Следующие два года покажут, насколько страны Центральной Азии готовы конвертировать политический потенциал в экономический, считает заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского государственного университета управления и экономики (НГУЭУ), директор АНО "Сибирское общество международных исследований" Денис Борисов. Эксперт проанализировал итоги VІ Консультативной встречи глав государств Центральной Азии в Астане, передает inbusiness.kz.
– Денис Алексеевич, какое значение имеют встречи центральноазиатской "пятерки", учитывая, что саммиты проходят практически ежегодно, начиная с 2018 года?
– Цель регулярных встреч на высшем уровне между лидерами стран региона – придать импульс внутрирегиональной кооперации с помощью личного авторитета президентов. Это не первая попытка сверху запустить процесс регионализации центрально-азиатского пространства. Напомню, что уже в первые годы самостоятельного плавания в 1993 году Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан создали Центральноазиатский союз (ЦАС) и в 1994 году оформили единое экономическое пространство. В 1998 году к этому процессу присоединился Таджикистан, а сама инициатива была трансформирована в Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС). В 2002 году ЦАЭС реформировали в Организацию центрально-азиатского сотрудничества (ОЦАС). В 2005 году ОЦАС прекратило своё существование, объединившись с ЕвразЭс. Очевидно, что обязывающий институциональный подход для обеспечения интеграционного процесса между странами Центральной Азии не соответствовал возможностям и потребностям стран региона, поэтому в середине 2000-х государства выбрали более широкий формат взаимодействия с участием других постсоветских экономик.
В 2018 году внешние международные и внутренние национальные условия значительно изменились. Одним из первых эти тенденции почувствовал президент Узбекистана Шавкат Миромонович Мирзиёев, который начал активно выделять общую центрально-азиатскую повестку в своём внешнеполитическом курсе. Именно с его подачи возобновились встречи на высшем уровне между лидерами стран ЦА. Неслучайно, на прошедшей встрече вклад президента Узбекистана был отмечен и лично Касым-Жомартом Кемелевичем Токаевым – вручение высшего ордена Казахстана "Алтын Кыран", и коллективно – Решение VI Консультативной встречи глав государств Центральной Азии "О награждении Президента Республики Узбекистан Мирзиёева Шавката Миромоновича Почетным Знаком Глав государств Центральной Азии".
– Чем примечательна встреча глав государств ЦА в этом году в Астане?
– Можно составить следующий список особенностей 6-й встречи.
Первое – расширение структуры консультативных встреч. В Астане к высшим политическим контактам на уровне президентов добавились взаимодействия по линии профильных ведомств в сфере транспорта, энергетики, СМИ. Второе – значительно увеличился пакет принятых документов, а главное, появились как долгосрочные стратегические соглашения, так и краткосрочные детальные "дорожные карты". Третье, убедительнее формируется линия "Астана – Ташкент" как главный двигатель изменений в процессе регионализации Центральной Азии.
– Какие тезисы из речи президента Токаева перед лидерами стран ЦА и Азербайджана вы бы отметили?
– Интересен смысловой посыл президента Казахстана, который фактически признаёт крах предыдущей модели международных отношений и распад мировой системы на региональные блоки. Соответственно, в этих условиях Касым-Жомарт Токаев выдвигает основной тезис: либо страны Центральной Азии совместными усилиями возглавят процесс формирования своей зоны международной ответственности, либо станут объектами в политике других. Я бы назвал выступление президента: "Центральная Азия или варварство".
– В своем выступлении Касым-Жомарт Токаев призвал президентов сосредоточить все усилия для того, чтобы Центральная Азия оставалась пространством безопасности, сотрудничества и процветания. Как президент Токаев позиционирует регион ЦА для внешних игроков?
– Лидеры стран региона прекрасно понимают, что любое негативное внешнее воздействие имеет шансы на дестабилизацию только при наличии тлеющих внутренних конфликтов. Центральная Азия, как любой другой регион в мире, имеет свои угрозы и вызовы безопасности. Субъектность региона проявляется в способности государств самостоятельно решать возникающие внутрирегиональные противоречия. Именно в этом контексте глава Казахстана формулирует коллективную задачу на следующие 10 лет: совместные усилия центральноазиатской "пятёрки" должны показать самостоятельность и ответственность стран региона за дела в Центральной Азии как перед своими народами, так и для международного сообщества. В этом русле понятно предложение Акорды о разработке Каталога рисков безопасности для Центральной Азии и мер их предупреждения.
– Президент Касым-Жомарт Токаев предложил странам Центральной Азии выработать новую консолидированную водную политику, основанную на равноправном и справедливом водопользовании. Почему это важно для государств региона?
– Сложно переоценить значение воды в обеспечении жизнедеятельности личности, общества, государства. Водная проблематика Центральной Азии имеет устойчивое негативное влияние на социально-экономические и общественно-политические взаимоотношения в регионе. Считаю, что способность договориться по водному вопросу между пятью странами Центральной Азии можно рассматривать в качестве основного маркера региональной солидарности.
– По итогам встречи был подписан ряд важных документов: Дорожная карта по развитию регионального сотрудничества до 2027 года, План действий по развитию промышленной кооперации государств Центральной Азии на 2025-2027 годы и Концепция развития региональной кооперации "Центральная Азия – 2040". Что означает принятие этих документов?
– В прессе часто говорят о "ритуальности" консультативных встреч: встретились, поговорили, разошлись. Не принижая значение личных контактов и роли личности в истории, наличие конкретных результатов для социально-экономического развития государств тоже важно. Поэтому принятие на 6-ой встрече и стратегических и тактических документов задаёт конкретные требования и ответственность для должностных лиц центрально-азиатских государств. Дорожная карта – это заявка на достижение конкретных практических результатов. Фактически, следующие два года покажут, насколько страны ЦА готовы конвертировать политический потенциал в экономический.
– Накануне встречи президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев опубликовал статью под названием "Ренессанс Центральной Азии: на пути к устойчивому развитию и процветанию". Что вы думаете о ключевых месседжах казахстанского лидера?
– Статья Касым-Жомарта Токаева фактически стала анонсом предстоящих результатов 6-й консультативной встречи. Президент Казахстана очень подробно для широкой общественности подвёл итоги предыдущих пяти центральноазиатских встреч, озвучил концептуальную рамку региональной кооперации, а также разложил ключевые приоритеты на будущее в повестках безопасности и развития.
Красной линией через всё выступление проходит идея важности сохранения многовекторности внешнеполитического курса государств Центральной Азии с помощью следующих практик: логистическое посредничество между Востоком и Западом, Севером и Югом; политическое партнерство во влиятельных многосторонних институтах СНГ, ШОС, СВМДА, ОЭС, ЕАЭС, ОТГ; межцивилизационное посредничество на пространстве Шелкового пути и Большой Евразии.
Также обращает на себя внимание использование паттерна "устойчивое развитие", что отсылает к международной повестке, продвигаемой ООН. Страны Центральной Азии в ценностном плане прямо солидаризируются с глобальной повесткой, которую продвигают ооновские институты, что должно подчеркнуть позиционирование региона как части новой архитектуры международных отношений.
И последнее, что хотел бы отметить в статье Касым-Жомарта Токаева, это заход на работу с цивилизационным дискурсом. Предложена идея конструирования центральноазиатской идентичности на основе гармонизации культурно-гуманитарных связей братских народов. Более того, названы некоторые элементы общности "центральноазиатов": уважение к общим историческим корням, межкультурный диалог и межконфессиональное согласие, гостеприимство, солидарность и взаимопомощь, сохранение семейных ценностей. Заявка на работу с цивилизационной идентичностью в президентской статье звучит особенно интригующе, поскольку в ходе последующей консультативной встречи глав государств Центральной Азии Касым-Жомарт Токаев озвучил идею создания общерегионального телеканала или новостного интернет-портала.
Подводя итог, можно сказать, что внутрирегиональная интеграция становится одним из факторов центральноазиатской подсистемы международных отношений, который с каждым годом набирает обороты и требует соответствующей реакции со стороны любых участников, кто заинтересован в развитии отношений со странами Центральной Азии.
Читайте по теме:
Главы стран Центральной Азии приняли дорожную карту регионального сотрудничества