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО  Ернар Мустафин.

Стоимость  проекта составляет свыше 1,7 млрд тенге.    ТОО «IBA Казахстан» инвестирует собственные средства,  в дальнейшем власти компенсируют затраты  в течение четырех последующих лет. Кроме того,  из местного бюджета компания-инвестор будет получать порядка 300 млн тенге ежегодно за сопровождение проекта.

В первую очередь, до мая нынешнего года системой электронного билетирования будут оснащены трамваи и действующие автобусы, а  к концу года соответствующее оборудование установят и на новых автобусах. Напомним, что для Усть-Каменогорска через Банк развития Казахстана будет закуплено 85 автобусов.

«Закуп автобусов – это сложная процедура, придут они только в ноябре. В отличие от семейских, будут объемными. Автобусы отечественного производства, но стандарта евро-5, высшего класса и большей комфортабельности. Большие, низкополые, трехдверные автобусы – таковы наши требования к поставляемым транспортным средствам. Система мониторинга пассажирами тоже одно из обязательных требований. Та компания, которая устанавливает систему электронного билетирования и диспетчеризации, должна в обязательном порядке разработать специальную программу для смартфонов и компьютеров, чтобы пассажир в реальном времени мог отслеживать маршрут каждого автобуса», – отметил Ернар Мустафин.

Новые автобусы вместимостью до 105 человек направят на основные городские маршруты. На каждой двери  будет установлен валидатор, чтобы при входе пассажир сразу расплатился. На первых порах предусматривается работа консультантов, которые будут учить, как обращаться с устройством и как оплачивать проезд смарт-картой. Для того чтобы картой льготника никто другой, кроме него, не пользовался, ее персонифицируют, то есть они будут именные, с данными и фотографией лица, имеющего право на льготный проезд в общественном транспорте.

Что касается последующего высвобождения кондукторов, в управлении отмечают, что без работы они не останутся. Наиболее опытные кондукторы будут переведены на работу в  контрольно-ревизионную службу квазигосударственного предприятия (КГКП «Центр по управлению пассажирскими перевозками». – Авт.).

«Остальные в тех же парках  будут продолжать работать, так как система не может сама убирать, чистить салон, кому-то надо готовить салон к эксплуатации», – сказал господин Мустафин.

Кстати, со временем, как заметил Ернар Мустафин, автобусы без системы электронного билетирования не будут допускаться к обслуживанию пассажиров.

Сферу продолжает трясти

Напомним, что в Восточном Казахстане  вопрос обновления общественного транспорта  встал несколько лет назад. Однако задумка властей, предполагающая модернизацию общественного транспорта  за счет заемных средств, пришлась по душе не всем перевозчикам, и они отказались от участия в проекте. 

В 2018 году три крупных предприятия-перевозчика заявили, что их хотят убрать с дороги посредством незаконных налоговых доначислений.

Еще одна волна недовольств прошла в сентябре 2019 года в преддверии внедрения электронного билетирования, когда предприниматели заявили, что начался жесткий передел на рынке пассажирских перевозок.

А параллельно с внедрением электронного билетирования в Семее попал в скандал новый муниципальный автопарк, водители которого пожаловались на нарушение трудовых прав и давление со стороны руководства.

Жанар Асылханова, ВКО

Внедрить безналичную оплату в общественном транспорте пока не получается в Павлодаре

Проект пробуксовывает уже пять лет.

08 Июль 2020 11:34 1062

Внедрить безналичную оплату в общественном транспорте пока не получается в Павлодаре

Фото: vlast.kz

Руководитель пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Ринат Койсоймасов на последней сессии областного маслихата пообещал депутатам, что электронное билетирование на общественном транспорте в Павлодаре будет внедрено до конца текущего года.

Подобные заверения от его предшественников звучали уже не раз. Но даже закупленные 204 валидатора на сумму более 16 млн тенге из местного бюджета ситуацию не решили.

«Мы съездили позаимствовать опыт в Семей. Они уже внедрили электронное билетирование с января. Поговорили с перевозчиком, с организатором перевозок. Довольны. Во-первых, появился реальный пассажиропоток, на каждом маршруте знают, кто и сколько ездит за сутки. Информация обновляется в мобильном приложении ежеминутно. Во-вторых, выплата налогов. Я у них интересовался: за год три перевозчика платили 56 млн тенге. Город, в принципе, такой же, как у нас: 206-208 маршрутов ежедневно выходит. За шесть месяцев у них уже 150 млн тенге налогов. Потому что уже не скроешь», – отметил чиновник.

Хроника электронного билетирования

О внедрении электронной платы за проезд в общественном транспорте в Павлодаре впервые заговорили в 2015 году. Тогда же по заказу акимата города Институт транспорта и коммуникаций исследовал пассажиропоток и рентабельность маршрутов. Дальше смены маршрутов дело не пошло.

В марте 2016 года директор ТОО Smart card system (совместное предприятие Казахстана – 65% участия с Южной Кореей – 35%) Куаныш Кабиденов сообщил о том, как в Павлодаре планируется внедрять систему электронного билетирования. По словам директора компании, в приобретение и установку валидаторов планировалось вложить $4,7 млн. Договор, который компания предложила перевозчикам, заключался бы на 15 лет и предусматривал вознаграждение в 10,95% от каждой транзакции, прошедшей через систему. Подписать документы были готовы только два парка: автобусный парк № 1 и трамвайное управление. Оба – из списка квазигосударственного сектора. Переговоры с другими пятью участниками рынка, частниками застопорились. Предполагалось, что в городе откроется не менее 200 торговых точек, где можно будет купить карты оплаты проезда.

Местные власти были заинтересованы во внедрении системы, в первую очередь, для наведения порядка в налоговых поступлениях. По той же причине этого не желал частник. Да и предложенный процент платы за услугу показался высоким. Поэтому транспортные компании спешить не стали.

Тема была «заморожена» до 2018 года, когда местная BF Group предложила свои услуги в данной нише, решив начать с небольшого города Аксу, где в качестве пилотного решили запустить электронное билетирование на одном маршруте.

В 2019 году, с приходом нового городского акима Ануара Кумпекеева, в Павлодаре со своими предложениями по электронному билетированию возникла российская компания BPC, оттеснив местного разработчика. Летом того же года в пилотном режиме была запущена новая система на одном маршруте автобуса и трамвая. Планировалось, что к концу года она полностью закрепится на общественном транспорте. Правда, приобретенные валидаторы предназначались только для госпарков.

На сегодня оплатить проезд в общественном транспорте картой банка можно только в трамваях и на одном маршруте автобуса. Остальные валидаторы, розданные государственному автопарку, лежат мертвым грузом.

Заработает или нет?

Новый директор автопарка № 1 (квазигосударственный сектор) Николай Погребнюк считает, что наличие валидаторов в его автопарке не решает проблему электронного билетирования автоматически.

«Вопросов на самом деле много. Для начала необходимо, чтобы валидаторы были у всех, кто работает на городских маршрутах. В противном случае не получится внедрить дифференцированные тарифы на проезд, как это делается в других городах. Волнует негосударственный сектор и покупка валидаторов, она не по карману, особенно маршрутным такси. Это означает одно – что сроки внедрения электронной системы, скорее всего, будет сдвинуты», – сообщил Inbusiness.kz директор автопарка.

На самом деле это далеко не полный перечень проблем, возникших на пути онлайн-билетирования. Порой «зависает» система, и можно до двух минут ждать подтверждения оплаты, а это целая остановка. При большом количестве пассажиров это подвигает обладателей валидаторов прятать их подальше. Конечно, многие проблемы отпадут в ходе реализации проекта. Вопрос в том, когда власти приступят к нему. Сначала этому процессу мешала смена руководства, теперь СOVID-19.

Марина Попова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

4 трлн тенге необходимо на обновление автобусного парка в Казахстане

Изношенность автопарка составляет более 70%.

19 Июнь 2020 08:59 2363

4 трлн тенге необходимо на обновление автобусного парка в Казахстане

Фото: Серикжан Ковланбаев

Проблемы общественного транспорта стали основной темой онлайн-форума «Магистраль», организованного директором коммуникационной компании TLK Media Жанной Исингариной. В ходе форума участники обрисовали текущую картину и поделились своим видением решения задач.

Так, заместитель акима г. Нур-Султана Ермек Кизатов рассказал о том, что сегодня в столице работают шесть автобусных парков, среди них один муниципальный и пять частных. При этом львиную долю – больше 75% перевозок – осуществляет коммунальный парк. Частный бизнес выбывает, в течение прошлого года закрылись два частных автопарка в связи со сложностями, в первую очередь связанными с приобретением новых автобусов. Также он напомнил, что в прошлом году в столице приобретено 100 электробусов, ход после зарядки составляет 300 км. По его словам, первоначальная стоимость электробусов окупается после трех-четырех лет эксплуатации. Также предлагается внести изменения в законодательство в части субсидирования в связи с внедрением нового вида транспорта.

Заместитель председателя Союза транспортников KAZLOGISTICS Юрий Лавриненко в своем выступлении затронул тему коммунальных парков. По его мнению, те красивые цифры, которыми оперируют по увеличению в разы субсидирования, процента обновления автобусов, выделения денег на поддержку отечественного автопрома, «до всего этого выжившие, которые надеялись на помощь, частные перевозчики, не могут дотянуться». Как он отметил, все средства уходят коммунальным предприятиям, для которых под различными предлогами отнимаются у частных перевозчиков и передаются им основные автобусные маршруты. Доказать и защитить свое право частные автопарки не в состоянии, это достаточно сложно, резюмировал спикер.

Более 60 тысяч автобусов изношены

Руководитель Ассоциации автотранспортных предприятий Карагандинской области Айнитдин Буралкин отметил, что государственное регулирование – это не только разработка подзаконных актов и проведение конкурса на обслуживание маршрутов, но и создание условий для привлечения частных инвестиций, квалифицированных кадров, своевременное утверждение тарифов и субсидирование убытков.

В целом, по его словам, в период 2010-2016 годов в Караганде субсидирование убытков внутригородских маршрутов вообще не производилось. Сегодня остро стоит вопрос субсидирования межрайонных и внутриобластных маршрутов. Даже в период ЧП и карантина автобусные парки Карагандинской области никакой поддержки от акимата не получили, акцентировал спикер.

Также он затронул тему обновления автопарка в стране и привел данные комитета по статистике, согласно которым в Казахстане насчитывается более 89 тысяч автобусов, из них более 60 тысяч единиц физически изношены.

«Таким образом, в настоящее время в обновлении нуждается порядка 70% автобусного парка страны. По скромным подсчетам цена вопроса составляет около 4 трлн тенге», – отметил глава ассоциации.

По его мнению, государство не может выделить такую сумму на обновление парка. Единственным инструментом обновления парка в страну могут стать частные инвестиции, считает спикер. Подавляющее большинство частных перевозчиков не хотят вкладывать средства в обновление парка, так как не верят в окупаемость вложенных средств и стабильность получения коммерческой выгоды, резюмировал Айнитдин Буралкин.

В свою очередь замруководителя управления транспорта Карагандинской области Нурлан Есентаев отметил, что в области средний возраст автобусов составляет 13-15 лет. Так, в 2019 году приобретено 105 автобусов китайского производства марки Yutong на сумму 4,2 млрд тенге. С прошлого года реализуется проект через «БРК-Лизинг» и «СарыаркаАвтоПром» по приобретению 250 новых автобусов, из них 200 единиц будут поставлены в Караганду и 50 – в Темиртау. Также он сообщил о строительстве завода и специальной техники Yutong, общая стоимость проекта более 16 млрд тенге. Проектная мощность завода составит 1200 автобусов в год. Предприятие будет располагаться на промышленной площадке бывшего завода резинотехнических изделий г. Сарани.

Директор департамента логистики и перевозок НПП «Атамекен» Мурат Амрин отметил, что по итогам 2019 года объем субсидий составил 36 млрд тенге, основной объем направлен в муниципальные парки. По его словам, у перевозчиков нет средств приобретать готовые автобусы, необходимо предоставление дополнительной льготы.

«Действующий комплексный план дает льготы, но этого недостаточно, перевозчикам нужны субсидии. Если им не будет уделено внимание, то потеряем и остальных перевозчиков. Сейчас в рамках налогового законодательства в мажилисе рассматривают поправки, освобождающие перевозчиков, осуществляющих социально значимые маршруты, от уплаты НДС», – рассказал глава департамента.

Из-за коронавируса пассажиропоток упал в 10 раз

Генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев сообщил, что во время карантина пассажиропоток упал в 10 раз – с 1,4 млн человек до 140 тыс. Сейчас картина несколько улучшилась, но до сих пор доходность перевозчиков в пять раз ниже по сравнению с докризисной ситуацией.

«Это поставило их в тяжелую финансовую ситуацию, при которой дело может дойти до остановки предприятий. Срывается подготовка к зиме. Сложилась тревожная ситуация, мы с ассоциациями обратились в акимат по поводу возмещения затрат на топливо и зарплату. До реализации планов еще далеко», – рассказал глава Союза автотранспортников.

По его словам, обнаружилось, что большим недостатком является отсутствие нормативных актов в период чрезвычайных ситуаций. К примеру, акиматы затрудняются предпринять какие-либо меры поддержки, так как это не предусмотрено нормами. Необходимо срочное решение госорганов на возмещение затрат на топливо и зарплаты перевозчиков, иначе неизбежно в осенне-зимний период произойдут массовые срывы обслуживания маршрутов, предостерег Сабит Аманбаев.

Так, он напомнил слова президента о том, что вместо системного решения проблем перевозчиков акиматы создают новые предприятия с госучастием, вливая туда бюджетные средства. Присутствие коммунального парка в рыночной среде – это недоразумение, которое допущено уполномоченным органом, резюмировал Аманбаев.

Итальянские ИТ-разработки дорого обходятся Нур-Султану

В своем выступлении эксперт Сержан Акылбек отметил, что основные проблемы перевозчиков лежат в плоскости финансовых взаимоотношений – это привлечение инвесторов, выделение субсидий и компенсаций. По его мнению, для решения этих проблем необходимо внедрение электронного билетирования и онлайн-диспетчеризация на примере Нур-Султана.

«В Нур-Султане в автобусах установлена итальянская программа. На сегодняшний день для того, чтобы ее развить и дальше продлить, итальянцы как бы подсадили на иглу и запрашивают баснословные суммы. То есть развитие этой системы немного проблемно, то же самое в Алматы с системой «Онай», – рассказал спикер.

В целом, по его словам, электронное билетирование позволяет увидеть реальную картину города, что сейчас делается в Шымкенте, где консультационные услуги оказывает CTS. Также он сообщил, что для этих целей в Усть-Каменогорске на 400 автобусов выделяют баснословные 1,7 млрд тенге, в то время как в Шымкенте на 1500 автобусов инвестор готов установить оборудование в автобусах за счет собственных средств.

Как рассказал Сержан Акылбек, комитетом транспорта МИИР был выпущен документ по соответствию информационной системы электронного билетирования. По его словам, в Караганде внедряется корейская система, которая не соответствует той, которая прописана нормами МИИР в Казахстане.

«В целом система электронного билетирования и онлайн-диспетчеризация должна быть государственной, а не разделенной на регионы. В этом случае все перевозчики могут просить компенсации из бюджета. Сейчас же перевозчики должны защищать свои расходы в акимате, МИО выходят с решением на республику. Если же программа будет государственной, госорганы будут видеть, сколько перевез пассажиров тот или иной перевозчик, и выделять положенные субсидии», – резюмировал эксперт.

Саян Абаев