На заседании мажилиса парламента РК депутат Ажар Сагындыкова спросила о том, кто будет отвечать за возможные аварии при перевозке радиоактивных материалов в странах СНГ, передает inbusiness.kz.
На это ответил глава агентства по атомной энергии Алмасадам Саткалиев.
"Взаимоотношения между грузополучателем, транспортировщиком и грузоотправителем регулируются контрактом. Тем не менее, четко прописано, что ответственность за возможные инциденты несет грузоотправитель, а транспортировщик и грузополучатель определяются контрактом. В контракте четко прописывается ответственность сторон за недопущение, полную ликвидацию и материальная ответственность за возникновение подобных ситуаций", - сказал он.
При возникновении аварийной ситуации, сам перевозчик должен обеспечить при сопровождении наличие всех необходимых материалов, инвентаря, спецодежды, специальной техники для приведения в безопасное состояние окружающей среды, уточнил Саткалиев.
"Если ситуация большего масштаба, то страна, по территории которой осуществляется транзит, на уровне соответствующих министерств, в нашем случае – МЧС должно приять все необходимые меры по ликвидации инцидента. Все затраты будут возмещены за счет грузоотправителя", - отметил он.
Для предотвращения подобных ситуаций проделана огромная работа, продолжил глава агентства.
"Транспортировка таких грузов, как правило, осуществляется в специальных транспортных упаковочных комплектах, которые полностью защищены от биологического, химического, сейсмического, ударного, взрывного и термического воздействия. Данные грузы сопровождаются, для них есть особый режим транспортировки. Все грузы сопровождаются, для определенных грузов даже предусмотрено сопровождение национальной гвардии", – резюмировал он.
Отметим, что мажилис принял законопроект "О ратификации Соглашения о трансграничных перевозках радиоактивных материалов в государствах-участниках Содружества Независимых Государств".
Согласно документу, перевозки будут осуществляться на основании договора (контракта) на трансграничную перевозку радиоактивных материалов или иного документа, соответствующего международным нормам и национальному законодательству государств-участников. При этом грузоотправители обязаны получать необходимые разрешительные документы в странах экспорта, транзита и назначения.
Отдельное внимание уделяется физической защите радиоактивных материалов: требования по ней не могут быть ниже норм, предусмотренных Конвенцией о физической защите ядерного материала и ядерных установок от 26 октября 1979 года.
Читайте по теме:
Токаев высказался о ядерной безопасности