Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной и национальной валюте АО "КазТрансГаз" (КТГ) и 100-процентных дочерних компаний - АО "Интергаз Центральная Азия" (ИЦА) и АО "КазТрансГаз Аймак" (КТГ Аймак) - в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-", пишет "Интерфакс-Казахстан".
Прогноз по рейтингам – "стабильный".
"Подтверждение рейтингов отражает нашу оценку, с одной стороны, по-прежнему сильных связей между КТГ и его непосредственной материнской структурой - АО "Национальная компания "КазМунайГаз" (НК КМГ, "BBB-"/прогноз "стабильный"), и, с другой стороны, между компанией и государством. КТГ занимает доминирующую позицию в сегменте транспортировки и распределения газа в Казахстане. Компания также подпадает под положения о кросс-дефолте, которые содержатся в еврооблигациях НК КМГ. Рейтинг КТГ в настоящее время на один уровень ниже суверенного рейтинга Казахстана ("BBB"/прогноз "стабильный")", - говорится в сообщении Fitch.
Рейтинги КТГ и его дочерних компаний, ИЦА и КТГ Аймак, привязаны к рейтингам НК КМГ, его единственной материнской структуры.
Fitch ожидает, что государство и НК КМГ продолжат регулировать финансовый профиль КТГ, чтобы позволить КТГ генерировать существенный операционный денежный поток и поддерживать умеренный леверидж. КТГ, ИЦА и КТГ Аймак в конечном итоге находятся в полной собственности государства через НК КМГ.
Сильные связи между КТГ и НК КМГ, по мнению Fitch, подкрепляются статусом КТГ как "национального оператора", продолжающейся передачей магистральных газопроводов от государства компании ИЦА, гибким подходом НК КМГ к дивидендам от КТГ, крупными кредитами под низкую процентную ставку, которые НК КМГ исторические предоставляло КТГ, а также передачей в КТГ 50%-ой доли НК КМГ в ТОО "КазРосГаз" в доверительное управление.
НК КМГ гарантирует 31% долга перед третьими сторонами ТОО "Газопровод Бейнеу – Шымкент", СП, в котором КТГ владеет 50%-ой долей, но не гарантирует долг КТГ и его дочерних структур, отмечают аналитики агентства.
КТГ начала экспортировать газ в Китай октябре 2017 года и должна поставить почти 5 млрд куб. м газа в 2018 году. По оценкам Fitch, это должно обеспечить КТГ выручку в размере примерно 300 млрд тенге (текущий – 344,37 тенге/$1) в 2018 году. Существующий договор заключен на один год, но Fitch полагает, что Китай продлит договор.
КТГ и Китай рассматривают также возможность увеличения экспорта газа до 10 млрд куб. м, однако это потребует расширения существующей инфраструктуры. Кроме того, КТГ поставляет около 4 млрд куб. м газа в Россию и соседние центральноазиатские страны ежегодно, отмечает Fitch.
Комитет по регулированию естественных монополий Казахстана устанавливает внутренние тарифы, которые должны покрывать расходы на транспортировку и обеспечивать определенную фиксированную прибыль. Тариф на транспортировку газа у ИЦА был увеличен на 60% к предыдущему году в 2017 году. Экспортные тарифы на транспортировку и экспортные цены продажи газа не регулируются государством и устанавливаются КТГ и его клиентами, иногда с участием НК КМГ. 1 января 2017 года средний экспортный тариф увеличился на 56%.
Fitch оценивает юридические, операционные и стратегические внутригрупповые связи между КТГ, ИЦА и КТГ Аймак как сильные, поэтому рейтинги двух дочерних компаний находятся на одном уровне с рейтингом КТГ "BBB-". Свидетельства сильной связи включают финансовые гарантии КТГ по всему долгу ИЦА и по 87% долга КТГ Аймак на конец 2017 года, операционную взаимосвязь и общие процессы планирования и бюджетирования у компаний. ИЦА, оператор магистральных газопроводов, генерировало 73% консолидированной EBITDA группы в 2017 году, в то время как КТГ Аймак, казахстанская газораспределительная компания, генерировала 19%.
КТГ является монополистом в сегменте передачи и распределения газа внутри Казахстана. Компания также является доминирующим игроком по транспортировке и продаже газа на экспорт. КТГ, по мнению Fitch, имеет бизнес-профиль, схожий с АО "КазТрансОйл" ("КТО", "BBB-"/прогноз "стабильный"), хотя КТО, казахстанский оператор нефтепроводов в собственности государства, имеет меньшую долю на рынке транспортировки нефти Казахстана. Операционный профиль КТГ также сопоставим с Казахстанской компанией по управлению электрическими сетями (KEGOC, "BBB-"/прогноз "стабильный"), казахстанским монополистом по передаче электроэнергии.
Выручка и EBITDA у КТГ выше, чем у KEGOC и КТО. С другой стороны, КТО имеет очень низкий леверидж, в то время как леверидж KEGOC сопоставим с КТГ. KEGOC имеет рейтинг на один уровень ниже суверенного рейтинга "ВВВ", а рейтинги КТГ находятся на одном уровне с НК КМГ и также на один уровень ниже суверенного.
Тарифы и реализационные цены на газ у КТГ подвержены влиянию развивающейся регулятивной среды в Казахстане, что делает выручку компании менее предсказуемой, чем у сопоставимых компаний в Европе, таких как Eustream a.s. ("A-"/прогноз "стабильный") и NET4GAS, s.r.o. ("BBB"/прогноз "стабильный"), которые ведут деятельность по контрактам на условиях "качай-или-плати", или Enagas S.A. ("A-"/прогноз "стабильный"). Хотя эти европейские компании имеют сравнимый или более высокий леверидж, их доход является более предсказуемым, чем у КТГ, отмечает Fitch.
"Сопоставимые компании в США, такие как Southern Natural Gas Company ("BBB+"/прогноз "стабильный") и Ruby Pipeline LLC ("BBB-"/прогноз "стабильный"), имеют финансовые профили, схожие с КТГ, но при этом имеют более высокую долю регулируемой выручки. Мы оцениваем рейтинг КТГ на самостоятельной основе как соответствующий верхней части рейтинговой категории "BB", заключает Fitch.
Рейтинг КТГ может быть повышен, если будет повышен рейтинг НК КМГ. Рейтинг КТГ может быть понижен, если будет понижен рейтинг НК КМГ, ослабнут связи между НК КМГ и КТГ, например, произойдет продолжительное ухудшение кредитоспособности КТГ при скорректированном валовом леверидже по денежным средствам от операционной деятельности (FFO) устойчиво выше 4x.
АО "КазТрансГаз" - национальный оператор Казахстана в сфере газа и газоснабжения. В состав группы компаний "КазТрансГаз" входят добывающие, транспортирующие и реализующие газ и продукты его переработки предприятия и организации.