Общественный транспорт в административном центре Северо-Казахстанской области стабильно несколько раз в год оказывается в эпицентре скандалов. Как локальных, вроде претензий к работе маршрутов и состоянию автобусов, так и весьма внушительных. Власть старательно "открещивается" от создания муниципального парка, в котором бы не было присущих частникам проблем и запросов, но при этом перевозчики финансово остаются зависимыми от городского акимата, передает inbusiness.kz.
Ранее мы уже рассказывали о том, что петропавловским перевозчикам пришлось добиваться положенных им за так называемые убыточные маршруты субсидий. Тогда горакимат недоплатил предпринимателям больше 300 млн тенге, что вынудило последних обратиться в ''Атамекен''. Отсутствие выплат, по их словам, срывало закрытие ежемесячных платежей за взятую в лизинг новую технику, о которой много лет просили петропавловцы. Дополнительной финансовой нагрузкой стали рост стоимости топлива, введение электронного билетирования и т. д.. После вмешательства палаты было сообщено, что выдачу субсидий перевозчикам госорган возобновил.
Но история, видимо, склонна повторяться. На встрече с уполномоченным по защите прав предпринимателей РК Рустамом Журсуновым представитель компании-перевозчика 'KYZYLZHAR BUSES' Наурызжан Исмаилов рассказал, что проблема несвоевременного субсидирования или его отсутствия как такового никуда не делась. Предприятие также приняло участие во всеобщем обновлении автобусного парка, и финансирование нерентабельных маршрутов хотя бы немного ослабляло оковы закредитованности. Однако поддержка от госоргана пошла со скрипом.
''Был заключен договор субсидирования с местным исполнительным органом, с отделом ЖКХ, поскольку эти перевозки являются убыточными. Соответственно, у нас сейчас возникла задолженность по субсидиям, ЖКХ на сегодня с нами за прошлый год не рассчитались. Это более 200 млн тенге. Отдел ЖКХ ссылается на пункт в договоре субсидирования о том, что выплата идет согласно плану финансирования и в случае отсутствия этого плана денег не будет'', – поделился проблемой Наурызжан Исмаилов.
В областном управлении энергетики и ЖКХ пояснили, что деньги-то в город были направлены. Видимо, теперь встает вопрос, как же на местном уровне этими суммами распорядились.
''В городском акимате мы все материалы запросили: договоры, расчеты перевозчиков. Там действительно необходимо данные маршруты субсидировать. Сумма, с которой город заявился на бюджетную комиссию, порядка 3 млрд. На сегодня выделено 775 млн'', – прокомментировал заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог СКО Мирхат Абильмажинов.
И добавил, что поведать о том, куда же ушли деньги и какие перевозчики сколько получили, должен именно акимат города Петропавловска.
Парадокс в том, что такие моменты происходят не только на севере Казахстана. Например, по информации бизнес-омбудсмена, в Семее автобусный парк Semey Bus также взял в лизинг 140 автобусов. Чиновники также пообещали субсидирование, учитывая, что компания работала на убыточных маршрутах. Но денег не получила, что и привело предприятие к долгам и банкротству.
Пётр Акутионов