Объем электронной розничной торговли в прошлом году достиг 3,2 трлн тг. Вместе с тем растут и жалобы от потребителей. Граждане недовольны тем, что чаще всего заказанные вещи не соответствует их характеристике. Недовольны деятельностью маркетплейсов и некоторые бизнесмены. Они требуют создать закон об электронной торговле. А вот экономисты уверены, что зарубежные торговые платформы несут определенную угрозу экономике Казахстана. Почему именно? Выяснял Atameken Business.
Некоторые эксперты считают, что маркетплейсы могут стать серьезным вызовом для экономики Казахстана. Главная угроза — это утечка денежных средств за границу и отсутствие четких условий для развития внутреннего производства. В новом Налоговом кодексе отсутствует механизм фискального распределения, что дает преимущество дешевым импортным товарам, которые массово поступают на казахстанский рынок через электронные площадки. В результате местные бизнесмены оказываются в неравных условиях и теряют позиции на внутреннем рынке.
"Чтобы таких нюансов не было, делается расчет фискального распределения и расчет таможенных пошлин, чтобы товары со всех стран мира, которые едут в страну адекватными таможенными пошлинами по себестоимости в нашей стране. Однако у нашего правительства таких расчетов не существует!" - говорит экономист Марат Абдурахманов.
О том, что онлайн покупки в Казахстане растет с каждым годом все больше и больше, говорит официальная статистика. Только в прошлом году казахстанцы накупили товары онлайн на три триллиона тенге. Ожидается, что эта сумма в 2029 году вырастет в три раза. Сами же потребители говорят, что выбор чаще всего падает на зарубежные маркетплейсы. Онлайн-магазины часто предлагают более низкие цены и доставку до дома, что значительно экономит время.
Вместе с тем растет и количество жалоб потребителей на зарубежные торговые площадки. Главная проблема в том, что иностранные маркетплейсы находятся вне юрисдикции Казахстана. Это создает риски для покупателей, которые не могут защитить свои права. Возврат или обмен товара становится практически невозможным из-за больших расстояний, а отсутствие сертификации продукции ставит под угрозу ее качество и безопасность. Чтобы решить эти проблемы, министерство торговли предлагает законодательно урегулировать отношения с иностранными платформами и защитить права казахстанских потребителей.
"Не всегда онлайн продавцы соблюдают требования о законе защиты потребителей. Поэтому предлагается вот эти маркетплейсы прировнять к торговым объектам. Они должны будут обязать продавцов заключать договоры с требованием соблюдать закон о защите прав потребителей", - отмечает руководитель управления МТИ РК Даурен Исмаилов.
Видят угрозу в маркетплейсах и представители малого и среднего бизнеса. Но эксперты уверены: проблема не в онлайн-платформах, а в нежелании предпринимателей идти в ногу со временем. Ведь международные платформы дают бизнесменам шанс с минимальными затратами выйти на зарубежные рынки и расширить аудиторию. Однако для честной конкуренции с иностранными маркетплейсами необходимо создать закон об электронной коммерции, который защитит местный бизнес и устанОООвит равные условия.
"То есть люди приходят и думают, что они платят 10% комиссию за продажу, а оказывается, что за продвижение берет маркетплейс, оказывается, что за хранение берет маркетплейс, оказывает, что за логистику берет маркетплейс. Итого селлер вышедший из базара, заходя в маркетплейс сталкивается с тем, что он не понимает себестоимость и в конце концов прогорает. Вот для этого нужна регуляторика", - считает эксперт USAID FGI, Член Правления Technowomen Алуа Корпебаева.
В 2008 году Межпарламентская Ассамблея СНГ приняла Модельный закон "Об электронной торговле", рекомендованный для использования в национальных законодательствах. На его основе специальные законы были приняты в Азербайджане, Кыргызстане, Молдове, Узбекистане и Таджикистане. В остальных же странах СНГ, включая Казахстан, эта сфера пока регулируется общими законами о торговле. Почему? Остается только догадываться. Но введение подобного закона в нашей стране принесет пользу не только бизнесу и потребителям, но и экономике, интегрируя электронную торговлю в налоговую систему и увеличивая бюджетные поступления.
Читайте по теме:
Безработная чиновница будет обучать заказам товаров с маркетплейсов в Павлодарской области