Дефицит бензина в регионах Казахстана: эксперты пророчат подорожание

1208

Дефицит бензина в регионах Казахстана: эксперты пророчат подорожание

Острая нехватка горючего зафиксирована в Семее. В Петропавловске, Караганде и Астане также отмечены признаки дефицита топлива. Эксперты склонны предполагать, что цены на бензин вновь увеличатся, пишет Zakon.kz.

На автозаправках в Семее бензина нет. Топливо осталось только на небольших заправках, но отпускают его по талонам — не более 20 литров в одни руки.

Сотрудники городских АЗС в Семее связывают дефицит ГСМ с уборочными работами на полях страны, с остановкой на плановый ремонт двух НПЗ, а еще с подорожанием бензина на оптовом рынке России.

А между тем дефицита топлива в Казахстане вообще быть не должно.

"Перед остановкой заводов на ремонт в профильном ведомстве уверяли, что запасов топлива достаточно, — рассуждает главный научный сотрудник Института экономики МОН, доктор экономических наук, профессор Олег Егоров. — А теперь перебои с поставками ГСМ чиновники объясняют остановкой НПЗ на ремонт".

Впрочем, руководители заправочных комплексов заверяют, что топлива хватит; другой вопрос — сколько оно будет стоить. К примеру, в Петропавловске и Караганде огромных очередей на заправках нет, но цены на бензин уже подскочили.

В ответ на вопрос о дорогом бензине заправщики приводят те же аргументы: уборочная, традиционные профилактические работы на НПЗ и увеличение цен от российских поставщиков.

"Цены на бензин находятся не в прямой зависимости от цен на нефть на мировых рынках, а от, строго говоря, неспособности местных НПЗ полностью покрывать внутренний спрос, — говорит эксперт нефтегазового рынка, экономист Сергей Смирнов. — Ситуация повторяется из года в год — как только заводы останавливаются на ремонт, сразу начинаются перебои, во время которых бензин обычно дорожает, а потом уже не дешевеет. Хотя перед остановкой ответственные чиновники обещают, что дефицита бензина не будет, потому что запасов достаточно, но потом все же оказывается, что топлива не хватает. А сейчас еще и в России оптовые цены повысились. Поэтому возникла ситуация, когда нефтетрейдеры начали спекулировать на ценах".

По мнению экспертов, рост цены на ГСМ может продолжиться и тогда, когда два нефтеперерабатывающих завода, Атырауский и Павлодарский, названные виновниками топливного кризиса, закончат плановый ремонт своих установок. И при неблагоприятном развитии событий цены на заправках могут сравняться с российскими.

"Если говорить про стратегию, то ценники на заправках будут меняться до тех пор, пока не подтянутся к российским, — говорит экономист Петр Своик. — Бесконечные рассказы о том, что не сегодня-завтра наши нефтеперерабатывающие заводы начнут покрывать потребности внутреннего рынка, как были рассказами, так и остались".

По данным министерства энергетики, в республике автомобили сжигают более трех миллионов тонн бензина в год. Из них только два миллиона производят отечественные НПЗ — миллион тонн приходится завозить из России.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться