Порядка 200 кондукторов Semey Bus опасаются незаконных сокращений

7832

Об этом громко заявили общественники и сами работники предприятия.

Порядка 200 кондукторов Semey Bus опасаются незаконных сокращений Фото: time.kz

Порядка 200 кондукторов опасаются, что работодатель в лице ТОО Semey Bus оставит их без работы и не заплатит компенсационных выплат, положенных при сокращении штатов по трудовому законодательству. Однако в самом автобусном парке отрицают этот факт.

"Приказа о сокращении нет. Сокращения не было и не планируется. Это просто целенаправленно людей вводят в заблуждение. Недостоверную информацию распространяют и людей настраивают", – комментирует юрист компании по имени Меруерт. По остальным вопросам она попросила выслать официальный запрос. К слову, запрос inbusiness.kz уже готовит.

Стоит отметить, что ТОО Semey Bus довольно закрытое для СМИ предприятие.

Между тем общественник Илья Бароховский считает, что представители компании откровенно лгут и делают все возможное, чтобы не выплачивать компенсацию сокращенным работникам. По договору оклад кондукторов составляет 100 тысяч тенге. Всего на предприятии, по словам сотрудников, работает примерно 280 кондукторов, из них порядка 70 человек остаются работать на больших автобусах. Остальные рискуют остаться без работы.

"В Semey Bus не признают, что это сокращение. Так как в случае сокращения должны делать выплаты. Они делают вид, хотя это трудно им удается, что 80% кондукторов увольняется по собственному желанию. Это глупая ложь. Разговоры ведь об их сокращении идут с 2019 года", – недоумевает он.

Среди работников уже активно муссируются слухи, что массовые сокращения начнутся с 1 июня. По словам кондукторов предприятия, их уже начали "обрабатывать" и пытаются уволить по собственному желанию. Особенно ретивым напоминают "грехи прошлого". К примеру, что шесть месяцев назад было грязно в салоне, за что, кстати, человек уже понес административное наказание и оплатил штраф. Тем, у кого нет никаких нарушений и штрафов, предлагают работу мойщиками автобусов с окладом 80 тысяч тенге. Но, по словам общественника, не факт, что всех их возьмут на данную работу.

"Автопарку на самом деле не нужно такое количество мойщиков. Им десятка хватит. Кондуктора не хотят попадать впросак и отказываются. А это им на руку. Главное – предложили. Лишний повод не платить. Ведь при сокращении они должны оклад выдать и предоставить альтернативную работу. Если люди отказываются, тогда им уже не надо давать выплаты по сокращению", – говорит Илья Бароховский.

На сегодня некоторые, чтобы не портить запись в трудовой книжке, говорит общественник, соглашаются подписать заявление по собственному желанию. А некоторые отказались писать заявления.

"Мне сказали, чтобы я написала на увольнение по собственному или уволят по статье. И другим так же говорят. Всех вызывают и пугают актом. Мы требуем то, что положено по закону", – говорит кондуктор Елена Чухина.

"У меня договор до 3 октября. Я не буду ничего подписывать. Тем более что мне осталось два месяца до пенсии. По закону они не имеют права меня уволить. Но не дают нормально работать", – возмущается ее коллега Шолпан Сергазина.

Люди требуют у руководства компании не "увиливать" и придать им статус сокращенных работников, чтобы рассчитывать на положенные выплаты от работодателя.

Сейчас же те работники, кто, по их мнению, оказался под угрозой сокращения, собираются отстаивать свои интересы. Больше, говорят они, их защитить некому. Они намерены объединиться и создать организацию по борьбе с незаконными увольнениями. В данный момент определяется статус организации. Возможно, это будет профсоюз.

Что касается самого ТОО Semey Bus

Предприятие, по данным stat.gov.kz, зарегистрировано 15 июля 2018 года. На рынке перевозок работает год и десять месяцев. Относится к категории "крупное предприятие" с численностью работников от 501 до 1000 человек. Руководитель ТОО Semey Bus – Килишбеков Болат Акилжанович. За 2018 год предприятием уплачено налогов в сумме 206 800 тенге. В 2019 году сумма налоговых отчислений составила 15 490 200 тенге. В 2020-м – 0.

До этого 12 работникам парка, обратившимся с просьбой провести проверку на предприятии, в управлении государственных доходов по Семею отказали. Мотивируя тем, что, "согласно официальному сайту министерства национальной экономики e-license.kz, ТОО Semey Bus значится как субъект микропредпринимательства".

Хотя немногим чуть раньше, по заявлению другого работника, Натальи Борисевич, налоговики проверили и выявили неуплату обязательных отчислений за шесть месяцев. Чему очень удивился inbusiness.kz.

По инсайдерской информации, у компании сейчас незавидное финансовое положение.

"Каждый автобус в день нарабатывает 45 тысяч тенге. 13 тысяч с автобуса в день идет на погашение кредита Банку развития Казахстана, какую-то часть получают владельцы автобусов, где-то семь-восемь тысяч на оплату кондуктору идет, 10 тысяч – водителю. Доходы трудно оценить. У них огромные задолженности по горючему, налогам. Оборот первоначально был большой, где-то миллиардный. Но они постоянно работали в ноль, а потом в минус стали работать. И с каждым разом все больше долгов собирали. За месяц больше тратили, чем зарабатывали, а карантин их вообще пришиб", – говорит наш источник.

Напомним, что это не первый скандал в автопарке. В январе 2020 года работники предприятия массово пожаловались на нарушения своих трудовых прав. До этого устраивали акции протеста, отказывались выходить на маршруты, сходили с маршрутов. Жаловались, что работают по 16 часов, на не заключение трудовых договоров, невыплату пенсионных накоплений, незаконные штрафы, прессинг.

В мае 2020 года пошли жалобы на то, что предприятие отправило в отпуск без содержания почти половину из общего количества работников. Люди не могли получить положенные выплаты в связи с чрезвычайным положением из-за отсутствия пенсионных и налоговых отчислений.

И, похоже, нынешний скандал не последний.

Половина доли ТОО Semey Bus – 49% – принадлежит государству, 51% – ТОО "Автобусный парк "Семей". По проекту обновления автобусного парка Семея в прошлом году ТОО Semey Bus приобретены 170 новых автобусов в лизинг через АО "БРК-Лизинг". Под 7% годовых.

Впервые о намерении создать муниципальные парки в Усть-Каменогорске и Семее власти рассказали в 2017 году. Частью действующих на то время перевозчиков данная инициатива была воспринята довольно болезненно.

Жанар Асылханова, ВКО

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться