Одним из поднимаемых проблем бизнес-сообществом является дисбаланс между выявляемыми фактами нарушения прав и законных интересов предпринимателей и количеством привлекаемых к ответственности виновных лиц. Сенатор Андрей Лукин заявил о необходимости совершенствования КоАП с учетом опыта зарубежных стран, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
В запросе депутат отметил, что в 2023 году соответствующими органами сняты 14 тыс. незаконных запретов и ограничений государственных органов в отношении субъектов бизнеса, отменено свыше 4,5 тыс. административных штрафов на 560 млн тенге и 190 незаконных проверок и иных форм контроля, пресечено 5 800 до их назначения. За эти нарушения к дисциплинарной ответственности привлечены 680 должностных лиц и к административной – 121, то есть виновные сотрудники в большинстве случаев привлекаются дисциплинарно или вовсе избегают ответственности.
"В первую очередь, расхождение связано с несовершенством конструкции состава статьи 173 Кодекса об административной ответственности. К сведению, за последние 6 лет по фактам статьи 173 КоАП зарегистрировано 63 правонарушения. На сегодняшний день, субъектами данного правонарушения являются только местные исполнительные и государственные органы, осуществляющие надзорные и контрольные функции. Поэтому другие государственные органы, субъекты квазигосударственного сектора, естественных монополий и иных организаций независимо от форм собственности не могут быть привлечены по статье 173 КоАП", - добавили сенатор.
Лукин в запросе пояснил, что правонарушение наступает исключительно за издание незаконных актов и поручений, препятствующих предпринимательской деятельности. При этом отсутствие понятия поручения (форма, виды, правовые признаки) и четко выраженных распорядительно-управленческих инициатив в конкретном документе усложняет процесс привлечения лиц по статье 173 КоАП. Кроме того, в отличие от Уголовного кодекса КоАП не предусматривает ответственность за воспрепятствование занятию законной предпринимательской деятельностью (статья 365 УК РК).
"Другая причина диспропорции названных показателей является отсутствие возможности привлечения к административной ответственности за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность военнослужащих, сотрудников специальных и правоохранительных органов, в силу статьи 32 КоАП наказываются дисциплинарно", - пояснил депутат.
В запросе Андрей Лукин предложил для устранения данного правового пробела рассмотреть вопрос о внесении поправок в КоАП в части: пересмотра диспозиции статьи 173 КоАП. А также включения незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность в перечень правонарушений, по которым военнослужащие, сотрудники специальных и правоохранительных органов будут нести административную ответственность на общих основаниях (часть 2 статьи 32 КоАП). Кроме того, дополнить статью 173 КоАП частью 2, предусмотрев ответственность за деяния, связанные с воспрепятствованием занятию законной предпринимательской деятельностью, если они не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния (противоправное привлечение к благотворительности, неправомерный отказ в выдаче лицензии).
Ранее сообщалось, что планы правительства по снижению давления на бизнес пока расходятся с действующим законодательством.