Сенатор заявила, что, несмотря на создание сети паллиативных мобильных бригад, лишь 7-10% из них соответствуют базовым требованиям мультидисциплинарного подхода. Большинство бригад фактически не располагают ни необходимым транспортом, ни квалифицированными кадрами, ни устойчивым механизмом финансирования, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
В запросе отмечено, что по данным Казахстанской ассоциации паллиативной помощи, ежегодная потребность в помощи составляет до 128 тыс. пациентов, включая до 9 тыс. детей, при этом помощь получают не более 25%. Самостоятельных хосписных учреждений в стране всего 9. Большинство из них расположены в ветхих зданиях с неприспособленной инфраструктурой, без ремонта и оснащения. Айнур Аргынбекова пояснила, что критически острой остается ситуация с доступом к обезболиванию. На сегодняшний день в Казахстане зарегистрированы лишь три препарата из группы опиоидных анальгетиков. Отсутствуют короткодействующие таблетированные формы морфина, которые признаны ВОЗ "золотым стандартом" в лечении болевого синдрома, нет пролонгированных таблетированных форм, питьевых растворов, а также полностью отсутствуют детские лекарственные формы.
"Установленные процедуры лицензирования хранения и выдачи наркотических средств, отсутствие нормативов на неснижаемый запас препаратов и страх медицинских работников перед уголовной ответственностью затрудняют назначение и получение обезболивающих, особенно в сельской местности, где нет ни специалистов, ни условий, ни даже понимания, как получить препарат. При этом выписка препаратов часто ограничивается 2–3 днями, вместо предусмотренных 10–30 дней", - подчеркнула сентатор.
Отдельно депутат остановилась на лицензировании. Сегодня организации, оказывающие паллиативную помощь, не имеют отдельного лицензирования, они вынуждены получать многочисленные лицензии по широкому спектру узкоспециализированных медицинских услуг, что создает значительные административные и финансовые барьеры для развития этой сферы.
"Медицинские организации не могут получить лицензию на оказание паллиативной помощи, потому что по документам у них нет врача с соответствующей квалификацией - такой квалификации просто не существует в номенклатуре. Врачи, которые годами работают в паллиативной помощи, не могут подтвердить свою профессиональную принадлежность", - пояснила Айнур Аргынбекова.
Депутат предложила госорганам работать сообща. К примеру, министерству здравоохранения разработать и утвердить Национальную стратегию развития паллиативной помощи на 2026–2030 годы с KPI, нормативами, маршрутизацией и механизмами финансирования. Рассмотреть возможность упрощения лицензионных процедур для организаций ПМСП на назначение и хранение опиоидов, включая норму неснижаемого запаса. Фонду социального медицинского страхования рассмотреть возможность отдельной оплаты домашних форм паллиативной помощи. И проработать вопрос единых критериев качества и отбора поставщиков паллиативных услуг, включая НПО. Министерству труда и социальной защиты населения рассмотреть возможность внедрения модели социального сопровождения паллиативных пациентов и их семей, включая выплаты по уходу, сиделок, санитарную технику. Министерствам внутренних дел, юстиции и Генеральной прокуратуре проработать механизм правовой защиты медицинских работников, действующих по клиническим протоколам, при назначении опиоидов. А министерству финансов предложила рассмотреть возможность целевого финансирования паллиативной помощи в республиканском и местных бюджетах. А акиматам регионов внести в планы развития вопросы паллиативной помощи. Также сенатор предлагает создать при правительстве межведомственную рабочую группу по вопросам развития паллиативной помощи с участием всех вышеуказанных государственных органов.
Читайте по теме:
В Казахстане пересмотрят сотни клинических протоколов