Планы правительства по снижению давления на бизнес пока расходятся с действующим законодательством – Азат Перуашев

1994

Предприниматели жалуются, что по непонятным причинам они стали получать уведомления о присвоении им высокой степени риска.

Планы правительства по снижению давления на бизнес пока расходятся с действующим законодательством – Азат Перуашев Фото: pixabay.com

По словам мажилисмена Азата Перуашева, недавно правительством было объявлено о новой регуляторной политике, благодаря которой 90% из 10 тысяч норм, предъявляющих избыточные требования и препятствующих развитию бизнеса, уже исключены, остальные 10% было обещано исключить до конца года, передает inbusiness.kz.

"Также сообщалось, что с 1 января 2024 года будет запущена автоматизированная система управления рисками как важный инструмент ограничения давления контролирующих органов на бизнес, что позволит назначать бесконтактные проверки, в связи с чем количество плановых проверок должно сократиться в два раза, и, соответственно, в разы должны уменьшиться налагаемые штрафы. Это, конечно, супер. Однако возникает резонный вопрос: как правительству удалось достичь таких результатов, не инициируя соответствующих изменений в законодательстве? И насколько это возможно при нынешних законах?"  спросил он.

Депутат отметил, что уже сейчас предприниматели жалуются, что по непонятным причинам они стали получать уведомления о присвоении им высокой степени риска.

"Это значит, что по окончании моратория, то есть буквально через несколько дней, они все попадут в график проведения проверок, поэтому планы правительства по снижению давления на бизнес пока, к сожалению, расходятся с действующим законодательством. При этом предприниматель не знает, по каким критериям его относят к высокой степени риска, поскольку, согласно статье 137 НК, критерии СУР (системы управления рисками.  Ред.) определяются налоговым органом и являются в основном конфиденциальной информацией. Мы считаем, что бизнес должен знать, по каким основаниям он попал под проверку для того, чтобы правильно вести свою деятельность и не подвергаться им",  считает депутат.

Данный принцип уже давно заложен в налоговом законодательстве развитых стран, где основным методом налогового администрирования является консультирование. Даже в России критерии СУР открыты, их всего 12, и они прописаны в кодексе, добавил он.

"У нас только открытых критериев более 30, и неизвестно, сколько закрытых. Конфиденциальность критериев СУР не дает возможность бизнесу проводить самостоятельную оценку рисков своей финансово-хозяйственной деятельности и правильно выполнять свои налоговые обязательства, а также создает огромные коррупционные риски. Конфиденциальность критериев СУР, на наш взгляд, противоречит принципу определенности налогообложения, провозглашенному в статье 6 НК РК, согласно которой в налоговом законодательстве должны быть четко установлены все основания и порядок возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства, то есть налогоплательщик вправе знать, по каким основаниям к нему зашли на проверку, какие требования налогового законодательства он не выполнил и что послужило основанием отнесения его к высокой степени риска",  высказался Перуашев.

Также конфиденциальность критериев СУР не соответствует принципу гласности, установленному статьей 10 НК РК, согласно которой все нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному официальному опубликованию, отметил он.

"Основным направлением налоговой политики должно стать сокращение налоговых проверок и переход к превентивным мерам налогового администрирования. Многие запросы фракции "Ак жол" в области налогообложения, такие как об отмене права налоговых органов подавать иски о признании сделок недействительными, о пилотных проектах, об изменениях в налоговом администрировании не нашли поддержку и были отложены до рассмотрения нового Налогового кодекса. Однако о новом Налоговом кодексе мы говорим уже третий год, но правительством пока не представлен даже его проект. Поэтому депутатская фракция ДПК "Ак жол" считает необходимым, не дожидаясь принятия нового Налогового кодекса, отменить конфиденциальность критериев СУР, предусмотренную ст. 137 НК РК",  потребовал мажилисмен.

Критерии СУР, по его словам, должны быть разработаны открыто, с участием бизнеса и внесены непосредственно в Налоговый кодекс. Учитывая репрессивный характер нашего налогового законодательства и высокий уровень коррупции в этой сфере, необходимо отходить от тотальных проверок и проверять бизнес только в исключительных случаях.

Изображение Angelo Giordano с сайта Pixabay

Читайте по теме:

Практика признания сделок недействительными затрагивает экономическую нацбезопасность

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться