Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Банка Развития Казахстана (БРК) и Жилстройсбербанка (ЖССБК) Казахстана на уровне "ВВВ-", компании "КазАгроФинанс" – на уровне "ВВ+", сообщило агентство.
Прогноз по долгосрочным РДЭ всех трех институтов развития – "Стабильный".
Подтверждение долгосрочных РДЭ и уровней поддержки долгосрочных РДЭ отражает мнение Fitch о высокой готовности властей Казахстана предоставить поддержку этим финансовым организациям в случае необходимости ввиду следующего: их 100-процентным конечным (хотя и непрямым) собственником является государство; важные роли этих организаций в рамках проводимой политики в области развития недобывающих секторов экономики (БРК), системы жилищных строительных сбережений и ипотечного рынка в Казахстане (ЖССБК) и предоставления финансового лизинга сельскохозяйственному сектору Казахстана с государственным субсидированием ("КазАгроФинанс"); история получения финансирования и взносов капитала от государства для поддержания расширения деятельности организаций (ЖССБК и "КазАгроФинанс") и финансовой устойчивости (БРК).
На решение Fitch также повлияли умеренная стоимость поддержки, которая может потребоваться, с учетом ограниченного долга, привлеченного на финансовых рынках, в сравнении с имеющимися у государства ресурсами (БРК: 2% от ВВП Казахстана в 2018 г., или 13% от валютных резервов государства на конец 2018 г.; ЖССБК и "КазАгроФинанс": около 0,1% от ВВП); наличие гарантий по 16% обязательств БРК от фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" ("ВВВ"/прогноз "Стабильный") и прямой материнской структуры БРК – АО Национальный управляющий холдинг "Байтерек" ("ВВВ"/прогноз "Стабильный").
Рейтинги БРК и ЖССБК находятся на один уровень ниже суверенного рейтинга Казахстана "ВВВ" в первую очередь ввиду: непрямой собственности государства через "Байтерек", что создает умеренный риск, связанный с задержками с получением и передачей господдержки, поскольку собственные финансовые ресурсы "Байтерека" ограниченны; несколько ограниченного государственного надзора за обоими банками, поскольку в их советах директоров нет представителей государства, а БРК освобожден от регулятивного надзора со стороны Национального банка; и умеренного риска того, что государство может перестать предоставлять поддержку в полном объеме всем квазисуверенным структурам до дефолта по своим собственным обязательствам в случае серьезного стресса.
Рейтинги "КазАгроФинанса" находятся на два уровня ниже суверенного главным образом ввиду несколько более низкой, по мнению Fitch, роли компании в проводимой политике и ее меньшей значимости для экономики и финансовой системы страны, а также ее меньшего размера в сравнении с БРК и ЖССБК.
Краткосрочный РДЭ ЖССБК в национальной валюте подтвержден на уровне "F3,национальный долгосрочный рейтинг – "AA+(kaz)" со "Стабильным" прогнозом, рейтинг поддержки – "2", уровень поддержки долгосрочного РДЭ подтвержден как "BBB-".
ЖССБК вряд ли потребуется чрезвычайная поддержка в среднесрочной перспективе ввиду устойчивого качества активов (показатель обесцененных кредитов 0,3% на конец 2018 г.) и сильного запаса капитала. Комфортный запас ликвидности (33% от всех активов на конец 2018 г.) на сегодня является достаточным для соблюдения банком условных обязательств в отношении будущей выдачи ипотечных кредитов в следующие несколько лет.
Fitch не присваивало ЖССБК долгосрочный РДЭ в иностранной валюте, поскольку операции банка в иностранной валюте являются несущественными для его бизнеса.
Агентство также подтвердило краткосрочные РДЭ БРК в иностранной и национальной валюте на уровне "F3",
рейтинг поддержки – на уровне "2", уровень поддержки долгосрочного РДЭ – "BBB-". Долгосрочный рейтинг приоритетного необеспеченного долга подтвержден на уровне "BBB-".
Краткосрочный рейтинг приоритетного необеспеченного долга подтвержден на уровне "F3".
БРК может потребоваться дополнительная поддержка капиталом ввиду высокорискованного характера его бизнес-модели по финансированию крупных инвестиционных проектов, включая новые предприятия, создаваемые "с нуля". Кредитный риск обусловлен обесцененными кредитами (кредиты 3 стадии по МСФО 9, 3% валовых кредитов на конец 2018 г.), кредитами 2 стадии (36% валовых кредитов) и некоторыми другими высокорисковыми некредитными рисками. Fitch оценивает суммарный объем чистых высокорисковых активов на уровне 354 млрд тенге, или 94% от основного капитала по методологии Fitch на конец 2018 г. Риски частично сглаживаются гарантиями от государственных холдинговых компаний по некоторым кредитам 2 стадии, а также возможной государственной поддержкой по крайней мере некоторым из этих заемщиков ввиду их умеренной системной значимости.
Показатель основного капитала по методологии Fitch был равен 15% от взвешенных по риску активов на конец 3 квартала 2018 г., что обеспечивает лишь умеренный запас прочности относительно высокорисковых активов банка. Прибыльность является невысокой (прибыль до отчислений под обесценение кредитов на уровне 4% от средних взвешенных по риску активов за 9 месяцев 2018 г.) и обеспечивает ограниченные возможности абсорбировать убытки. Ввиду своего статуса как института развития и значимости для экономики БРК получает регулярную поддержку капиталом от государства и с 2013 г. ежегодно получал взносы в капитал 1 уровня на общую сумму в размере около $600 млн, отмечает агентство.
Позиция ликвидности у БРК является хорошей: доступные ликвидные средства покрывали предстоящие в 2019 г. контрактные погашения долга, привлеченного на финансовых рынках, на 150%.
Краткосрочные РДЭ "КазАгроФинанса" в иностранной и национальной валюте подтверждены на уровне "B", национальный долгосрочный рейтинг – "AA(kaz)" со "Стабильным" прогнозом, рейтинг поддержки – "3", уровень поддержки долгосрочного РДЭ подтвержден как "BB+".
Рейтинг приоритетного необеспеченного долга "Казагрофинанса" подтвержден на уровне "BB+", краткосрочный рейтинг приоритетного необеспеченного долга – "В", национальный рейтинг приоритетного необеспеченного долга – "AA(kaz)".
"КазАгроФинансу" с меньшей вероятностью потребуется дополнительная поддержка финансовой устойчивости в среднесрочной перспективе ввиду значительного запаса капитала и улучшившегося в последнее время качества новых лизинговых договоров. Обесцененные активы у "КазАгроФинанса" (35% от валовых кредитов и лизинговых договоров на конец 2018 г.) в основном включали проблемы, унаследованные с предыдущих периодов, и на 35% покрывались суммарными резервами под обесценение кредитов. Чистые обесцененные активы составляли 57% от основного капитала по методологии Fitch на конец 2018 г.
Финансирование КазАгроФинанса на 70% является государственным и поступает от материнской структуры и сестринских компаний в форме кредитов под низкую процентную ставку и облигаций.
Рейтинги трех рассматриваемых институтов развития являются чувствительными к изменениям суверенных рейтингов.
Рейтинги БРК и Жилстройсбербанка могут быть повышены до одного уровня с суверенными рейтингами, если: банки станут находиться в прямой собственности государства и представители государства станут принимать более прямое участие в надзоре за организациями. Применительно к БРК возможность повышения рейтингов также может появиться, если государство заместит основную часть его финансирования, привлеченного на финансовых рынках, или предоставит по ней гарантии. Рейтинги "КазАгроФинанса" могут быть повышены, если компания будет находиться в прямой собственности государства или в случае существенного увеличения ее роли как института развития.
В случае заметного ослабления роли этих финансовых организаций в проводимой государством политике или их связей с государством возможны негативные рейтинговые действия. Существенные задержки с предоставлением поддержки капиталом, если она будет требоваться, также могут быть негативными для кредитоспособности. В то же время ни один из этих сценариев в настоящее время агентством не ожидается.