Об этом на заседании мажилиса сообщил председатель Верховного суда Жакип Асанов. По его словам, в настоящее время имеются вопросы к работе судей.
Так, по данным статистики, в 2017 году было вынесено порядка 30 тысяч приговоров, из которых лишь 1,4% являются оправдательными, в первом полугодии 2018 года данный показатель составил 2,5%, во втором полугодии – 5,5%. Объясняя данные цифры, Асанов сообщил, что, читая уголовное дело, "судья впитывает дух обвиненения". В этой связи предлагается поправка, когда обвинение и защита одновременно предоставляют дела судье. По словам Асанова, необходимо "беречь эмоции судьи".
Отметим, в 2017 году на всех стадиях процесса, от выявления подозрения до вынесения приговора, реабилитировано меньше чем 0,2% дел, то есть лишь одно из 500.
В целом результатами уже проводимой работы реформирования судебной системы является уменьшение количества новых судей в пять раз. Так, в 2018 году всего 29 человек получили статус судьи. По новой системе отбора проходят лишь 3%. Напомним, новшеством стало введение новых экзаменов в виде психологического тестирования, компьютерного тестирования и написания эссе.
По мнению Асанова, низкой подготовкой качества судей является тот факт, что в 85% случаев судьями пытаются стать секретари судебных заседаний, безработные, а также бывшие сотрудники правоохранительных органов.
Низкую эффективность показывает также Академия судей. Так из 62 магистрантов, получивших дипломы в прошлом году, лишь четверо стали судьями.
"Потрачены средства на обучение в течение двух лет, стажировки. Для того чтобы эти люди оставались в судебной системе, предлагаем их брать в аппарат помощниками судей вне конкурса".
Должность не привлекает лучших юристов. Асанов упомянул высокую нагрузку и маленький социальный пакет. Также он остановился на уменьшении нагрузки на судей. За последние три года возросло количество рассматриваемых судами материалов. В среднем каждый судья в день принимает десять решений, в Астане и Алматы – в четыре-пять раз больше. О каком качестве может идти речь при такой нагрузке, отметил Асанов.
Третья задача – избавить суды от лишней бюрократии. Нагрузка на суды растет, вместе с тем все больше усложняются гражданские споры в судах, много дел по вопросам антимонопольного законодательства, интеллектуальной собственности, налогов, таможни. Для их рассмотрения нужны специальные знания, профессионалы в данной сфере. Но эти юристы сегодня работают в министерствах, национальных и крупных частных компаниях.
В законе предлагаются следующие поправки. Так, юристы, знающие экономическую сферу, смогут без стажа работы в районном суде участвовать в конкурсе в областном суде.
В настоящее время для работы в Верховном суде необходимо проработать в районнном, в областном суде, иметь хорошую историю в судебной системе и требуется общий 20-летний юридический стаж, из которых десять лет надо поработать в суде, из них пять лет – в облсуде.
"Это разумно. Только потом можно претендовать на должность судьи Верховного суда. Для таких специалистов мы предлагаем исключить это требование. Таких штучных специалистов будет предлагать сам президент. В этом не будет участвовать ВС и ВСС", – подчеркнул Асанов.
Следущие изменения касаются руководителей областных судов и председателей коллегий.
Председателю областного суда сейчас ничего не мешает переводиться из одного региона в другой на аналогичную должность. В этой связи предлагается установить ограничение – переход не более двух раз на аналогичную позицию. Иначе такой руководитель со временем может перейти на командный стиль управления, что может оказать влияние на независимость рядовых судей, отметил Асанов.
"Некоторые председатели заняты лишь менеджментом и перестают рассматривать конкретные дела, то есть перестают выполнять свою прямую обязанность и теряют квалификацию. Председатели коллегии областных судов сейчас назначаются после представления председателя ВС. Они не участвуют в конкурсе. На наш взгляд, это неправильно. Они также должны участвовать в конкурсе, и председатель ВС не должен оказывать влияния, и только тогда у нас будет возможность выбрать достойного", – подчеркнул Асанов.
Он привел данные: по независимости судей Казахстан занимает 79 -е место из 139 стран мира. Суть критики – зависимость судьи от председателей и руководства. Для решения данного вопроса предлагаем ряд норм. В частности, перевести на новый формат комиссии по отбору оценки карьерному росту и наказанию. Это обеспечит прозрачность работы судей, передачу от ВС судебного жюри и комиссии по кадровому резерву.
"В целом все кадровые вопросы должны перейти Высшему судебному совету. В будущем Верховный суд может стать только кассационной инстанцией", – резюмировал председатель ВС.
Майра Медеубаева