Компания ANCOR Central Asia провела исследование, чтобы ответить на вопрос как в Казахстане в HR применяется ИИ на практике, сообщает inbusiness.kz.
Результаты таковы: обсуждений темы технологий много, но реальное ее применение в Казахстане пока ограничено. По данным опроса, лишь 35% компаний активно применяют ИИ, еще 30% используют его в ограниченной степени. Пока вообще не планируют внедрение ИИ 8% респондентов.
Где польза бизнесу?
Наибольший интерес ИИ вызывает в автоматизации рутинных HR-задач (36%), обучении и развитии сотрудников через персонализированные рекомендации (25%) и подборе персонала, включая скрининг резюме (20%), аналитике текучести и обработке данных выходных интервью (20%). Компании также экспериментируют с использованием нейросетей во внутренних коммуникациях, подготовке рассылок и даже в корпоративной культуре.
Что мешает внедрению?
Главный барьер, по мнению респондентов, юридические и комплаенс-риски (32%). В числе других причин – нехватка экспертизы в HR-командах (25%), сложность интеграции ИИ с действующими системами (25%) и сопротивление переменам со стороны, как сотрудников, так руководителей (20%), а также высокая стоимость решений (16%).
Важно, что компании выбирают ИИ-решения прежде всего по критериям интеграции с текущими системами (41%), простоте внедрения и прозрачности алгоритмов (по 32%). Это отражает осторожность рынка: бизнес готов к технологиям только там, где они реально вписываются в процессы и не несут скрытых рисков.
Мир и Казахстан
Если в глобальной повестке ИИ уже активно меняет рынок труда, то в Казахстане все уходит, скорее, в дискуссии, чем реальное внедрение. HR-руководители активно обсуждают тему на конференциях и в соцсетях, но только каждый четвертый может показать реальные кейсы.
Неочевидные тренды
ИИ усиливает разрыв между компаниями: крупные международные бизнесы начинают внедрение, тогда как малый и средний бизнес остается в стороне. HR-директора считают, что именно они инициируют применения ИИ (23%), тогда как топ- менеджмент и линейные руководители не всегда считают приоритетными HR-задачи для внедрения ИИ.
И главное, тема внедрения ИИ вызывает противоречия внутри команд: сотрудники боятся, что он заменит людей, но при этом сами отмечают нехватку времени на рутинные задачи.
Перспективы на ближайшие три года
Как бы там ни было, но спроса на AI-ready специалистов в HR растет и в ближайшие 2–3 года HR-менеджеры с подтвержденными реальным опытом навыками работы с нейросетями будут на вес золота.
В текущем году набирает рост тенденция, когда при найме HRD работодатели требуют сертификат, подтверждающий обучение по ИИ. Так что надо учиться, а для обучающих компаний – время собирать сливки.
ИИ будут чаще использовать для прогнозирования увольнений и персонализации развития сотрудников.
Казахстанские IT-компании и стартапы в ближайшее время начнут предлагать адаптированные под местный рынок ИИ-решения, включая анализ казахоязычных резюме и вакансий.
По мнению генерального директора ANCOR Central Asia Валерии Петруниной, казахстанский рынок труда пока находится на уровне обсуждений и ожиданий чудес от ИИ, а реальное применение в HR-практике встречается не часто.
"И это опасное явление, потому что время экспериментов с ChatGPT прошло. Сегодня ИИ — это очевидное конкурентное преимущество. Успех будет зависеть от того, насколько оперативно компании смогут организовать многоуровневое обучение и выстроить культуру осмысленного использования ИИ в управлении персоналом, превращая их в ценность для бизнеса", – отметила эксперт.
Читайте по теме:
Какие компании в Казахстане работают на основе искусственного интеллекта