На 64% возрос в этом году по сравнению с 2022 годом объем работ по углублению дна реки Иртыш для обеспечения габаритов судового хода. Это около 2,3 млн кубометров. В прошлом году он составил 1,4 млн кубометров. Такую информацию в ответе на запрос депутатов мажилиса привел Роман Скляр. По его данным, по состоянию на 1 сентября 2023 года объем перевозок в Иртышском бассейне составил 1,1 млн тонн, передаёт inbusiness.kz.
Как отмечено в ответе Романа Скляра, по утвержденной концепции развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года предполагается организация мультимодальных транзитных перевозок по реке Иртыш. Маршрут: Китай-Казахстан-Россия. В этой связи, добавил он, проводятся переговоры с российской и китайской сторонами по организации таких перевозок. Сейчас участники будущих перевозок ведут работы для запуска пробного рейса в Россию и Китай.
"Эти мероприятия позволят увеличить объем грузоперевозок речным транспортом до 2,5 млн тонн в год к 2030 году", - уточнил первый заместитель премьер-министра РК.
По его данным, протяжённость эксплуатируемых судоходных участков трансграничной реки Иртыш на территории РК составляет более 1,6 тыс. км.
Ранее группа депутатов мажилиса от партии AMANAT обратилась к Роману Скляру с запросом о необходимости восстановить речное судоходство с учетом того, что речной транспорт является самым дешёвым.
"Всем известно, список товаров, перевозимых водным путем, не ограничен. Это сельхозпродукция, строительные материалы, металлургическая продукция, товары народного потребления", - отметили депутаты.
Мажилисмены предложили включить старый водный маршрут от Черного Иртыша в КНР по Иртышу и Оби вплоть Обской губы и до Ледовитого океана на весь Сибирский регион.
"Некоторое время назад этому мешало недостроенное шлюзовое отделение Ново-Шульбинской ГЭС. На сегодняшний день, шлюзовое отделение введено в эксплуатацию и функционирует, нет никаких преград для прохождения речных судов. Инфраструктура береговых сооружении пристаней, причалов сохранены", - написали депутаты.
По их словам, нужно провести дноуглубительные работы на реке Иртыш со стороны Российской Федерации, очистить фарватер реки земснарядами и обозначить участки прохождения судов с водоизмещением до 3 тыс. тонн.
"Что касается развития регионов, находящихся в акватории Иртыша - это будет очень большая перспектива для Восточно-Казахстанской, Абайской и Павлодарской областей", - считают авторы запроса.
По их мнению, необходимо привести в порядок суда, которые имеются в наличии, строить современный речной транспорт на Уральском судостроительном заводе ЗКО, а также заказать суда в России, чтобы увеличить грузопоток.
Мажилисмены считают целесообразным восстановить морское училище в городе Семей, судоремонтный завод в селе Прибрежное, что даст рабочие места и специалистов на местах.
Однако Роман Скляр не видит необходимости в восстановлении морского училища: в Семее функционирует колледж транспорта, где обучают таким специальностям, как судостроение и техническое обслуживание судовых машинных механизмов. Здесь можно получить профессии, трубопроводчика судового, слесаря- монтажника судового, механика по судовым системам, эксплуатация водного транспорта. За период 2018-2022 годов колледж выпустил более 200 специалистов водной отрасли.
Читайте по теме:
В Казахстане предложили восстановить речное судоходство в сторону Китая