Компании, ушедшие из России, теряют или нет?

916

Вопреки заявлениям властей РФ, уход из России будет неприятным для иностранных компаний, но не станет для них катастрофой - Исследование.

Компании, ушедшие из России, теряют или нет?

При этом внутри страны под угрозой оказались сотни тысяч рабочих мест и миллиарды бюджетных поступлений, передает inbusiness.kz.

У большинства потребительских брендов, которые покинули Россию, на нее приходилось меньше 10% выручки. К такому выводу пришла Русская служба Би-би-си, поговорив с представителями этих компаний, проанализировав их годовую отчетность и заявления об уходе из России.

В выборку попали 35 самых популярных брендов потребсектора, которые продавали продукты, одежду, косметику и бытовую химию. Именно их уход россияне почувствуют в первую очередь.

Главные выводы из исследования

???? У большинства компаний потребительского сектора на Россию приходилось меньше 10% выручки. Несколько примеров:

• Starbucks, Vans, Pandora, Estee Lauder (Clinique, MAC, DKNY, Michael Kors) Россия приносила около 1% выручки

• Coca-Cola, Coty (Bourjois, Max Factor, Wella), Decathlon, Levi’s – до 3%

• H&M и ASOS – по 4%

• Puma, Inditex (Zara, Pull&Bear и другие), Mango – около 8%

???? У большинства ушедших компаний в России было открыто не больше 15% магазинов.

???? Почти 50% аудитории глобальных брендов меняет отношение к ним из-за позиции по поводу войны.

???? Рыночная капитализация ушедших из России компаний с начала войны упала в среднем на 3%, оставшихся – почти на 13%.

???? На долговом рынке вероятность дефолта по облигациям ушедших компаний оценивается в 16,6%. Оставшихся – в 33,5%.

???? В ушедших из России компаниях работали 350 тысяч россиян, в компаниях потребрынка – около 200 тысяч.

???? Только компании из выборки Би-би-си принесли российскому бюджету около 10 млрд рублей в виде налога на прибыль.

Еще недавно исторически беспрецедентным считался исход бизнеса из ЮАР эпохи апартеида: 200 компаний за пять лет. Но Россия побила этот рекорд всего за несколько месяцев, отмечает профессор Йельской школы бизнеса Джефри Соненфилд. Под его руководством группа ученых каждый день обновляет список компаний, сокративших операции в России с начала войны. Сейчас в списке 1200 наименований.

У большинства потребительских брендов, которые покинули Россию или радикально сократили операции на ее территории, на нее приходилось до 10% выручки. Причем у многих - существенно меньше, подсчитала Би-би-си. Вот несколько узнаваемых примеров.

Россия приносила менее трех процентов выручки десяткам косметических брендов. В частности, Clinique, MAC, DKNY (всеми управляет Estee Lauder), а также Bourjois, Max Factor, Wella (все под управлением Coty).

Столько же - кофейням Starbucks, которые пришли в Россию на фоне богатых нефтяных 2010-х, и ставшим символом "западного капитализма" джинсам Levi's.

У спортивного бренда Adidas на Россию и весь СНГ приходилось только 2%. У производителя кед Vans - меньше 1%.

Шведам H&M и британцам ASOS Россия приносила только по 4% выручки. Puma - меньше 5%.

Для испанской группы Inditex (Zara, Bershka, Stradivarius, Pull&Bear, Oysho, Massimo Dutti) Россия была крупным рынком, сопоставимым по размеру с итальянским или французским. Но все же не крупнейшим: из-за ухода из России группа лишится только 8,5% прибыли (до выплаты налогов и процентов по кредитам). Примерно столько же - порядка 8% - потеряет и Mango.

Даже у McDonald's, открытие которого под новым именем в День России стало делом чуть ли не государственной важности, на российский и украинский рынки приходилось только 9%.

Редкое исключение из "потерянных 10%", которое удалось обнаружить Би-би-си, - Mothercare, британская сеть товаров для детей и мам. Для нее российский рынок был одним из ключевых. Политическая позиция будет стоить Mothercare около четверти выручки - именно столько приносила Россия.

Но таких случаев единицы. Еще один параметр - число торговых точек - показывает, что российский рынок был скорее периферийным. У большинства компаний, которые приостановили операции или окончательно ушли из России, на нее приходилось максимум 15% магазинов.

Больше всего точек было у McDonald's: около 900 из 40 тысяч ресторанов по всему миру. У Inditex в России было 500 магазинов, в основном - бренда Zara (всего в мире - больше 6 тысяч). А у Uniqlo, который до последнего не хотел уходить с российского рынка, здесь было всего 50 магазинов из 3,5 тысяч.

"Для большинства покинувших Россию компаний этот рынок не входит даже в первую десятку ключевых регионов", - подтверждает расчеты Би-би-си гендиректор консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков. Поэтому назвать их решение об уходе "жизненно опасным" невозможно, уверен он.

А вот для торговых центров потеря брендов такого масштаба - серьезный удар. Моллы Crocus Group уже лишились 30% ключевых арендаторов. Вслед за ними уходят и более мелкие: им важно, чтобы в торговом центре было много людей. Чем меньше в нем узнаваемых брендов, тем меньше клиентов.

Разовые потери будут выше у компаний, которые владели в России производством и торговыми площадками . Им придется срочно искать покупателей и, возможно, соглашаться на невыгодные условия. Это коснется самых крупных бизнесов.

Например, у Coca Cola, которая в середине июня объявила, что не будет производить и продавать напитки этого бренда в России, там десять заводов. Покупателя на четыре своих завода уже начала искать и IKEA.

Табачный гигант Philip Morris пытается уйти из России уже три месяца, но никак не может найти покупателя на свои российские активы. Это "самая сложная транзакция в истории компании", признается ее глава Яцек Ольчак.

Кроме того, решение уйти из России может спровоцировать логистические проблемы в других странах, рассуждает в беседе с Би-би-си партнер исследовательской компании Data Insight Федор Вирин. Для многих компаний Россия была хабом, через который товары распространяли в другие страны СНГ. Теперь придется придумывать новые цепочки.

Но у отказа от российского рынка есть и весомые плюсы. В мае американская консалтинговая фирма Edelman опросила 14 тыс. человек в 14 странах. Выяснилось, что около 50% респондентов изменили отношение к бренду из-за его реакции на войну в Украине - перестали или, наоборот, начали покупать его товары.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться