Казахстанцы задолжали кредитным организациям более 22 трлн тенге. Несмотря на вводимые в последние годы различные ограничения, объем займов на потребительские цели продолжает расти, передает Atameken Business.
По подсчетам Первого кредитного бюро, в долгах - почти половина населения. В связи с этим, в стране с 21 декабря запускают работу микрофинансового омбудсмена. Его работа будет, в том числе заключаться в урегулировании просроченной задолженности и других споров с коллекторскими агентствами.
Общая задолженность у 44% населения или 9-ти миллионов казахстанцев перед кредитными организациями достигла почти 23 триллионов тенге. И эта сумма ежегодно растет, несмотря на вводимые в последние годы различные ограничения. По подсчетам зависимость населения от кредитов – существенная, учитывая, что это 20% от ВВП Казахстана за прошлый год, по данным Всемирного банка. В основном люди берут кредиты на потребительские нужды, которые не требуют залога, сообщили в Первом кредитном бюро. В среднем на одного должника приходится свыше 1 миллиона тенге. Чтобы обуздать растущий спрос на кредиты, в стране с 21 декабря начнет работать микрофинансовый омбудсмен. Он будет защищать права граждан в условиях, где процентные ставки МФО чрезмерно высоки, а также помогать в досудебном урегулировании споров.
"В области деятельности микрофинансового омбудсмена это клиенты коллекторских агентств, которые стакиваются с определенными вопросами. Микрофинансовый омбудсмен будет действовать как независимый арбитр. И будет способствовать решению вопросов как нейтральный арбитр и его решение уже будет обязательным для всех сторон это и для микрофинансовых организаций и для клиентов", - сказал представитель департамента защиты прав потребителей финансовых услуг АРРФР РК Гадильбек Аким.
В идеале деятельность микрофинансового омбудсмена должна уменьшить количество случаев злоупотребления высокими процентными ставками. По словам финансового эксперта Талгата Игликова, в стране по-прежнему действует множество скрытных процентных ставок, когда проценты накручивают незаметно для клиентов. А договоры между заемщиком и заимодателем разработаны несправедливо. В итоге благодаря работе института сделки с микрокредитными организациями должны стать более прозрачными и даже привести к изменению законодательства.
"Люди, попавшие скажем в долговую яму, будут искать справедливость в той сделке, которая его привела к этой закредитованности. И если появится массовость, то эта массовость заставит изменить законодательство, возможно это массовые обращения непрозрачных дел. Возможно, данный институт будет показывать, по статистике, что больше сделок непрозрачных, чем прозрачных количество договоров больше со злоупотреблением, чем не. То государство начнет регламентировать и заставлять играть по правилам", - сказал финансист Талгат Игликов.
Однако получится ли у микрофинансового омбудсмена реализовать надежды в долгосрочной перспективе – пока неясно. В стране действуют 220 микрофинансовых организаций, 215 кредитных товариществ и 497 ломбардов. Обратиться за помощью омбудсмена может любое физлицо, являющееся их клиентом. Однако в компетенцию его не входят дела, уже переданные в суд, или вступившие в законную силу судебные акты.
Читайте по теме:
Жизнь в кредит: как выбраться из долговой ямы