Дистанционное обучение в вузах РК в условиях пандемии: вызов или новые возможности?

Дистанционное обучение в вузах РК в условиях пандемии: вызов или новые возможности?

31 Март 2020 15:50 8661

Дистанционное обучение в вузах РК в условиях пандемии: вызов или новые возможности?
Онлайн-обучение — глобальный тренд в образовании, последовательно реализуемый такими крупнейшими университетами, как Stanford, Berkley, MIT и др. Для казахстанских же вузов ситуация с тотальным карантином может стать как серьезным испытанием на прочность, так и хорошей возможностью показать свои наработки в этом направлении.  

Satbayev University идет в ногу с мировыми трендами и задолго до объявления карантина начал внедрение дистанционного обучения с помощью собственного сервиса Polytech Online. На первом этапе сервис предназначался только для желающих получить второе высшее образование, а уже с осени 2019 г. большинство студентов Satbayev University, включая первый и второй курсы, были переведены по обязательным дисциплинам на формат blended-learning — сочетание дистанционного формата с классическим очным обучением. В связи с этим были адаптированы и внедрены для онлайн-занятий образовательные материалы, а многие обучающиеся приобрели навыки работы в смешанном режиме.

По словам директора Института дистанционного образования Satbayev University Андрея Симонова, для экстренного перехода на дистанционное обучение в связи с пандемией (COVID-19) была увеличена мощность имеющейся платформы, решен ряд технических задач, произведен перенос серверов, организован широкополосный доступ в сеть Интернет, подготовлены хранилища  и отстроен механизм резервного копирования системы, разработаны и запущены инструменты мониторинга нагрузки и системы мгновенного уведомления, произведены разработка, отладка, тестирование и запуск в рабочую среду модуля создания учетных записей в каталоге AD (Active Directory) с новыми механизмами повышения уровня безопасности и шифрования для дальнейшего предоставления доступа к облачным сервисам и дистанционному образованию, выполнено нагрузочное тестирование интернет-канала и серверов. Все работы были полностью завершены 15 марта 2020 года.

Это позволило в рекордно короткие сроки — за два с половиной дня — обеспечить рост количества обучающихся и преподавателей Satbayev University, переведенных на дистанционную работу, до более чем 9000 человек. Итоги первых двух недель учебы удаленно продемонстрировали возможности вуза и показали готовность к новым условиям.

«Для нашего университета дистанционная форма обучения — формат не новый, поэтому переход прошел быстро и без особых сложностей. Задолго до всей этой ситуации, у нас уже была собственная система электронного обучения, где размещены материалы по всем образовательным программам. Всего 1396 дисциплин, которые, в свою очередь, разделяются по направлениям. Внутри каждой дисциплины обучающиеся были распределены по группам с привязкой к конкретному профессорско-преподавательскому составу», — рассказал директор Института дистанционного образования Satbayev University Андрей Симонов.

Полноценное образование с использованием дистанционных технологий возможно только при сочетании должного уровня качества контента с сервисом, в котором присутствует удобная навигация между лекциями, ясная структура учебного процесса и бесперебойная трансляция учебных аудиовидеоматериалов. Satbayev University уже обладает наработанной базой учебных видеоматериалов, при этом мультимедиаконтент постоянно обновляется.

«Производство мультимедиаконтента — сложный, трудоемкий процесс, сравнимый с производством сериалов, включает в себя соответствующие этапы кинопроизводства (сценарий, раскадровка, съемка, обработка видео и др). Так, одна дисциплина в 15 лекций со средней продолжительностью лекций в 50 минут составляет более 12 часов работы — практически целый сериал. Это не просто камеру поставить и все, — комментирует Андрей Симонов, — у нас команда из 10 человек работала над производством четырех дисциплин, и это без учета преподавательского состава. Отличие мультимедиаконтента от других дистанционных форм коммуникаций преподавателей со студентами в том, что применяются современные инструменты визуализации: 3D-графика, видеофрагменты и прочее — все, что в максимально интерактивной форме делает материал понятным».

Так как занятия подразделяются на лекционные, практические и лабораторные работы, дистанционный формат подразумевает обучение как в режиме реального времени с преподавателями, так и самостоятельное изучение предоставленного материала. В рамках сервиса Polytech Online обучающийся получает доступ к лекциям и другим теоретическим материалам — тестам и домашним заданиям. При необходимости всегда есть возможность связаться с преподавателем и задать вопросы по пройденному материалу, принять участие в вебинаре. Сервис изначально был рассчитан на проведение 240 часов вебинаров в неделю.

Вместе с внутренним сервисом студенты могут пользоваться альтернативными IT-инструментами, обеспечивающими эффект присутствия на лекциях и online-коммуникацию для всех участников учебного процесса: Microsoft Teams, Skype, Zoom.

Таким образом, Polytech Online становится виртуальной аудиторией, давая обучающимся доступ к образованию из любой точки Казахстана. При этом важно, что студенты из регионов, уехавшие домой на время карантина, могут не прерывать учебный процесс, а в случае отсутствия постоянного интернет-соединения или высоких скоростей получить доступ к лекциям в удобное для них время.

Материал подготовлен по акции от медиахолдинга #ПоддержимМСБ в условиях ЧП

121973

Материалы по теме:

v-ssha-gotovy-primenyat-pyatiminutnye-testy-na-nalichie-covid-19

iz-pochti-300-zabolevshih-covid-19-v-kazahstane-zavoznyh-sluchaev-vsego-68

kak-karantin-i-rezhim-chp-otrazilsya-na-neftyanom-sektore-rk

tramp-i-putin-soglasilis-chto-energorynki-nuzhdayutsya-v-stabilnosti

10-mln-tenge-za-smert-vracha-i-2-mln-esli-zarazitsya-covid-2019

загрузка

×