/img/tv1.svg
RU KZ
Порядка 200 кондукторов Semey Bus опасаются незаконных сокращений

Порядка 200 кондукторов Semey Bus опасаются незаконных сокращений

Об этом громко заявили общественники и сами работники предприятия.

09:48 31 Май 2020 3432

Порядка 200 кондукторов Semey Bus опасаются незаконных сокращений

Автор:

Жанар Асылханова

Фото: time.kz

Порядка 200 кондукторов опасаются, что работодатель в лице ТОО Semey Bus оставит их без работы и не заплатит компенсационных выплат, положенных при сокращении штатов по трудовому законодательству. Однако в самом автобусном парке отрицают этот факт.

«Приказа о сокращении нет. Сокращения не было и не планируется. Это просто целенаправленно людей вводят в заблуждение. Недостоверную информацию распространяют и людей настраивают», – комментирует юрист компании по имени Меруерт. По остальным вопросам она попросила выслать официальный запрос. К слову, запрос inbusiness.kz уже готовит.

Стоит отметить, что ТОО Semey Bus довольно закрытое для СМИ предприятие.

Между тем общественник Илья Бароховский считает, что представители компании откровенно лгут и делают все возможное, чтобы не выплачивать компенсацию сокращенным работникам. По договору оклад кондукторов составляет 100 тысяч тенге. Всего на предприятии, по словам сотрудников, работает примерно 280 кондукторов, из них порядка 70 человек остаются работать на больших автобусах. Остальные рискуют остаться без работы.

«В Semey Bus не признают, что это сокращение. Так как в случае сокращения должны делать выплаты. Они делают вид, хотя это трудно им удается, что 80% кондукторов увольняется по собственному желанию. Это глупая ложь. Разговоры ведь об их сокращении идут с 2019 года», – недоумевает он.

Среди работников уже активно муссируются слухи, что массовые сокращения начнутся с 1 июня. По словам кондукторов предприятия, их уже начали «обрабатывать» и пытаются уволить по собственному желанию. Особенно ретивым напоминают «грехи прошлого». К примеру, что шесть месяцев назад было грязно в салоне, за что, кстати, человек уже понес административное наказание и оплатил штраф. Тем, у кого нет никаких нарушений и штрафов, предлагают работу мойщиками автобусов с окладом 80 тысяч тенге. Но, по словам общественника, не факт, что всех их возьмут на данную работу.

«Автопарку на самом деле не нужно такое количество мойщиков. Им десятка хватит. Кондуктора не хотят попадать впросак и отказываются. А это им на руку. Главное – предложили. Лишний повод не платить. Ведь при сокращении они должны оклад выдать и предоставить альтернативную работу. Если люди отказываются, тогда им уже не надо давать выплаты по сокращению», – говорит Илья Бароховский.

На сегодня некоторые, чтобы не портить запись в трудовой книжке, говорит общественник, соглашаются подписать заявление по собственному желанию. А некоторые отказались писать заявления.

«Мне сказали, чтобы я написала на увольнение по собственному или уволят по статье. И другим так же говорят. Всех вызывают и пугают актом. Мы требуем то, что положено по закону», – говорит кондуктор Елена Чухина.

«У меня договор до 3 октября. Я не буду ничего подписывать. Тем более что мне осталось два месяца до пенсии. По закону они не имеют права меня уволить. Но не дают нормально работать», – возмущается ее коллега Шолпан Сергазина.

Люди требуют у руководства компании не «увиливать» и придать им статус сокращенных работников, чтобы рассчитывать на положенные выплаты от работодателя.

Сейчас же те работники, кто, по их мнению, оказался под угрозой сокращения, собираются отстаивать свои интересы. Больше, говорят они, их защитить некому. Они намерены объединиться и создать организацию по борьбе с незаконными увольнениями. В данный момент определяется статус организации. Возможно, это будет профсоюз.

Что касается самого ТОО Semey Bus

Предприятие, по данным stat.gov.kz, зарегистрировано 15 июля 2018 года. На рынке перевозок работает год и десять месяцев. Относится к категории «крупное предприятие» с численностью работников от 501 до 1000 человек. Руководитель ТОО Semey Bus – Килишбеков Болат Акилжанович. За 2018 год предприятием уплачено налогов в сумме 206 800 тенге. В 2019 году сумма налоговых отчислений составила 15 490 200 тенге. В 2020-м – 0.

До этого 12 работникам парка, обратившимся с просьбой провести проверку на предприятии, в управлении государственных доходов по Семею отказали. Мотивируя тем, что, «согласно официальному сайту министерства национальной экономики e-license.kz, ТОО Semey Bus значится как субъект микропредпринимательства».

Хотя немногим чуть раньше, по заявлению другого работника, Натальи Борисевич, налоговики проверили и выявили неуплату обязательных отчислений за шесть месяцев. Чему очень удивился inbusiness.kz.

По инсайдерской информации, у компании сейчас незавидное финансовое положение.

«Каждый автобус в день нарабатывает 45 тысяч тенге. 13 тысяч с автобуса в день идет на погашение кредита Банку развития Казахстана, какую-то часть получают владельцы автобусов, где-то семь-восемь тысяч на оплату кондуктору идет, 10 тысяч – водителю. Доходы трудно оценить. У них огромные задолженности по горючему, налогам. Оборот первоначально был большой, где-то миллиардный. Но они постоянно работали в ноль, а потом в минус стали работать. И с каждым разом все больше долгов собирали. За месяц больше тратили, чем зарабатывали, а карантин их вообще пришиб», – говорит наш источник.

Напомним, что это не первый скандал в автопарке. В январе 2020 года работники предприятия массово пожаловались на нарушения своих трудовых прав. До этого устраивали акции протеста, отказывались выходить на маршруты, сходили с маршрутов. Жаловались, что работают по 16 часов, на не заключение трудовых договоров, невыплату пенсионных накоплений, незаконные штрафы, прессинг.

В мае 2020 года пошли жалобы на то, что предприятие отправило в отпуск без содержания почти половину из общего количества работников. Люди не могли получить положенные выплаты в связи с чрезвычайным положением из-за отсутствия пенсионных и налоговых отчислений.

И, похоже, нынешний скандал не последний.

Половина доли ТОО Semey Bus – 49% – принадлежит государству, 51% – ТОО «Автобусный парк «Семей». По проекту обновления автобусного парка Семея в прошлом году ТОО Semey Bus приобретены 170 новых автобусов в лизинг через АО «БРК-Лизинг». Под 7% годовых.

Впервые о намерении создать муниципальные парки в Усть-Каменогорске и Семее власти рассказали в 2017 году. Частью действующих на то время перевозчиков данная инициатива была воспринята довольно болезненно.

Жанар Асылханова, ВКО

Генеральная прокуратура начала внеплановую проверку в МИИР

22 Октябрь 2020 13:52 2572

Генеральная прокуратура начала внеплановую проверку в министерстве индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, сообщает КазТАГ со ссылкой на информационный сервис Qamqor комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры.

«Объект проверки – государственное учреждение «Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан», – говорится в документе, ссылку на который опубликовал известный казахстанский журналист Михаил Козачков.

Проверка является внеплановой и проводится в период с 5 октября по 3 ноября. Орган, назначивший проверку, – Генпрокуратура.

«Вопрос проведения проверки (и предмет проверки. – КазТАГ): об утверждении правил технической эксплуатации автотранспортных средств. Приказ министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 547. Зарегистрирован в министерстве юстиции Республики Казахстан 30 октября 2015 года № 12 221», – сказано в документе.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов – часть II

17 Сентябрь 2020 08:03 6311

Автобусники Шымкента написали письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву.

Владельцы 11 автобусных компаний Шымкента обратились за помощью к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, передает корреспондент inbusiness.kz.

Предприниматели уверяют, что они получили уведомления о расторжении договоров на обслуживание городских маршрутов, хотя те были заключены до 2028 года. Самое страшное, по словам бизнесменов, что ради этих долгосрочных контрактов они приобрели автобусы в кредит, а теперь им нечем платить по счетам.

«Аким говорит, приобретайте новые автобусы, хорошо, мы согласны, а как быть с кредитами?! Те кредиты, которые наши ребята взяли на подвижной состав, кем они будут оплачены?! У кого 100 млн тенге, у кого 140, 135, 60 млн, которые под залог, под 30% ребята приобрели. Вопрос остается открытым. Как нам дальше жить? У меня (в ассоциации) на сегодня около 3 тыс. человек – это наши механики, слесари, водители, наши семьи. Если посчитать, в каждой семье по четыре-пять человек, это 20 тысяч остается за бортом. Мы вынуждены обратиться к президенту Токаеву с нашими больными вопросами», – говорит председатель ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов.

В ассоциацию входят сегодня 22 из 24 автобусных компаний, всего две недели назад inbusiness.kz писал, что все они и получили уведомления о расторжении договоров за нарушение договорных обязательств. При этом предприниматели уверяют, что их заставляют брать в кредит новые машины, приобретенные по линии БРК-лизинг АО «Социально-предпринимательская корпорация Shymkent» для специально созданного инвестиционного проекта «Шымкент-бас».

«У нашей компании вообще только 65-й маршрут остался, 52-й забрали. А мы провели обновление и купили в кредит 10 машин, 21 млн тенге должны банку. Как начался карантин, мы не можем заплатить, и средств нет дальше работать. А они говорят, приобретайте новые машины у СПК Shymkent. Причем нам говорят, что если договариваемся об условиях, то это будет секрет между СПК и перевозчиком, который мы не имеем права никому разглашать», – делится заместитель директора ТОО «Санжар-моторос» Бердибай Алтаев.

300 машин на дизеле было куплено АО «СПК Shymkent» в 2019 году и 590 на газе в 2020-м. При этом власти не раз говорили, что все автобусы уже в городе, теперь выясняется, что с газовым двигателем поступили в Шымкент всего 100 машин. Предприниматели сетуют, что из-за карантина потеряли 60% пассажиров. А теперь власти предлагают распродать имущество и взять новые машины в лизинг.

«Из 24 компаний только пять или шесть обновили состав. Вы же видите, даже газели ездят, в которых в полный рост невозможно стоять. Есть и такие перевозчики. И мы, как управление, отвечающее за эту отрасль, хотим, чтобы у горожан были комфортные автобусы. У нас 78 маршрутов, на сегодня из них 10 маршрутов вообще не функционируют. Перевозчики взяли, но не выезжают на них. Да, они убыточные. Но у одного перевозчика два-три, до десяти маршрутов. Если один убыточный, то другие прибыльные, он за счет этих маршрутов содержит убыточные», – предлагает предпринимателям нехитрую математику заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Мухтар Коканбаев.

При этом, по информации Мухтара Коканбаева, автобусы «Шымкент-бас» ежемесячно субсидируются на 250 млн тенге. Субсидии на обслуживание социальных маршрутов также получают компании «Т-Бас» и «Ман-Онтустик».

Также перевозчики поднимают вопрос отсутствия заправочных мощностей. В Шымкенте пока существует всего одна газозаправочная станция. В сутки можно заправить метаном 320 машин, две новые ГЗС обещают построить к новому году.

Обращение к президенту автобусники отправили в Акорду почтой и с большой надеждой ждут его помощи.

Напомним, 5 сентября по этому же вопросу состоялось очередное заседание совета по защите прав предпринимателей, после которого управлению пассажирского транспорта настоятельно порекомендовали отозвать уведомления о расторжении договоров. После этого бизнесмены даже ходили на прием к заместителю акима города Максуту Исахову, но говорят, что безрезультатно. Правда, теперь в управлении заявляют, что их неправильно поняли, уведомления, мол, были лишь об устранении многочисленных нарушений.

Мира Бахытова, Шымкент

Справка: акционерное общество «СПК Shymkent» образовано 13.09.2018 года в соответствии с приказом № 10. Учредителем и акционером общества является акимат г. Шымкента в лице ГУ «Управление финансов города Шымкента».


Подпишитесь на наш канал Telegram!