Решением Есильского районного суда Астаны (ныне Нур-Султан) 10 октября 2018 года удовлетвроено заявление Генпрокуратуры РК о признании "Йакын Инкар" экстремистской организацией, совершающей противозаконные действия, передает inbusiness.kz.
Соответственно, финансирование деятельности данной организации и участие в ней влекут уголовную ответственность.
В надзорном органе Казахстана сообщали, что целью "Йакын Инкар" является создание "халифата" в отдельно взятой стране, в том числе на территории Казахстана, что предполагает насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета. Приверженцы этой организации категорически отрицают право на существование иных религий, предрекая неизбежное столкновение с ними, что подпадает под понятие религиозного экстремизма.
По данным СМИ, название этой организации происходит от арабских слов "йакын" (якын) и "инкар", и в переводе означает "отрицание всего, кроме Бога". Члены общины носят длинные волосы и традиционную арабскую одежду, ходят пешком, отказываются практически от всех современных технических достижений. Не признают никаких государственных институтов.
Директор Института геополитических исследований в столице Асылбек Избаиров рассказывал в СМИ, что проповедники "Йакын Инкар" искажают каноны ислама, дают слабые знания, в результате чего верующие попадают в ряды террористов. Также они требуют от последователей сорокадневные и годовые миссионерские туры, и это часто приводит к разрыву родственных связей и разводам среди мусульман, говорит он.
Странствующие миссионеры отрицательно относятся к любым видам съемки, но кыргызским журналистам удалось уговорить одного из них дать интервью. Он сел спиной к камере, накинув на себя куртку с капюшоном, и опроверг многое из того, что им приписывалось.
"Телевизоры и телефоны у нас есть. То, что мы спим и едим на полу - тоже неправда, это на нас наговаривают. Мы живем так же как все", - сказал он.
По его словам, некоторые члены общины даже имеют машины. Консервативны представители "Йакын инкар" только в вопросах одежды.
В 2016 году известный кыргызский теолог, эксперт по вопросам религии Кадыр Маликов рассказал, что религиозное течение "Йакын инкар" возникло в Кыргызстане, предположительно в Иссык-Кульской области, пимерно в начале 2010-х годах. Где и когда именно - точно неизвестно, потому что "Йакын инкар" не признает законов, регулирующих духовную деятельность, и, соответственно, нигде официально не зарегистрировалось.
Членами движения, в первую очередь, становились молодые люди из районов, где низкий уровень жизни и религиозной грамотности населения. Для безработной и безграмотной молодежи "Йакын инкар" зачастую была единственным средством самовыражения, поэтому число сторонников течения быстро росло.
"Йакын инкар" - крыло "Таблиги Джамаат", международного миссионерского движения суннитов, считающегося в Казахстане экстремистской организацией. Но данное крыло заявило о себе, как группа, не признающая нововведений со стороны "Таблиги Джамаат". "Таблиги Джамаат" в Казахстане запретили с февраля 2013 г.
Накануне стало известно, что в Казахстане в январских беспорядках принимали участие члены "Йакын инкар".