С 1 июля 2025 года в Казахстане начнут действовать обновлённые нормы к качеству асфальтобетонных смесей. Изменения внесены в национальный стандарт СТ РК 1225-2019 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон" и направлены на повышение прочности дорожного покрытия, снижение эксплуатационных рисков и повышение объективности контроля качества, передает inbusiness.kz со ссылкой на министерство транспорта РК.
Разработку и научное обоснование изменений выполнил Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт (КаздорНИИ). Согласно заявлению института, все нововведения основаны на лабораторных и полевых испытаниях, проведённых с учётом реальных условий эксплуатации казахстанских дорог и современных международных требований.
Одним из ключевых нововведений стало исключение из стандарта показателя водонасыщения переформованных образцов. Как пояснили в КаздорНИИ, лабораторные исследования показали, что при повторном формовании асфальтобетона происходит интенсивное дробление щебня — до 18% при стандартном уплотнении. Это искажает структуру материала и делает показатель водонасыщения нерелевантным:
"Такой подход не отражает реальную прочность смеси и ведёт к ошибочным выводам о её качестве", — заявили специалисты института.
Обновление стандарта предполагает внедрение современных, адаптированных к реальным условиям методов контроля, что снижает вероятность получения недостоверных результатов испытаний. Подрядчики и производители смогут работать по более прозрачным и предсказуемым техническим условиям, а также сократить затраты, связанные с неэффективным контролем и потенциальным переделом работ.
Среди прочих нововведений:
- пересмотр температурных режимов укладки смеси;
- уточнение коэффициента уплотнения;
- конкретизация требований к сцеплению щебня с битумом;
- расширение области применения смесей — теперь они официально допускаются на аэродромах, городских улицах, промышленных объектах.
Как отмечают специалисты, стандарты, касающиеся безопасности и надёжности дорожных покрытий, должны формироваться исключительно с участием профильных научных институтов, на основе инструментальных испытаний и актуальных данных:
"Без комплексного научного подхода невозможно адаптировать нормативные документы к климатическим и эксплуатационным реалиям Казахстана", — подчёркивают в КаздорНИИ.
Читайте по теме:
Новые правила экспертизы качества дорог вступают в силу в РК