Так, 2 апреля 2019 года Президентом РК подписан Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности", исключающий ряд правовых пробелов в вопросе национальной маркировки товаров в Казахстане. Об этом сообщается на сайте НПП РК "Атамекен".
При этом необходимо отметить тот факт, что инициатива маркировки реализуется в рамках Евразийского экономического союза и в Российской Федерации работа по созданию правовой базы и непосредственному внедрению процедур маркировки продолжается на национальном уровне более трех лет, тогда как казахстанский бизнес до настоящего времени столкнулся только с пилотным проектом по маркировке меховых изделий в 2017-2018 гг.
Справочно: согласно данным МФ РК, за время проведения пилотного проекта количество импортеров меховых изделий, оформивших декларацию на товары, увеличилось на 23% (с 63% до 78%), рост поступлений таможенных пошлин и налогов по импорту вырос на 70% (со 170 млн тенге до 283 млн тенге), рост поступлений внутренних налогов по данной деятельности увеличился в полтора раза, до 182,9 млн тенге.
Кроме того, маркировка меховых изделий позволила выявить налогоплательщиков, занижавших доход с целью применения льготного налогообложения. Так, количество субъектов, осуществляющих деятельность на основе патента, сократилось в 6,2 раза (с 243 до 28).
В настоящее время в Республике Казахстан ведется работа по запуску пилотного проекта по маркировке обувной продукции. В этом свете, именно с целью презентации российского опыта, более детального раскрытия структуры работы по маркировке товаров в России, Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК, определенного казахстанским Правительством в качестве уполномоченного государственного органа по маркировке, совместно с АО "Казахтелеком", были приглашены представители российского ООО "Центр развития перспективных технологий" (далее – ООО "ЦРПТ"), законодательно уполномоченного единым оператором по маркировке товаров в РФ.
В ходе встречи, состоявшейся 12 апреля т. г., председателем Комитета технического регулирования и метрологии МИИР РК Арманом Шаккалиевым озвучена информация об определении министерства в качестве координирующего органа по вопросам маркировки и прослеживаемости товаров в республике. Озвучены планы работы по направлению, в том числе разработка дорожной карты проведения пилотных проектов по маркировке и прослеживаемости, планы проведения пилотного проекта по маркировке обуви странами – участницами ЕАЭС.
Стоит отметить, казахстанское предпринимательство видит ряд рисков и высказывает опасения в части низкого уровня готовности ко внедрению маркировки товаров, необходимости детального анализа целесообразности внедрения, планируемых механизмов реализации маркировки, возможности минимизации дополнительных издержек на казахстанский бизнес, связанных с предстоящей маркировкой.
Также в ходе встречи бизнесом были обозначены ключевые проблемные вопросы внедрения маркировки обувной продукции, в том числе связанные с импортом, трансграничным перемещением, розничной торговлей, инфраструктурой, финансовой моделью проекта, взаимного признания марок стран ЕАЭС и др.
Главный конструктор российского ООО "ЦРПТ" Гавердовский А. С., представивший на данной встрече презентацию о структуре процессов, принятых в РФ, об административных и IT-решениях и пр., неоднократно отметил, что работа по маркировке товаров в России начиналась с этапа погружения в специфику той или иной отрасли, продукция которой планируется к маркировке, т. к. невозможны "универсальные подходы и универсальные решения".
"Без детального анализа отрасли, погружения в ее специфику основные цели маркировки остаются недостижимыми. Во главу угла в качестве основных приоритетов при внедрении маркировки товаров государство ставит улучшение условий легального бизнеса за счет пресечения возможности ввода в оборот контрафакта и максимально настроено оказать данному легальному бизнесу посильное содействие", – подчеркнул Анатолий Гавердовский.
Стоит отметить, что в настоящее время в отечественном секторе легкой промышленности достаточно высока доля контрафактной и контрабандой продукции, и представители отрасли уже видят в маркировке товаров реальный инструмент борьбы с серым импортом, соответственно, возлагает надежды на эффективность данной практики.
По завершении докладов приглашенных российских участников присутствовавшим бизнесом и государственными органами было задано большое количество интересующих предпринимательство вопросов, в том числе о необходимости маркировки обувной продукции, производимой под государственный оборонный заказ, как в РФ подошли к вопросу стоимости маркировки на единицу товара (обуви), и многие другие.
"В настоящее время в Российской Федерации обувная продукция, производимая под гособоронзаказ, не подлежит обязательной маркировке. Решение об этом было принято соответствующими компетентными органами государства. Что касается стоимости маркировки на единицу товара (обуви), то в РФ был определен единый тариф в 50 коп. на все товарные группы. Это тариф на генерацию цифрового кода и обеспечение ее прослеживаемости. Вместе с тем на определенные группы товаров планируется применять различные технологии нанесения марки на товар. Например, для автомобильных шин предполагается применить RFID, где стоимость носителя равна 120 российским рублям", – прокомментировал представитель ООО "ЦРПТ" Анатолий Гавердовский.
Департамент обрабатывающей промышленности НПП РК "Атамекен", принимая во внимание достаточно форсированное развитие событий по маркировке обувной продукции, призывает отечественный бизнес отрасли принимать более активное участие и быть в курсе проводимой работы. НПП РК "Атамекен", в свою очередь, приложит все усилия для получения казахстанским бизнесом максимальных выгод от процедур маркировки при минимально возможных издержках предпринимательства.