Грузопоток по МТК "Север-Юг" год за годом набирает обороты, а с переориентацией российской логистики на Восток его значение многократно возрастает. Объем перевозок по МТК "Север-Юг", представленный тремя ветками, в 2023 году составил 18 млн тонн, в том числе на Транскаспийскую приходилось порядка 32% от указанного объема, на Восточную – 28% и Западную – 40%, передает inbusiness.kz со ссылкой на kapital.kz.
Вместе с тем Западная и Транскаспийская ветки имеют ряд ограничений, которые, в свою очередь, могут стать преимуществом для Восточной. Например, отсутствие прямого железнодорожного соединения и перегруженность российских портов при использовании первых двух веток открывают дополнительные возможности для наращивания грузопотока по восточному направлению МТК "Север-Юг".
Проходящая через территории России, Казахстана, Туркмении и Ирана до станций Инче-Бурун и Серахс восточная ветка связана единой железнодорожной колеей шириной 1520 мм, что исключает необходимость проведения дополнительных манипуляций по перегрузу товаров и смене тележек, и как следствие, в сравнении с альтернативными способами является более экономически целесообразным.
Несомненно, даже при наличии удобной и бесшовной ж/д инфраструктуры предоставление конкурентноспособного сервиса невозможно без тесного сотрудничества и содействия железнодорожных администраций стран-участниц маршрута.
И в этом контексте создание Единого логистического оператора между компаниями Казахстана, России и Туркмении могло бы стать одним из ключевых механизмов повышения конкурентоспособности маршрута не только за счет объединения компетенций, но и возможностей доступа к точкам зарождения и поглощения грузов.
Работу в этом направлении начали еще в апреле 2023 года три логистические компании в лице АО "KTZ Express", АО "РЖД Логистика" и ОАО "Транспортно-логистический центр Туркменистана", которые подписали Меморандум о намерениях создать такого оператора на восточной ветке МТК "Север-Юг". Однако до сегодняшнего дня о каких-либо значимых достижениях в реализации этой инициативы не сообщается.
И здесь следует отметить, что Россия, являющаяся центром зарождения грузов с потенциальным объемом 25 млн тонн на южное направление, и Казахстан, находящийся в центре Евразии с разветвленной транспортной инфраструктурой, в меньшей степени "страдают" от такого бездействия, нежели Туркмения.
Необходимость диверсификации маршрутов для доступа к рынкам Ирана, странам Ближнего Востока, Индийского субконтинента и Южной Африки становится все более очевидной, и замедление развития восточной ветки МТК "Север-Юг" только усиливает эту тенденцию.
Читайте по теме:
Автоперевозчиков Казахстана обяжут создать профильную палату