Внедрение новых гибких инструментов регулирования, развитие правоприменительной практики, расширение механизмов адвокатирования конкуренции – таковы главные направления для развития конкуренции на трансграничных рынках союзных государств. Об этом заявил член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Марат Кусаинов в ходе панельной дискуссии "Актуальные вопросы конкуренции на территории ЕАЭС" в Ереване, сообщает пресс-служба форума.
По мнению Марата Кусаинова, существует ряд сложностей в силу неурегулированности отдельных положений в Договоре о Евразийском экономическом союзе по вопросам конкуренции. "Например, Комиссия не вправе привлекать к ответственности компании из третьих стран. Кроме того, ЕЭК лишена возможности выдавать предупреждения в превентивном порядке, то есть без предшествующего обращения в Комиссию пострадавшей стороны", - отметил Кусаинов.
Министр ЕЭК отметил, что "решение поставленных задач невозможно без проактивных действий Комиссии по защите конкуренции, тесного взаимодействия с антимонопольными органами и бизнес-сообществом".
Эффективным инструментом может являться совместная публичная инициатива антимонопольных органов стран ЕАЭС и Комиссии по выявлению и пресечению фактов ограничения конкуренции на товарных рынках государств-членов. "Это новый инструмент обратной связи антимонопольных органов с обществом, бизнесом по защите конкуренции на определенных рынках, – сообщил Марат Кусаинов. – Для реализации публичной инициативы необходимо будет внедрить риск-ориентированный подход, а также проработать ряд поправок в Договор о ЕАЭС".
Министр ЕЭК также обозначил проблемы, связанные с цифровизацией экономики и деятельностью картелей, предполагающие совершенствование законодательной базы и новые подходы в правоприменительной практике.
По словам заместителя главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Сергея Пузыревского, "в настоящее время изменяется структура рынков – иностранные компании монополизируют рынки с помощью цифровых технологий, картельные сговоры реализуются с использованием цифровых алгоритмов. Тем временем имеющиеся механизмы антимонопольного регулирования не отвечают современным вызовам".
Он представил ряд вопросов, требующих совместного обсуждения Комиссии и антимонопольных органов ЕАЭС. В частности, Пузыревский рассказал участникам совещания о пятом антимонопольном (цифровом) пакете законов, разработанном ФАС России, и о предложении ввода новых критериев для определения доминирующего положения на рынке, отмечается в сообщении.
Справка: С начала 2018 года Евразийская экономическая комиссия рассмотрела 12 заявлений о нарушениях общих правил конкуренции. По итогам их рассмотрения, а также по собственной инициативе – на основе собранных материалов и исследований трансграничных рынков – было инициировано шесть расследований. Завершено рассмотрение трех дел.