Ритуальный храм, могильники и множество артефактов, принадлежащих жителям древнего государства Кангюй, обнаружили археологи на берегу озера Кызылколь в Туркестанской области, передает корреспондент inbusiness.kz.
Десант археологов южноказахстанского педуниверситета имени Жанибекова, центрального госмузея РК и национального историко-культурного музея-заповедника "Ордабасы" продолжают исследовать территорию в районе озера Кызылколь в Туркестанской области. На этот раз ученые подошли еще ближе к мнению, что предки казахов, живших в этих местах две тысячи лет назад, исповедовали Зороастризм. На эту указывает найденный необычный ритуальный храмовый комплекс, историки назвали его Шошак-тобе, и находки внутри самого храма и могильники поблизости.
"Впервые в истории археологической науки Казахстана мы имеем большой храм, стены которого по периметру и внутреннее убранство стены сделано из камня, что не характерно для Южного Казахстана где в основном строили из пахсы и кирпича-сырца. Более того он расположен на правильном конусе, созданном природой из неогеновых глин. Этот конус сверху был выровнен и создана специальная платформа – стилобат, а на нем затем возведены остальные постройки. На уникальность объекта указывает солярно-лучевая архитектура, смысл которой - от центра храма лучами расходятся стены, они видны при этом формируется треугольной формы помещение, в котором, как мы предполагаем, жили священнослужители", - поясняет доктор исторических наук, профессор Александр Подушкин.
Но самым уникальным, считает историк, стала находка верхней части кольца священника, так называемой печатки с изображением барана. Именно это почти дошедшее до наших дней кольцо четко указывает, что предки казахов (во II до н.э - IV н.э. на этой территории существовало государство Кангюй), могли исповедовать зороастризм или какое-то из его течений.
"Венцом наших находок отметим находку перстня, верхней его части, на котором изображен в зверином стиле баран- архар. Это кольцо носил священнослужитель. А образ барана-кошкара общеизвестен в кангюйско-сарматском мире, он воплощал глобально культ, который близок по своим параметрам к религии, именуемой авесте – это священное писание Зороастризма как фарен или хварна. В данном случае баран олицетворял счастье, богатство, долголетие, защиту от злых сил и прочие блага, которыми конечно хотели обладать древние насельники", - уверен профессор.
Десяток поблизости расположенных могил, несмотря на то, что были разграблены еще в древности, все-таки подарили интересные артефакты, которые тоже приблизили ученых к пониманию уклада жизни древних людей. Так, выяснилось, что могилы тут строились не в земле, а над ней, а переде захоронением тела расчленяли.
"Здесь найдено, впервые в Казахстане, расчлененное погребение в специальной нише человека того времени. Рядом с погребением были обнаружены ритуальные предметы: курильница, асыки с обработанными гранями, также найдена здесь большая масса керамики от миниатюрных кружек до крупных сосудов и вещи и предметы быта. Также сарматско--кангюйского облика зеркало бронзовое, кайрак каменный, изделия из бронзы: наборные пластины от пояса, амулеты из мела, что характерно для того времени. И масса керамики с зооморфными и антропоморфными изображениями. То есть с изображениями барана, человека. Все это связано с идеологическими представлениями наших предков, а также ритуальная погремушка", - показывает улов целого археологического сезона научный сотрудник Игорь Андреенко.
Что интересно, погремушка и сейчас, через две тысячи лет, гремит. Археолог продемонстрировал звуковое послание предков. Ученые справедливо отмечают, что все находки помимо научной ценности имеют социальное значение, потому что они открывают неизвестные страницы предков современных казахов. Это иллюстрирует ранние этапы сложения казахской нации и связано с историко-культурным наследием, которое современная молодежь должна знать и распространять.
Читайте по теме:
До конца года по Казахстану пройдет более 50 археологических экспедиций