Европейская комиссия представила обновлённый отчёт о ходе реализации инициативы REPowerEU, целью которой является снижение зависимости от российских энергоресурсов. Согласно официальным данным, за период с 2021 по 2025 годы Евросоюз значительно сократил импорт нефти, газа и угля из РФ, передает inbusiness.kz со ссылкой на Институт экономических исследований.
По данным аналитиков, основные показатели сокращения импорта:
- нефть: доля российского импорта сократилась с 27% в 2022 году до 3% в 2025 году;
- газ: с 45% в 2021 году до 19% в 2024 году;
- уголь: с 50% в 2021 году до полного отказа в 2025 году (0%).
"Такой прогресс достигнут, благодаря строительству новых СПГ-терминалов, расширению поставок из США, Норвегии, Алжира и развитию возобновляемых источников энергии", - пояснили специалисты.
Тем не менее, эксперты указывают на существование теневых схем, позволяющих обходить санкции. По данным Brookings Institution, более 40% судов, вошедших в состав российского "теневого флота" с 2022 года, были приобретены у европейских владельцев — в частности, из Греции.
"Расследование, проведённое OCCRP и Follow the Money, также выявило, что около 230 судов, зарегистрированных в странах Европы и США, транспортируют до 70% российского нефтяного экспорта. Часто они действуют под оффшорными флагами или через сложные лизинговые схемы, используя третьи страны", - отмечают эксперты.
Формально ЕС демонстрирует значительное снижение зависимости от российских энергоресурсов, однако структурная роль европейского бизнеса в обеспечении логистики экспорта из России по-прежнему велика. Это подчёркивает двойственность ситуации: на уровне государственной политики — отказ от импорта, но на частном уровне — участие в обходных механизмах.
Читайте по теме:
Евросоюз ввел санкции против пророссийских блогеров