В Семее пилотный проект пошел "со скрипом" и скандалами. Работники автопарка не знали, как работать по новой системе, жители жаловались на пропажу денег с транспортных карт, перевозчики – на нехватку карт и валидаторов. В связи с этим срок полного запуска системы немного затянулся. Предполагалось, что систему электронного билетирования на всех маршрутах запустят в начале декабря 2019 года, однако стартовала она только 20 января 2020 года.
"Система разработчика, ТОО Innoforce solutions, внедрена в полном режиме. Где нет стационарных валидаторов для считывания карт и принятия платежа, там есть переносные, которые имеются у кондукторов. Также принят дифференцированный тариф, есть проезд за наличный и безналичный расчет, в карточках все льготы заложены, есть система оплаты банковской картой и посредством телефона. На сегодня 85% населения оплачивают картой", – говорит руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржан Жумадилов.
По проекту "Внедрение и сопровождение автоматизированной системы контроля и оплаты проезда на общественном транспорте Семея" договор заключен между двумя частными компаниями: перевозчиком и компанией – оператором по установке данной системы. Разработчик, ТОО Innoforce solutions, с каждой транзакции получает 8% от стоимости проезда. К примеру, с 80 тенге – 6,4 тенге. По данным на январь 2020 года, всего реализовано почти 150 тысяч смарт-карт: 109 835 стандартных, 28 тысяч школьных карт и свыше 12 тысяч льготных. Разработаны и работают приложения, по которым, заверяют чиновники, они могут вести мониторинг количества пассажиров и финансового потока. Так что, мол, все будет прозрачно.
Ежедневно на маршрутные линии Семея выходит 322 единицы транспортных средств.
Стоимость оплаты за один проезд составляет 80 тенге по безналичному и 140 тенге по наличному расчету. В будущем оплату наличными планируется поднять до 160 тенге.
При этом в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог упреждают, что система в городе внедрена в пилотном режиме. Одной из причин запуска системы, говорят чиновники, стали обязательства перед банком. Ведь за приобретенные в кредит 170 автобусов через Банк развития Казахстана надо платить.
На ошибках учатся…
Тем временем в областном центре проект по внедрению электронного билетирования реализуют в рамках государственно-частного партнерства. Полный запуск планируется до конца нынешнего года.
"В рамках цифровизации транспортной отрасли 1 октября 2019 года подписан договор ГЧП по проекту "Внедрение и сопровождение автоматизированной системы контроля и оплаты проезда на общественном транспорте Усть-Каменогорска с созданием информационной системы диспетчеризации городского транспорта" с частным партнером, ТОО "IBA Казахстан". Сейчас установили серверы для обеспечения работы системы", – сказал заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО Ернар Мустафин.
Стоимость проекта составляет свыше 1,7 млрд тенге. ТОО "IBA Казахстан" инвестирует собственные средства, в дальнейшем власти компенсируют затраты в течение четырех последующих лет. Кроме того, из местного бюджета компания-инвестор будет получать порядка 300 млн тенге ежегодно за сопровождение проекта.
В первую очередь, до мая нынешнего года системой электронного билетирования будут оснащены трамваи и действующие автобусы, а к концу года соответствующее оборудование установят и на новых автобусах. Напомним, что для Усть-Каменогорска через Банк развития Казахстана будет закуплено 85 автобусов.
"Закуп автобусов – это сложная процедура, придут они только в ноябре. В отличие от семейских, будут объемными. Автобусы отечественного производства, но стандарта евро-5, высшего класса и большей комфортабельности. Большие, низкополые, трехдверные автобусы – таковы наши требования к поставляемым транспортным средствам. Система мониторинга пассажирами тоже одно из обязательных требований. Та компания, которая устанавливает систему электронного билетирования и диспетчеризации, должна в обязательном порядке разработать специальную программу для смартфонов и компьютеров, чтобы пассажир в реальном времени мог отслеживать маршрут каждого автобуса", – отметил Ернар Мустафин.
Новые автобусы вместимостью до 105 человек направят на основные городские маршруты. На каждой двери будет установлен валидатор, чтобы при входе пассажир сразу расплатился. На первых порах предусматривается работа консультантов, которые будут учить, как обращаться с устройством и как оплачивать проезд смарт-картой. Для того чтобы картой льготника никто другой, кроме него, не пользовался, ее персонифицируют, то есть они будут именные, с данными и фотографией лица, имеющего право на льготный проезд в общественном транспорте.
Что касается последующего высвобождения кондукторов, в управлении отмечают, что без работы они не останутся. Наиболее опытные кондукторы будут переведены на работу в контрольно-ревизионную службу квазигосударственного предприятия (КГКП "Центр по управлению пассажирскими перевозками". – Авт.).
"Остальные в тех же парках будут продолжать работать, так как система не может сама убирать, чистить салон, кому-то надо готовить салон к эксплуатации", – сказал господин Мустафин.
Кстати, со временем, как заметил Ернар Мустафин, автобусы без системы электронного билетирования не будут допускаться к обслуживанию пассажиров.
Сферу продолжает трясти
Напомним, что в Восточном Казахстане вопрос обновления общественного транспорта встал несколько лет назад. Однако задумка властей, предполагающая модернизацию общественного транспорта за счет заемных средств, пришлась по душе не всем перевозчикам, и они отказались от участия в проекте.
В 2018 году три крупных предприятия-перевозчика заявили, что их хотят убрать с дороги посредством незаконных налоговых доначислений.
Еще одна волна недовольств прошла в сентябре 2019 года в преддверии внедрения электронного билетирования, когда предприниматели заявили, что начался жесткий передел на рынке пассажирских перевозок.
А параллельно с внедрением электронного билетирования в Семее попал в скандал новый муниципальный автопарк, водители которого пожаловались на нарушение трудовых прав и давление со стороны руководства.
Жанар Асылханова, ВКО