Fitch Ratings подтвердило рейтинги трех казахстанских национальных управляющих холдингов: - АО Фонд национального благосостояния Самрук-Казына - АО Национальный управляющий холдинг "Байтерек" - АО "Национальный управляющий холдинг КазАгро".
Подтверждение рейтингов рассматриваемых компаний, связанных с государством, отражает неизменившееся мнение Fitch, что данные компании выполняют функции агентов государства по реализации стратегических задач в рамках проводимой политики в Казахстане ("BBB"/прогноз "Стабильный"/"F2") и вероятность государственной поддержки этим компаниям в случае необходимости остается высокой.
По результатам оценки рассматриваемых эмитентов в соответствии с методологией агентства по рейтингованию компаний, связанных с государством, каждому из них был присвоен скоринговый балл, обусловливающий уравнивание рейтингов с суверенными рейтингами дефолта эмитента ("РДЭ") независимо от их кредитоспособности на самостоятельной основе.
Ключевые рейтинговые факторы Статус, собственность и контроль: оценка фактора "очень сильный уровень" Данный фактор для Самрук-Казыны, Байтерека и КазАгро имеет оценку "очень сильный уровень" с учетом строго контроля со стороны государства, 100-процентной собственности правительства Казахстана и их особого юридического статуса как национальных управляющих холдингов, закрепленного в соответствующих положениях национального законодательства.
Государство как конечный и единственный акционер всех трех компаний утверждает их финансовую отчетность, отслеживает и контролирует использование ими средств, полученных от государства и назначает советы директоров, председателями которых являются высокопоставленные должностные лица государства, а также осуществляет строгий контроль за принимаемыми компаниями стратегическими решениями, определяя их ключевую политику в отношении долга, дивидендных выплат и инвестиций.
Ввиду статуса компаний и в соответствии с национальным законодательством, акции Самрук-Казыны, Байтерека и КазАгро не разрешено продавать, предоставлять в качестве обеспечения или накладывать на них арест.
Как следствие, это в случае возникновения существенных финансовых проблем у соответствующих связанных с государством компаний предполагает безусловную передачу всех их активов и обязательств государству или госструктуре, назначенной государством.
Все три рассматриваемые холдинга являются компаниями, которые осуществляют миссию по реализации задач, имеющих стратегическое значение для Казахстана, в соответствующих областях деятельности. Институциональной миссией СамрукКазыны является улучшение благосостояния государства путем увеличения долгосрочной стоимости крупнейших национальных ресурсодобывающих и инфраструктурных компаний в портфеле и эффективного управления ими. Байтерек был создан в целях повышения социально-экономической диверсификации и развития Казахстана, в то время как КазАгро и его дочерние структуры призваны способствовать развитию сельскохозяйственного сектора и предоставлять финансовые и нефинансовые услуги местным сельскохозяйственным производителям.
История предоставления и ожидания поддержки: оценка фактора "очень сильный уровень"/"сильный уровень" Данный фактор для Байтерека имеет оценку "очень сильный уровень", исходя из длительной истории поддержки в форме прямого государственного финансирования капитала и субсидируемого долга. Государственное фондирование, включающее бюджетные кредиты под низкую процентную ставку и нерыночные облигации, держателями которых являются Национальный банк и Фонд национального благосостояния Самрук-Казына, составляло 94% суммарных обязательств Байтерека на конец 2018 г.
Выступая в качестве агента правительства, Байтерек направляет финансирование своим дочерним структурам, которые осуществляют в соответствующих отраслях реализацию государственной политики, связанной с развитием национальной экономики.
Fitch ожидает, что Байтерек продолжит получать существенную прямую и непрямую поддержку от государства в среднесрочной перспективе. Оценка данного фактора "сильный уровень" для Самрук-Казыны основана на устоявшейся системе национального регулирования, которое в целом является благоприятным для финансовой устойчивости фонда. Самрук-Казына управляет от имени государства ключевыми компаниями в госсобственности в Казахстане, получая дивиденды на регулярной основе от крупнейших госкомпаний. Государство также предоставляет регулярные взносы в капитал фонда в форме денежных средств, которые в 2012-2018 гг. в сумме составили 517,4 млрд. тенге (что эквивалентно 1,36 млрд. долл. по текущему курсу).
Казахстан продолжит предоставлять поддержку Самрук-Казыне, чтобы способствовать выполнению фондом возложенной на него миссии. Оценка данного фактора "сильный уровень" для КазАгро учитывает активное использование холдингом рыночного долга в прошлом. Изменение структуры фондирования в пользу государственного финансирования произошло только в течение последних двух лет в результате погашения в полном объеме выпусков еврооблигаций в мае 2019 г.
Рефинансирование валютного долга осуществлялось за счет средств квазигосударственных фондов (Государственный фонд социального страхования и Единый накопительный пенсионный фонд). По оценкам Fitch, доля государственного финансирования увеличилась до 90% на конец марта 2019 г. по сравнению с 54% на конец 2017 г., и агентство ожидает, что она останется на том же уровне в среднесрочной перспективе.
Социально-политические последствия в случае дефолта: оценка фактора "очень сильный уровень"/"сильный уровень" Наша оценка данного фактора для КазАгро соответствует "очень сильному уровню" ввиду того, что, по нашему мнению, возникновение существенных финансовых проблем у КазАгро в значительной мере поставило бы под угрозу предоставление доступного кредитования сельскохозяйственному сектору, который имеет особую значимость для Казахстана, поскольку около 40% населения страны проживает в сельских районах.
Какие-либо нарушения или перебои в этой деятельности в случае дефолта КазАгро незамедлительно сказались бы на сельском населении и могли бы привести к социальной напряженности в условиях отсутствия субститутов. Fitch полагает, что мандат КазАгро как государственного квазибюджетного агента, реализующего политику государства в сельскохозяйственном секторе, вряд ли существенно изменится в среднесрочной перспективе.
Для Самрук-Казыны и Байтерека мы оцениваем данный фактор как имеющий "сильный уровень", поскольку они играют важную роль в реализации политики Казахстана по экономическому развитию и диверсификации, но в меньшей степени участвуют напрямую в предоставлении публичных товаров и услуг в сравнении с КазАгро.
Компании под управлением Самрук-Казыны составляют основу экономического благосостояния Казахстана, и доля суммарных активов группы в ВВП страны составляет около 45%. Байтерек осуществляет поддержку несырьевых секторов экономики, жилищного строительства и кредитования, инновационного развития, а также экспортоориентированных обрабатывающих отраслей. Активы группы Байтерек составляли около 8% от ВВП страны в 2018 г.
Самрук-Казыне или Байтереку будет сложно в сжатые сроки найти замену в случае дефолта ввиду монопольного характера товаров и услуг, предоставляемых компаниями, входящими в их портфели, или выполнения стратегически значимых функций для государства. Как следствие, нарушения или перебои в деятельности Самрук-Казыны или Байтерека, по мнению агентства, могут привести к долгосрочным экономическим последствиям и сказаться на развитии страны. Финансовые последствия в случае дефолта компании: оценка фактора "очень сильный уровень"/"сильный уровень"
Оценка данного фактора "очень сильный уровень" для Самрук-Казыны или Байтерека обусловлена тем, что, по мнению Fitch, дефолт любой из этих компаний может существенно сказаться на доверии инвесторов к правительству Казахстана, что потенциально может обусловить существенное увеличение стоимости фондирования или временное закрытие внешних долговых рынков для суверенного эмитента.
Государство не предоставляет прямой гарантии по долгу Самрук-Казыны или Байтерека, но мы рассматриваем их долг как моральное обязательство государства и, как следствие, считаем его квазисуверенным обязательством. Ведущие компании в портфеле Самрук-Казыны и Байтерека входят в число ключевых игроков на рынке страны, привлекающих заимствования как на внутреннем, так и на международных рынках долгового капитала и получающих финансирование от государства и международных финансовых организаций, и, как следствие, воспринимаются как квазисуверенные заемщики.
Как следствие, дефолт СамрукКазыны или Байтерека может существенно повлиять на стоимость фондирования для других казахстанских компаний, связанных с государством, или для самого государства. Для КазАгро данный фактор имеет оценку "сильный уровень", что отражает меньший масштаб в сравнении с другими двумя рассматриваемыми компаниями, связанными с государством.
Объем рыночного долга у КазАгро снизился после погашения еврооблигаций в 2019 г., однако Fitch по-прежнему рассматривало бы дефолт КазАгро по своим обязательствам как потенциально неблагоприятный для репутации Казахстана. Аналитические отчеты по Самрук-Казыне, Байтереку и КазАгро представлены на сайте www.fitchratings.com. Краткое обоснование Самрук-Казына имеет скоринговый балл 45 согласно методологии агентства по рейтингованию компаний, связанных с государством, что вне зависимости от кредитоспособности фонда на самостоятельной основе приводит к уравниванию ее рейтингов с рейтингами Казахстана.
Байтерек имеет скоринговый балл 50 согласно методологии агентства по рейтингованию компаний, связанных с государством, что вне зависимости от кредитоспособности компании на самостоятельной основе приводит к уравниванию ее рейтингов с рейтингами Казахстана. КазАгро имеет скоринговый балл 45 согласно методологии агентства по рейтингованию компаний, связанных с государством, что вне зависимости от кредитоспособности компании на самостоятельной основе приводит к уравниванию ее рейтингов с рейтингами Казахстана.