С 1 января 2024 года в Казахстане изменился порядок урегулирования страховых споров. Перед обращением в суд по таким вопросам теперь обязательно нужно обратиться к страховому омбудсману. Это сделано в соответствии с поправками в законодательство, принятыми летом 2022 года, передает inbusiness.kz со ссылкой на сайт агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.
Институт страхового омбудсмана в Казахстане функционирует с 2007 года. Страховой омбудсман – это независимое в своей деятельности лицо, осуществляющее досудебное разрешение споров между страховыми организациями и их клиентами по заключенным договорам страхования.
Страховой омбудсман осуществляет урегулирование разногласий по всем видам страхования, в которых в качестве страхователей (застрахованных, выгодоприобретателей) выступают физические лица или субъекты малого предпринимательства. Прочие юридические лица могут обратиться к страховому омбудсману только в рамках обязательного автострахования.
Сумма требований по разногласиям лиц не должна превышать 10 000 МРП или 36,9 млн тенге по состоянию на 2024 год. К страховому омбудсману можно обратиться напрямую в его офис, находящийся по адресу: город Алматы, ул.Рыскулбекова, 28/7, 2 этаж. Также, можно направить обращение через сайт страхового омбудсмана (www.omb.kz) или на его электронный адрес: office@omb.kz. Кроме того, страховая организация также обязана перенаправить страховому омбудсману заявление своего клиента, направленное в том числе через ее филиал, представительство или на сайт страховой организации.
Страховой омбудсман заслушивает обе стороны спора, изучает предоставленную документацию, при необходимости запрашивает дополнительные документы, самостоятельно и безвозмездно для клиента проводит дополнительную оценку размера ущерба, выносит решения и дает рекомендации и разъяснения в рамках действующего законодательства.
Для обращения к страховому омбудсману клиенту страховой организации не требуется специальная юридическая помощь. Омбудсман по закону представляет интересы обратившейся к нему стороны и его услуги для клиентов страховых организаций являются безвозмездными. Но, конечно, по желанию клиента, его интересы у омбудсмана может представлять другое лицо, в т.ч. клиент может привлечь юридического консультанта для этих целей. Здесь важно понимать, что услуги такого юридического консультанта будут оплачиваться клиентом самостоятельно. В случае принятия омбудсманом решения в пользу клиента, омбудсман направит это решение на исполнение в страховую организацию, но у него нет права требовать от страховщика оплаты издержек клиента, которые тот понес по своему желанию, в ходе проведения разбирательств у омбудсмана.
В целях повышения защиты имущественных интересов потребителей страховых услуг на интернет-ресурсе страхового омбудсмана (https://fomb.kz) размещен калькулятор для проверки размера амортизационного износа, применяемого при расчете стоимости размера вреда, причиненного транспортному средству. Любой гражданин, обратившись на сайт, может самостоятельно перепроверить расчет размера амортизационного износа, который применила страховая компания в своем отчете.
Решение страхового омбудсмана обязательно для исполнения страховой организацией, если клиент согласен с принятым решением. В случае несогласия клиента страховой организации с решением страхового омбудсмана, клиент вправе обратиться за защитой своих прав в суд. При обращении в суд заявителю необходимо предоставить решение страхового омбудсмана, в качестве подтверждения прохождения обязательного этапа досудебного урегулирования спора.
Процедура обязательного досудебного урегулирования споров на страховом рынке не только сокращает нагрузку на судебную систему, но и облегчает и оптимизирует процесс урегулирования разногласий для граждан, что способствует повышению уровня доверия к страховой системе в целом.
Читайте по теме:
Страховой омбудсмен лучше суда?